10 августа в Костроме прошло два важнейших для ювелирной отрасли события: заседание Общего собрания Ассоциации «Гильдия ювелиров России» и круглый стол с представителями федеральных исполнительных органов власти (ФОИВ), которые курируют нашу отрасль и разрабатывают для нее нормативные документы.
Об итогах этих мероприятий корреспонденту журнала «Русский Ювелир» рассказал основатель компании «ЦИРКОН С» и Президент общественной организации «Серебряный Совет» Сергей Владимирович Куколевский.
- Сергей Владимирович, поводов для традиционной встречи представителей ювелирной отрасли накопилось немало, и в первую очередь, система органов управления самой Ассоциации нуждалась в реформировании, поскольку за более чем 15 лет работы прежняя структура перестала отвечать задачам, которые ставят перед ювелирами нововведения экономической и политической повестки. Что изменилось в системе управления Ассоциации?
- Нужно отметить, что Общее собрание прошло в исключительно конструктивном ключе и все решения принимались на редкость единодушно. Это в общем-то объяснимо, поскольку все понимают, что ситуация, в которой сегодня оказалась ювелирная индустрия, требует предельной консолидации всех ее участников, и значение Ассоциации «Гильдия ювелиров России» как организации, призванной отстаивать интересы ювелиров на самом высоком уровне, сегодня очень высоко.
По итогам Собрания в устав Ассоциации были внесены изменения, соответствующие требованиям времени, а также прошли выборы руководителей. Общее собрание единогласно избрало первым Председателем Ассоциации Флуна Фагимовича Гумерова. Также первыми Сопредседателями Ассоциации были избраны Валерий Васильевич Будный и Аркадий Леонидович Гутерман, а Исполнительным директором - Владимир Александрович Збойков, Ревизором избран Дмитрий Анатольевич Кунцев.
- То есть, первая часть большого ювелирного дня в Костроме прошла идеально, а что произошло на круглом столе?
- Такой формат как круглый стол предполагает диалог. И мы все очень рассчитывали на диалог с представителями Минфина, Федеральной пробирной палаты, Росфинмониторинга. Вопросов у нас накопилось очень много, но.. Ни один чиновник из курирующих нас ФОИВов на встречу не явился, хотя приглашали их заранее, и предварительное согласие на встречу было получено. Как воспринимать такое публичное игнорирование ключевого события в жизни отрасли? Как ведомство может выступать регулятором отрасли, но при этом пренебрегать возможностью пообщаться с ее представителями, услышать их пожелания и предложения, вытекающие из каждодневной практической работы? С моей точки зрения это - неприкрытая демонстрация наплевательского отношения к ювелирам.
И это не разовая ситуация: не так давно Владимир Александрович Збойков был выведен из состава рабочей группы по регулировке рынка драгметаллов – единственного представителя ювелирной отрасли, самого квалифицированного и уважаемого эксперта, лишили возможности защищать интересы профессионального сообщества. Мнения и чаяния ювелиров не посчитали важными и достойными быть принятыми во внимание. То есть законы, влияющие на работу ювелиров, спускаются нам сверху, при этом никто не интересуется не только нашим мнением, но и не учитывает, как конкретное решение повлияет на жизнь отрасли. Видимо чиновникам наплевать на то, что появятся сотни тысяч безработных, что разорится и закроется множество мелких предприятий, которые сегодня сохраняют и развивают ювелирное ремесло. А это недопустимо в современных условиях, когда ценен каждый рубль, который поступает в бюджет, каждый человек, который что-то создает и платит налоги.
- А может быть чиновники просто побоялись лицом к лицу встретиться с ювелирами и дать ответ на вопрос, почему отрасль сегодня поставлена на грань выживания?
- Вполне возможно. Игнорирование проблемы, это ведь тоже своего рода стратегия. Тот же Минфин позволяет себе игнорировать не только нас, всю ювелирную отрасль, но и даже прямые распоряжения президента. Вы же знаете, что Флун Фагимович Гумеров обсуждал ключевые проблемы ювелиров с президентом страны? Говорили о серебряной отрасли, о необходимости вывести ее из ГИИСа, не распространять на нее действие 41 и 47 законов, перевести в тот же правовой статус, что и бижутерия, и посуда… И, кстати, Владимир Владимирович согласился с тем, что текущая ситуация требует оперативного вмешательства и внесения изменений, нашему главному куратору - Минфину были даны соответствующие поручения…
И здесь можно говорить об откровенном чиновничьем саботаже, потому что поручения президента получены, но не выполнены, хотя министерство бойко отчиталось о том, что ювелирны-индивидуалы выведены в отдельную категорию и им даны несущественные послабления в отчетности. Эти изменения – капля в море, но самое главное приняты они были задолго до поручений президента. То есть по делу никаких телодвижений не предпринято, зато есть откровенное очковтирательство, невыполнение поручений главы государства – по сути дискредитация имиджа президента.
- Если представители ФОИВов не пришли на круглый стол, то, о чем говорили собравшиеся?
- На круглом столе присутствовали представители Центробанка, Совкомбанка и компании «Соколов», которые долго и оптимистично рассказывали о том, как они выпускают ценные бумаги, предоставляют кредиты, и все это способствует росту бизнеса аж на 15% за 3 года. При этом они умолчали об инфляции и многократном росте стоимости драгоценных металлов. Считаю, что в нашей отрасли все подсчеты могут вестись только в штуках изделий или килограммах металла, но никак не в обороте денежной массы.
А вот на ключевые, животрепещущие вопросы ювелиров-практиков ответов так и не нашлось. Например, те же банкиры не нашлись что ответить на вопрос руководителя Ассоциации малого ювелирного бизнеса Анны Романовской, что делать ювелирам, которые не стремятся становиться крупными предприятиями, а хотят оставаться художниками, творить, развивать самобытное ювелирное искусство, и просто нормально зарабатывать на своем ремесле, а не заниматься приростом капитала при помощи всех этих акций и займов.
- А вы лично какие вопросы задали бы представителям ФОИВов, если бы они все-таки имели смелость прийти на круглый стол?
- Мне бы очень хотелось задать господам чиновникам, разрабатывающим законы для ювелирной отрасли, пару простых вопросов. Почему, если я, как гражданин, куплю в банке слиток золота и выброшу его в Неву с середины Литейного моста, мне ничего за это не будет. А если я, как индивидуальный предприниматель, сделаю тоже самое, заплатив за золото дополнительно еще и 20% НДС, мне очень оперативно «скрутят руки»?
И второй: как я могу нести ответственность за своих контрагентов и гарантировать, что они являются достойными плательщиками НДС? И почему именно на меня, как предприятие, купившее у поставщика драг металл, будет возложена обязанность возмещать недостающую сумму налога, если мой контрагент, вдруг его не заплатит? Полагаю, в стране избыточный штат контролирующих органов, способных урегулировать все вопросы с неплательщиками, и перекладывать эти задачи на ювелиров, более чем не рационально.
Думаю, что у каждого руководителя ювелирной компании нашлось бы, о чем спросить чиновников. Но диалога не состоялось – нас не хотят и боятся слышать. Думаю, главная задача ассоциации «Гильдии ювелиров» переломить эту ситуацию, ведь только в общении всех заинтересованных сторон можно создавать законы, которые будут служить на пользу ювелирной отрасли, а значит и России.