Продажи на ювелирном рынке по итогам 2022 года сократились на 7%, до 308 млрд рублей, подсчитали в агентстве INFOLine. Это произошло в связи с уходом ряда luxury–брендов и переориентацией покупателей с золотых на бюджетные серебряные изделия.
Несмотря на то что развитие крупнейших ювелирных сетей в 2022–м замедлилось, их продажи всe же росли, совокупный объeм по итогам года увеличился на 9,8%, до 148,8 млрд рублей с НДС (в 2021 году рост составлял 30%, до 135,4 млрд рублей). Более 73% в общем объeме продаж пришлось на тройку лидеров: Sunlight, "585 Золотой" и Sokolov. Всего же по итогам года рост показали четыре из 11 компаний.
По данным аналитиков, самую активную динамику развития в предыдущие 2 года показывала торговая сеть Sokolov, общие продажи которой с учeтом опта по итогам прошлого года выросли на 31% и достигли 32 млрд рублей с НДС. По данным аналитического центра Sokolov, жители Петербурга за 2022 год потратили на ювелирные украшения 20,7 млрд рублей, уступив по тратам только москвичам. Средний чек в магазинах города вырос на 19% и достиг 7722 рублей. Самыми популярными ювелирными украшениями у жителей Северной столицы оказались серьги и кольца — на них пришлось более половины всех покупок в городе.
Склонность людей к экономии отразилась на рынке, подход к покупке украшений стал более взвешенным. Причeм это выражается не в простом отказе от роскоши. Как рассказал "ДП" директор по маркетингу и организации розничных продаж федеральной ювелирной франчайзинговой сети "585*Золотой" Андрей Шляев, жители Петербурга стали рассматривать ювелирные изделия как инвестицию и "твeрдую валюту". Поэтому вырос спрос на золотые изделия из премиального сегмента, например на тяжеловесные цепи, а также украшения с драгоценными камнями: бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами. По итогам 2022 года в сегменте золотых изделий с драгоценными и полудрагоценными камнями было продано на 30% больше изделий, а выручка оказалась выше на 34%. При этом повышение спроса на эти изделия происходило на фоне снижения общего спроса и снижения трафика в магазинах.
"Покупательское поведение изменилось нехарактерно. Обычно в кризисные периоды клиенты начинают руководствоваться сугубо рациональным подходом — в частности, покупать дешевле. В 2022 году, напротив, была очень важна эмоциональная составляющая покупки — порадовать себя. Плюс ощущение стабильности от взаимодействия с компанией, от самого процесса шопинга. Рациональные доводы вроде скидки, специального предложения программы лояльности поддерживали принятие решения о покупке", — рассказал Шляев.
Региональный менеджер MIUZ Diamonds (Московский ювелирный завод) Вячеслав Рогушин рассказал, что компания в прошлом году увеличила объeм продаж в Петербурге более чем на 35% год к году. В MIUZ делали ставку на коллекции с бриллиантами и драгоценными камнями, наращивали производство премиальных коллекций. По словам Рогушина, люди стали более осознанно подходить к покупке ювелирных украшений, уделять больше внимания качеству, дизайну, бренду.
Как рассказал владелец ООО "Диамида" и член совета ассоциации Армен Манукян, бизнес в этом году обращался к правительству с просьбой изменить формулировку ст. 145 Налогового кодекса. Она гласит, что организации и ИП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца их выручка без учeта налога не превысила 2 млн рублей. "Мы считаем, что этот порог необходимо поднять до 15 млн, чтобы освободить микропредприятия от налога", — говорит Манукян. РОО "Содействие малому бизнесу" направило соответствующие письма в адрес представителей власти.
Другое изменение, которого пытаются добиться в ассоциации, — выведение серебра из–под действия федерального закона № 47–ФЗ от 09.03.2022 (он регламентирует отмену УСН и патента для ювелирной отрасли), чтобы оставить возможность работать с ним без ЕИС и финмониторинга. Поскольку порой расходы на учeт металла оказываются выше прибыли с продаж изделий.
По словам участников рынка, в нынешней ситуации предприниматели начали дробить бизнес, а в ряде случаев — сокращать количество торговых точек. Также благодаря возможности покупки золотых слитков в банках и онлайн вновь начал процветать чeрный рынок драгметаллов.