Экспорт необработанных алмазов из России сократился на 24% в годовом исчислении до 36,7 млн карат в 2022 году, поскольку правительства по всему миру ограничили импорт, сообщает rapaport.com.
Падение произошло, несмотря на то, что Россия увеличила добычу сырья на 7% до 41,9 млн карат, согласно статистике Кимберлийского процесса (КП), опубликованной на этой неделе. В то время как США и другие страны Большой семерки (G7), включая Великобританию, ввели санкции против России за ее вторжение в Украину в феврале 2022 года, другие, такие как Бельгия, медленнее отказываются от импорта из страны.
Между тем, мировое производство сырья выросло на 24% в годовом исчислении до 16,02 млрд долларов. В натуральном выражении добыча упала на 0,6% до 118 млн карат. Общий объем импорта сократился на 16% по объему, в то время как мировой экспорт упал на 21%.
Снижение экспорта отражает ситуацию в России, а также падение количества каратов, экспортируемых из Ботсваны, на 36%, из Европейского союза на 29% и из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) на 14%. Рост стоимостного объема мирового производства обусловлен в первую очередь Ботсваной, которая увеличила объем производства на 27% до $4,7 млрд.
***
Напомним, ранее Rapaport сообщал, что алмазы АЛРОСА по-прежнему поступают в некоторые страны, но детали туманны.
Где все российские алмазы?
Российские алмазы поступают в Индию, Бельгию и другие мировые торговые центры. Все это признают. Но неясно, как товары туда попадают, каковы объемы и какие банки обрабатывают платежи.
Один из слухов на рынке заключается в том, что российская горнодобывающая компания «Алроса», находящаяся под санкциями в США, создала дочернюю компанию, которая продает сырье производителям, возможно, через посредника. Некоторые говорят, что товары АЛРОСА поступают в Мумбаи и Сурат через Дубай, хотя этот путь, похоже, прекратился из-за банковских проблем.
Почти по всем сообщениям, поток российского сырья в Индию сократился с начала войны в Украине в феврале 2022 года. Поставки замедлились в четвертом квартале прошлого года, хотя мало кто из тех, кто говорил с Рапапортом в феврале этого года, смог объяснить, почему. Похоже, что некоторые банки стали менее охотно одобрять денежные переводы в Россию, либо добровольно, либо под влиянием правительств.
Другим фактором может быть истощение существующих запасов камней АЛРОСА. Компания не публиковала данные о производстве и продажах с начала войны, поэтому трудно понять масштабы ее свежей продукции.
Несколько торговцев из Мумбаи рассказали Рапапорту, что они покупали российское сырье у частных дилеров в Антверпене, по крайней мере, до недавнего времени. Тем не менее, один мелкий производитель, который также специализируется на мелких алмазах, обнаружил, что качество необработанного сырья, которое он получал, упало, с более низкой чистотой и большим количеством флуоресцентных камней, появляющихся в посылках. Это заставило его поверить в то, что лучшие камни идут нескольким крупным производителям, а не на вторичный рынок.
Он не одинок в этом убеждении. В широко распространенных сообщениях говорится, что лишь несколько избранных крупных ограночных компаний получают доступ к основной части прямых поставок АЛРОСА, создавая впечатление дефицита для всех остальных. Действительно, производители, которые, по оценкам, «Алроса» все еще продавала в довоенных объемах в феврале, были в меньшинстве.
Суть в том, что никто не знает наверняка, сколько товаров поступает из России. Но это определенно течет. Большая часть отполированного спроса приходится на Китай и Индию, где потребители менее чувствительны к войне в Украине, чем их североамериканские и европейские коллеги. Поскольку США, вероятно, расширят свои санкции, эта тенденция, похоже, сохранится.