Оценка регулирующего воздействия проекта федерального закона«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерацииоб административных правонарушениях»
Ассоциация «Гильдия ювелиров России», рассмотрев проект федерального закона (ID проекта: 02/04/06-23/00138884) считает, что в проекте отсутствуют положения, вводящие избыточные административные обязанности для субъектов предпринимательской деятельности.
Однако считаем, что предлагаемый законопроектом размер штрафов для юридических лиц за невыполнение законного требования или воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор (дополнение частью 8 статьи 19.4), от 150 тысяч рублей до 250 тысяч рублей, необоснованно завышен.
В настоящее время функционирует Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК), в том числе направленная на обеспечение прослеживаемости (учета) ДМДК и изделий из них в целях повышения эффективности контроля за их оборотом, а также подтверждения подлинности и легального происхождения. Внедрение ГИИС ДМДК призвано способствовать неотвратимому и оперативном выявлению нарушений в рассматриваемой сфере деятельности и своевременном привлечению нарушителей к ответственности, в том числе административной.
В ГИИС ДМДК осуществляется прослеживаемость по всей цепочке движения ДМДК от добычи до розничной реализации, от кого, кому, когда, в каком виде и объеме осуществляется реализация ДМДК, а также все операции с данными ДМДК на предприятии при производстве изделий до этапа вывода из оборота (розничной реализации).
В сводном отчете разработчика сказано, что дополнение частью 8 статьи 19.4, направлено на решение проблемы – непредставление документов, запрашиваемых в рамках федерального государственного пробирного надзора, лицами, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, так как действующие размеры штрафов на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей не предотвращают указанные деяния, позволяют предпринимателям избежать административного наказания по другим статьям Кодекса, предусматривающим наложение административных штрафов, превышающих рассматриваемый размер штрафа в несколько раз.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте Федеральной пробирной палаты, при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий запрашиваются документы, подтверждающие поступление, отгрузку и реализацию ДМДК, и документы, разработанные и утвержденные контролируемым лицом, регламентирующие порядок учета и хранения драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, проведение инвентаризаций.
Документы, подтверждающие поступление, отгрузку и реализацию ДМДК, запрашиваемые в рамках федерального государственного пробирного надзора, является лишь подтверждением информации, внесенной в ГИИС ДМДК.
В случае реализации нелегально произведенной или нелегально приобретенной продукции выявление этих нарушений осуществляется через систему ГИИС ДМДК, так как при отсутствии документов или наличии фальшивых документов эти изделия невозможно внести в систему ГИИС ДМДК и соответственно в дальнейшем нанести на изделия пробирные клейма и маркировку на ярлыки. И в данном случае непредоставление документов не является препятствием ни для выявления нарушения, ни для наложения штрафов.
Добросовестные участники рынка, как правило, не игнорируют запрос о предоставлении документов в рамках федерального государственного пробирного надзора, а непредоставление какого-либо документа из запрашиваемого списка может свидетельствовать только об отсутствии в организации внутреннего документа (инструкции) необходимого в соответствии с обязательными требованиями по учету и отчетности.
КОАП РФ установлены штрафы:
- статьей 15.46 – за нарушение обязательных требований при обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;
- статьей 15.47 – за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации, в том числе представление отчетности, содержащей недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов.
Максимальный размер штрафа за данные деяния для юридических лиц по статье 15.46 – от 160 тыс.руб. до 180 тыс.руб., по статье 15.47 – от 50 тыс. руб. до 80 тыс.руб.
Обязательные требования упомянутые в статьях 15.46 и 15.47 предусматривают необходимость наличия документов, подтверждающие поступление, отгрузку и реализацию ДМДК, и документов, разработанных и утвержденных участниками рынка ДМДК, регламентирующие порядок учета и хранения драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, проведение инвентаризаций в организации.
Поэтому считаем, что в предлагаемом дополнении частью 8 статьи 19.4 размер штрафов за невыполнение законного требования или воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор не должен превышать размер штрафов, установленных статьями 15.46; 15.47.