Если бы законодательное поле отрасли было бы благоприятным и незыблемым в течение десятилетий, роль отраслевой организации заключалась бы в том, чтобы помогать своим членам продвигать на внутреннем и внешнем рынках свою товарную продукцию, оказывать информационную помощь в совершенствовании технологий, заниматься популяризацией продукции из ДМДК как товарной группы и так далее. Но нормотворчество в сфере ДМДК бьет ключом, и нужен «глаз да глаз», чтобы успевать выражать позицию по каждому принимаемому регулятором новому акту. Да и в целом, внешний фон в стране очень неспокойный: события, влекущие изменения в экономике, происходят чуть ли не ежедневно. Отсюда цели и задачи отраслевой общественной организации оказываются в корне иными.
Что сегодня стоит во главе интересов Гильдии? Анализ новелл нормативно - правового регулирования данной сферы, выработка замечаний и предложений к ним, их дальнейшее отстаивание в госорганах. Проявление инициатив на пересмотр тех норм, которые сильно мешают работе отрасли.
В России существует жесткое противоречие между частным характером собственности на драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них и жестким режимом строгого государственного регулирования на рынке ДМДК. Безусловно, государство должно контролировать добычу ДМ и ДК, т.к. недра и что в них залегает являются собственностью государства. Но добытые драгоценные металлы и камни – это уже частная собственность их добытчика. В то же время, все участники рынка, от добычи до розничной реализации готовых изделий, вынуждены работать у нас под бдительным оком и по указке государства.
В 1998 году был принят наш основной закон 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Сколько тогда было надежд на то, что «теперь в России с драгоценными металлами и камнями будет все можно»! Но вышло иначе – с каждой новой редакцией этот закон если и двигался на один шаг вперед по пути либерализации, то на два шага уходил в сторону ужесточения контроля. До известных событий (принятие 47-ФЗ) нашу отрасль хотя бы никак не ущемляли в части порядка налогообложения ее участников. Поэтому важнейшим негативным событием ювелирной отрасли стал вступивший в силу запрет ювелирам (производству и торговле) на применение специальных налоговых режимов.
В контексте налогового вопроса посмотрим на внешний фон, т.е. внешние (по отношению к ювелирной отрасли) факторы. Недружественные страны все усиливают санкционное давление. Усиление оборонного потенциала страны требует очень больших дополнительных затрат, за которыми доходы бюджета не всегда успевают поспевать. 10 мая сего года Минфин России сообщил, что за, за первые четыре месяца 2023 года доходы федерального бюджета снизились на 22% по сравнению с тем же периодом 2022 года, а расходы выросли на 26%. Дефицит, таким образом, достиг 3,42 трлн рублей, что больше плана на весь год (2,9 трлн рублей).
Наверное, исходя из этих цифр, любой предприниматель понимает – власть будет искать пути наращивания доходов в бюджет. Отсюда нет смысла обсуждать, насколько серьезной ошибкой было принятие в прошлом году закона 47-ФЗ. Тем более, что целью принятия этого закона была объявлена благая задумка — заместить драгоценным металлом доллары и евро в кубышках наших граждан. И даже если по истечению какого-то количества налоговых периодов регулятор придет к выводу, что принятие этого закона было ошибочным, а поставленные законом 47-ФЗ цели достигнуты не были, то каяться и возвращать все «как было» никто все равно не будет точно. Даже под давлением со стороны ювелирного бизнеса.
У любого регуляторного решения можно найти выгодоприобретателей. В случае с запретом специальных налоговых режимов малым ювелирным компаниям выгодоприобретатели сразу оказались на виду – это компании крупные. Вопрос спорный – чего больше пришло им от этого, вреда или пользы, покажет время. Однако точно можно сказать, что никакие крупные предприятия не смогли бы пролоббировать подобное решение, если бы на то не была воля государства в лице отраслевого регулятора, правительства. Не нужно проявлять детскую наивность, полагая, что кто-то кого-то в чем-то обманул. Но не нужно и другой крайности – утверждать, что ювелирную отрасль государство решило уничтожить: просто государству нужны деньги, и искать их в обороте драгоценностей – вроде бы неплохая идея. Другое дело – удастся ли найти…
По поводу полученной «выгоды» крупных ювелирных компаний. Некоторые из малых участников рынка закрыли свои предприятия, часть перенесла бизнес в другие страны, а ряд ушли в тень. И эта самая «тень» — главная сегодня головная боль и угроза тем, кто на рынке остался – ведь теневые участники рынка способны на значительный ценовой демпинг, востребованный сегодня покупателями на фоне снижения реальных доходов. И малым, и крупным производителям от этого плохо.
Немного статистики. С 10 января 2022 г. по 10 мая 2023 года число субъектов МСП в ювелирной сфере сократилось на 21,3% (с 12093 до 9517), в том числе:
- в розничной торговле – на 20,9% (с 5936 до 4693);
- в оптовой торговле – на 22,3% (с 2461 до 1913);
- в производстве – на 21,5% (с 3696 до 2903).
Но, если из общего числа предприятий на каждую дату вычесть число вновь созданных предприятий за каждый месяц, то сокращение числа ранее действовавших предприятий составит с 10 января 2022 г. порядка 29%, причем больше всего – в производстве (более 31%).
Да только за 2023 год число малых ювелирных предприятий сократилось на 12,7%.
Вопрос – а так ли наши соотечественники патриотичны, чтобы отказаться от покупок более дешевого, но не маркированного по всем правилам, т.е. безналогового товара? Так ли всем покупателям необходим кассовый чек? Ответ, думаю, понятен. И понятно, что что-то нужно делать с налогами, пока значительная часть розничного ювелирного оборота не успела превратиться в якобы вторичный оборот рынка у физлиц. Простым ужесточением контроля за теневым рынком здесь задачу не решить, да и внеплановые проверки здесь не сильно помогут – они могут быть только у тех, кто все еще состоит на учете в ФПП.
Давайте трезво оценивать шансы, на что можно рассчитывать сегодня малому ювелирному бизнесу в части налогов. Это нужно для того, чтобы отделить реально полезные усилия от популистских идей, которые если и могут принести пользу, то только их ораторам, и то на время. Не обязательно эти люди осознанно обманывают себя и других. Подавляющее большинство тех, кто призывает требовать от власти «возврата как было» — просто недооценивают все факторы. Недооценивают то, что власть никогда ничего не меняет под давлением. Однако выдавать желаемое за действительное – значит, неверно строить свои собственные бизнес-планы на будущее, исходя из гарантированно несбыточных посылов. Очевидно, для успеха любого бизнес-плана в сто раз полезнее учет «горькой правды, чем сладкой лжи».
Теоретически, сегодня есть три реалистичных пути снижения налогового бремени на ювелирную отрасль:
- сохранение пока еще имеющегося права для ювелиров использовать режим АУСН (он в следующем году будет распространен на всю страну, но законопроект о запрете для АУСН уже есть, хотя и был временно приторможен);
- поднятие планки оборотов для льгот по НДС (но в рамках работы на ОСНО) на основе Ст. 145 НК РФ;
- вывод из-под запрета на использование УСН только части ювелирного оборота, только для реализации изделий из серебра.
Каковы шансы, с учетом внешних факторов, добиться результатов по каждому из этих трех путей? На первый взгляд, чисто технически – это с АУСН. Здесь пока ничего не нужно отменять из уже принятого. Прямого запрета по АУСН для ювелиров пока нет, и если законопроект так и не станет законом – то право сохранится. А какие есть минусы этого пути? Если на основании оценки нескольких налоговых периодов Правительство РФ сочтет перевод ювелиров на ОСНО успешным, то непременно примут запрет и на АУСН. Так что ждем и следим за данными Росстата, реакцией регулятора на складывающуюся в отрасли ситуацию. Но к каким-то глобальным выпадениям доходов бюджета из-за сохранения для ювелиров прав на АУСН быть не должно. Значит, шанс есть.
По Статье 145 НК РФ все намного сложнее из-за дефицита бюджета страны. Проект, родившийся в Якутии, о поднятии планки по обороту в Статье 145 НК РФ лишь для отдельно взятой ювелирной отрасли проходным никак не выглядит. В стране много тех, кого нужно поддерживать, и поддержка отдельно взятых ювелиров выглядит политически ошибочной – не поймет народ.
Совсем другое дело было бы, если бы поднятие планки оборота по Статье 145 НК РФ предложили для всех отраслей экономики, и только в границах инфляции за прошедшие годы. Но это поднятие кроме ювелиров мало кому нужно – малый бизнес прочих отраслей продолжают работать на специальных налоговых режимах. Значит, необходимая массовая поддержка других отраслей маловероятна. У Ассоциации союзники по этому вопросу есть – это ТПП РФ и ОПОРА России. Хотя мы должны понимать – повышение планки по Статье 145 сразу для всех отраслей может оказаться значимым для бюджета выпадением доходов. И тогда это будет проблемой (данных о том, сколько сегодня компаний работает по 145 НК РФ у нас нет).
Отдельной надеждой для малого ювелирного бизнеса стало серебро, точнее – изделия из серебра. Вот здесь есть реальный шанс убедить регулятора – уж больно малы, несопоставимы с золотом, обороты изделий из серебра! Никакого «удара по бюджету» не будет от либерализации оборота изделий из серебра, вывода их из-под Росфинмониторинга (закона 115-ФЗ) и закона 41-ФЗ. Напротив – можно ожидать существенное расширение оборота изделий из серебра. Более того, поддержка отрасли в части снятия ограничений в обороте изделий из серебра поступила, как вы знаете, от самого Президента РФ Владимира Путина!
Причем такое решение никак бы не задевает самолюбие регулятора – ведь это не «откат» назад от ранее принятого закона 47-ФЗ, а совершенно новый подход к регулированию. Взвешенный и дифференцированный. Да и подготовка к нему самим регулятором ранее уже была проведена – отдельные коды ОКВЭД для серебра имеются не зря же. Но тут проблема с правоохранителями: они, как им и положено, всегда находят риски. Подозревают, что могут появиться некие злоупотребления. Посмотрим, что окажется в Поручениях Президента по данному вопросу!
Тем не менее, либерализация оборота изделий из серебра с разрешением применения УСН выглядит сегодня наиболее проходной «поблажкой» малому ювелирному бизнесу. Этот путь снижения налоговой нагрузки для малых ювелиров сегодня – самый реалистичный. Правда, число чисто «серебряных» игроков на рынке невелико, не более 5-10%. Но лучше так, чем ничего.
Остается надеяться, что крупный ювелирный бизнес, которому «не светит» работа на УСН, не будет направлять регулятору «письма протеста». Т.е. имеется проблема преодоления некого внутриотраслевого эгоизма, который присутствует в рамках конкуренции всегда и во всех отраслях. В вопросе убеждения крупного бизнеса пойти на небольшой компромисс со своими интересами, поддержав малый бизнес хотя бы по серебру, важна роль Ассоциации, где есть члены от самых малых до самых крупных. Будем убеждать!
Если дефицит бюджета страны касается всех отраслей экономики и влияет на налоговую политику, то такие факторы, как усиление административного давления пробирного надзора, поэтапное введение ГИИС ДМДК, ожидаемая обязательная маркировка изделий по поверхности и многое другое – это уже чисто внутриотраслевые проблемы. В двух словах обо всем не сказать.
Важно пытаться убедить регулятора, что тренд на ужесточение регулирования приведeт к росту административных издержек бизнеса, а вместе с ними — не к повышению сборов налогов в бюджет, а, наоборот, к снижению. Хотя, похоже, в Минфине уже понимают – предел прочности резьбы достигнут, пора остановиться и, напротив, начинать ослаблять.
Порой кажется, что Минфин сам был бы не против пойти на некоторые послабления регуляторики, но каждый раз находятся иные силы, которые не согласны с либеральными подходами. Скажем, Минфин не против того, чтобы разрешить ювелирным магазинам для «поддержания штанов» реализовывать инвестиционные слитки золота без НДС, но вот ФНС сомневается: смогут ли они разобраться в двух каналах движения товара, с НДС и без НДС? Казалось бы, им на помощь ГИИС ДМДК (а, иначе, зачем тогда ее создавали?), но тогда под нюансы ГИИС придется перестраивать уже работу самой ФНС. А вот этого они уже не хотят. И так далее, во всем нюансы есть, на каждом шагу. Такая ситуация лишь подчеркивает необходимость самого тесного общения с нашим регулятором, необходимость ведения с ним непрерывного конструктивного диалога по всем отраслевым вопросам.
При этом нам необходимо понимать – простая констатация фактов избыточного, с нашей точки зрения, регулирования ни к чему не приведет. Нам, как ведущей отраслевой организации, нужно обязательно предлагать альтернативные варианты регулирования, способные, с одной стороны, снять риски регулятора, а с другой – уменьшить на бизнес административную нагрузку. Предложить это Минфину, а затем добиваться реализации предложенного.
Иногда приходится слышать от малого бизнеса странную позицию: какое мне дело до всего этого регулирования, если я уйду с рынка из-за перехода на ОСНО? Но разве перспектива снижения административной нагрузки никак не влияет на принятие решения «продолжать работать или уходить с рынка»? Так, может, если не удается вернуться к прежним налогам для малого бизнеса, то попробовать добиться компенсации — снижения административной нагрузки на ювелирный бизнес, чтобы он оставался все еще привлекательным?
А для тех, кто остался на рынке, вопросы исполнения обязательных требований, административной нагрузки – это не абстрактные, а совершенно актуальные вопросы. Ими Ассоциация всегда занималась, и будет с утроенной энергией заниматься и впредь.
Самый актуальный риск, который нужно сегодня пытаться блокировать – это маркировка ювелирных изделий по металлу. Но это только вершина айсберга. Гигантский массив угроз ювелирному бизнесу (и самому малому, и самому крупному) может сделать любой бизнес низкорентабельным. Без всякого повышения налогов, только за счет увеличения объема обязательных требований. На фоне налоговых проблем мы иногда не замечаем, что и без них у ювелирного бизнеса проблем предостаточно. Вплоть до озвученной недавно на юридическом форуме идеи главы СКР Александра Бастрыкина о национализации основные отрасли экономики. С учетом особого внимания к нашей сфере и наличия ГИИС ДМДК такая угроза должна вполне серьезно учитываться ювелирами…
Пара слов о взгляде Гильдии на альтернативные общественные отраслевые объединения, в том числе малые. Крупной организации проще «пробивать» те или иные идеи, добиваться от регулятора каких-то решений, чем малым общественным организациям. Но это никак не означает, что малые отраслевые организации не нужны – всегда найдутся специфические вопросы, решения по которым будут быстрее и эффективнее приниматься в малых общественных структурах. Важно только координировать прикладываемые усилия.
«Разноголосица» отдельных групп интересантов в ювелирной сфере, разных общественных организаций – это вообще путь к сохранению того регулирования, что есть, или самого жесткого из того, что предлагает регулятор. Но не того, что предлагает бизнес. Ведь регулятор, даже если и желает что-то улучшить, в такой ситуации не в состоянии удовлетворить противоположные интересы каждой из групп.
Кстати, у неформальных объединений ювелиров есть одно, если можно так сказать, преимущество перед общественными структурами официальными: они могут говорить, что хотят. Представителей «неформалов» власть все равно не приглашает на совещания, их официально не слышит и реагировать на их голоса совершенно никак не обязана.
Совсем иная ситуация у официальных отраслевых и общероссийских общественных организаций бизнеса, к которым относится Ассоциация «Гильдия ювелиров России». Представители Ассоциации приглашаются на совещания и в Минфин России, и в иные органы государственной власти. Некорректные, невежливые высказывания в адрес ФОИВов могут повлечь ответную реакцию – игнорирование тех, кто нарушает правила этикета. И тогда ювелирное сообщество утратит возможность быть услышанным.
Что такое «корректное» высказывание в понимании ФОИВов? Это отсутствие обвинений в намеренно негативных действиях. Скажем, корректно высказать мнение, что «закон 47-ФЗ создал неблагоприятные условия для малого бизнеса», но точно недопустимо заявлять, что «Минфин России намеренно убивает малый бизнес». Поэтому, если ювелирному сообществу нужен результат, необходимо с регулятором разговаривать уважительно, без излишних эмоциональных выпадов. В конечном итоге, последнее слово все равно будет не за бизнесом – власть есть власть.
Минфин – это не единственный, а временами, и вовсе не оппонент бизнес-сообщества при обсуждении новелл отраслевого регулирования. Есть еще Росфинмониторинг, мнение которого по отраслевым вопросам очень важно. Безусловно, крайне велика роль Федеральной пробирной палаты. Став самостоятельной федеральной службой по контролю и надзору в сфере ДМДК, пробирная палата превратилась в серьезнейший орган, который, в силу самой сути исполняемых палатой функций по контролю и надзору, является препятствием на пути либерализации оборота ДМДК. Но нужно принимать все так, как оно есть. Потому необходимо стремиться вести как можно более конструктивный диалог с нашей федеральной службой, пытаясь доказывать необходимость ослабления тренда на «закручивание гаек». Иного пути достижения интересов бизнеса здесь просто нет.
И последнее: есть еще одна «незримая» сторона, участвующая в решении всех вопросов отраслевого регулирования – это правоохранители. Увы, они появляются на совещаниях только в ФОИВах, а предварительно обсуждать с силовиками наши вопросы у Гильдии пока не получалось. Но к контакту Гильдии с правоохранителями стремиться необходимо. И ради попыток в чем-то их убедить, снимая опасения, и в целях повышения уровня собственного понимания горизонтов возможного. Необходимо напрямую доводить до правоохранителей более рельефную картину функционирования ювелирного рынка.
Как можно выйти ювелирному бизнес-сообществу на диалог с правоохранителями? Понимая практическую невозможность достижения результата в рамках действующих процедур, мы предлагаем рассмотреть возможность учреждения Межведомственной комиссии по развитию сферы ДМДК, на которой отраслевой бизнес имел бы возможность аргументированно обсуждать все вопросы с заинтересованными органами. В такую межведомственную комиссию вместе с представителями Минфина России, Федеральной пробирной палаты, Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Росфинмониторинга, ФТС, ФСБ, МВД должны быть приглашены представители отраслевых бизнес-объединений. Подобный орган ранее уже действовал по распоряжению Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1572-р «О составе рабочей комиссии по подготовке предложений о развитии российской ювелирной промышленности» и показал свою высокую эффективность. К сожалению, в действующую в настоящее время Правительственную комиссию по разработке и реализации мер государственной поддержки в сфере добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, образованную Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2023 года № 131, представителей от бизнес-сообщества не были включены.
Что еще видится важным. Полезным может быть появление в Гильдии комитетов по отдельным направлениям. Достаточно успешный опыт такой работы уже был: ранее у нас функционировал, например, Комитет по ювелирным камням. Жаль, он прекратил свою работу. Почему бы его не возродить? Да и по другим направлениям отдельные комитеты также могут быть полезны.
Возможно, интересным может стать и создание в Гильдии региональных отделений организации. Это предмет для внутренних дискуссий, будем обсуждать. Есть и другие идеи.
Подытоживая, хочется отметить, что вовсе не все так безнадежно, как думают некоторые. Но если налоговый вопрос нужно пытаться решать с регулятором только с учетом внешних обстоятельств (ожидаемого дефицита бюджета страны), то уровень снижения административной нагрузки на ювелирный бизнес теоретически никаких ограничений не имеет – можно просить у регулятора «ослабить вожжи» сколь угодно сильно.
Точнее, не просить, а аргументированно убеждать в своей правоте, в отсутствии рисков. По счастью, Ассоциация уже научилась вести с регулятором диалог, хорошо понимает установленные «правила игры». Хотя именно это понимание правил иногда кажется участникам рынка проявлением излишней мягкости в отстаивании интересов ювелиров. Но это не мягкость – это просто учет реальности. Известная «Молитва Нибура» гласит: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого»!
Как бы то ни было, определенных результатов добиваться удается. Через процедуры ОРВ, в рамках Рабочей группы ДМДК при аналитическом центре Правительства РФ. Сложно, но возможно ведение борьбы за интересы отраслевого бизнеса. Поэтому оптимизм у Ассоциации есть – жизнь продолжается, будем бороться!
P.S. Уже после подготовки статьи, пришла плохая новость: вместо прежнего, внесен новый законопроект с запретом АУСН для ювелиров.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/369931-8
Суть та же, что в предыдущем, отмененном.