«Он не то на серебре, на золоте едал...» — на ум приходят эти строки из пьесы Грибоедова «Горе от ума», которую проходили по школьной программе. С золотой посуды рядовые люди в России будут есть, наверное, ещe нескоро. А вот серебряную смогут позволить себе в обозримом будущем многие. Оно и для здоровья, говорят, полезно. Если не затянется исполнение поручения Президента России Владимира Путина.
Система регулирования обращения драгоценных металлов и камней — вещь очень консервативная. В этом есть свой резон, но иногда эта консервативность выходит за рамки здравого смысла. В частности, так случилось с серебряными изделиями. Где вы можете купить серебряные вилки? Или ложечку ребенку «на первый зуб»? Только в ювелирном магазине, больше нигде. А не задумывались, почему?
Недавно президент России Владимир Путин общался с представителями общественной организацией бизнесменов «Деловая Россия», выяснял потребности бизнеса. На этой встрече к главе государства обратился председатель Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Флун Гумеров (который сам является владельцем ювелирного предприятия).
«Серебро в 85 раз дешевле, чем золото. Зачастую серебряные изделия дешевле, чем бижутерия, грамм серебра сегодня стоит 65 рублей, а в весе изделия это всего 2-3 грамма. Посуда из стали зачастую дороже, чем серебряная посуда.
Бизнес хотел бы, чтобы те предприятия, которые работают с серебряными изделиями, работали в одном административно-правовом и налоговом поле с такими конкурирующими отраслями, как бижутерия, как подарки. Это позволит в магазинах торговли для дома продавать посуду (а сегодня за посудой покупатель должен идти в основном в ювелирные магазины), в магазинах канцтоваров продавать серебряные авторучки.
И главное — это даст возможность в таких городах, как Кострома, в городах «Золотого кольца», во всех лавках продавать для туристов сувенирную продукцию без лишней административной и налоговой нагрузки со стороны Финмониторинга, со стороны применения ГИИС», — отметил Флун Гумеров.
Кроме того, как уже отмечалось Флуном Гумеровым, брендовая бижутерия из пластика или недрагоценного металла (с покрытием из драгметалла или без него) может стоить дороже, чем из серебра.
Владимир Путин, в свою очередь, поделился своим мнением, фактически поддержав Гумерова: «При понимании того, что порядок соответствующий нужно наводить, согласен, но я бы снял эти ограничения, которые здесь введены, и прошу коллег подумать над этим».
Что же, действительно странно, если стальная посуда (брендовая, естественно, какого-нибудь Zepter, например) стоит дороже серебряной, но еe в обычном супермаркете продавать могут, а кастрюлю из серебра — нет. Но что же будет дальше, после того как президент дал отмашку на перемены? И в какие сроки?
За комментарием «Про Металл» обратился к и.о. генерального директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Владимиру Збойкову. Вот его прогноз:
«По итогам таких встреч всегда готовится поручение президента, сейчас над ним идeт работа. Мы ожидаем, что в течение месяца поручение будет подготовлено и опубликовано. Но вот дальше начнeтся этап, который потребует значительно больше времени и усилий — его исполнение. Нужно отрегулировать три фактора.
Прежде всего, торговлю обычной бижутерией, не из серебра, магазины обычно ведут по упрощeнной схеме налогообложения. Как уже отмечалось Флуном Гумеровым, брендовая бижутерия из пластика может стоить дороже, чем из серебра. Но при торговле изделиями из любого драгметалла, к которым серебро также относится, «упрощeнка» исключена по закону. За попытку нарушить запрет последует очень большой штраф. Значит, либерализация оборота серебряных украшений и прочих изделий невозможна без изменений в Налоговом кодексе.
Второе. На сегодня весь учeт оборота драгоценных металлов и драгкамней проходит через государственную информационную систему ГИИС ДМДК. Данные обязаны вносить участники рынка. Для тех, кто с ней никогда не сталкивался, разобраться в еe работе очень сложно. Не удивительно, что сувенирные магазины или магазины хозтоваров и не станут никогда этим заниматься. Естественно, нужно вывести оборот серебряных изделий из этой системы. Для этого требуется, в частности, решение Пробирной палаты.
Третий «камень преткновения» — необходимость регулярно отчитываться перед Росфинмониторингом для всех, кто торгует изделиями из драгметаллов. Здесь также необходимо решение, отменяющее эту отчeтность для реализаторов серебряных изделий».
По мнению Владимира Збойкова, все эти шаги упростят жизнь самим государственным органам, избавив их от необходимости обрабатывать большой объeм бесполезной информации. При этом ослабление контроля в этой сфере не повлечeт никаких рисков для валютной сферы нашей страны. Либерализация рынка серебряных изделий в РФ позволит нарастить объeм их реализации и даст за счeт этого больше налоговых поступлений в бюджет.
«Мы надеемся, что государству для осознания этого факта потребуются не годы, а куда более короткий срок. Поэтому заявление Владимира Путина в отрасли встретили с оптимизмом», — отметил Владимир Збойков.
Что же, нам, потребителям, остаeтся только надеяться на то, что так оно и будет. Подать щи в серебряной кастрюле — в этом что-то есть, согласитесь.
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.