19 мая Арбитражный суд Московской области вынес решение по иску НИИ "Платан" с заводом при НИИ" к Межрегиональному управлению Федеральной пробирной палаты. Научное учреждение пыталось оспорить штраф за то, что не подключилось к системе учeта драгоценных металлов ГИИС ДМДК.
Суд пришeл к выводу — "Платан" оштрафовали правильно, в базе должны зарегистрироваться все предприятия, которые используют в работе драгметаллы, даже для научных целей. И это не единичное дело — научные учреждения часто имеют дело с золотом и платиной, но далеко не все они знают, что теперь каждую манипуляцию с драгметаллами они должны фиксировать в электронном виде.
НИИ "Платан" разрабатывает приборы для радиолокации и космической техники, из гражданской продукции — кинескопы для телевизоров. В научных исследованиях применяются драгметаллы. Используются золотая проволока, платиновая и палладиевая фольга, припой с серебром, а также платиновая посуда. Она нужна для проведения химических анализов, а когда в НИИ измеряют высокие температуры, то делают это с помощью специальных приборов — платирородиевых термопаров.
В ноябре прошлого года Щeлковская городская прокуратура проводила в НИИ проверку и выяснила, что институт не зарегистрирован в Государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК).
Эта система начала работу с 1 марта 2021 года, а с 1 января прошлого года к ней обязаны были подключиться все структуры, которые так или иначе взаимодействуют с драгоценностями.
В первую очередь ГИИС ДМДК касается ювелирных производств, ювелирных магазинов и ломбардов. В базу необходимо вносить данные обо всех движениях драгоценных металлов и камней — например, при производстве партии колец ювелирный завод должен указать, сколько изделий он изготовил и какого веса. При передаче партии в магазин, движение ювелирных изделий также нужно отобразить в системе. А торговая точка, когда потребитель покупает кольцо, вносит информацию о розничной продаже.
Подобных информационных систем в стране уже много — есть базы для учeта меховых изделий, молочной продукции, минеральной воды. Цель всего этого — вывести рынок из тени.
В научных учреждениях оборот драгметаллов небольшой. Тем не менее они также должны регистрировать все свои действия в ГИИС ДМДК. "Платан" этого не сделал — за что и был оштрафован Пробирной палатой на 120 тысяч рублей.
В НИИ удивились. На судебных заседаниях представители "Платана" заявили, что институт не относится к организациям ювелирной отрасли, обработку драгметаллов не ведeт, их куплю-продажу не осуществляет.
В Арбитражном суде Московской области пришли к выводу, что правила не содержат исключений. Тем не менее, суд решил, что в НИИ в системе не зарегистрировались не со зла, и 120 тысяч рублей — слишком суровое наказание, поэтому штраф "Платану" снизили до 50 тысяч.
8 февраля 2023 года Арбитражный суд Москвы признал законным штраф в 120 тысяч рублей, назначенный Государственному научному центру прикладной микробиологии и биотехнологии. Причина привлечения к административной ответственности та же — отсутствие регистрации в ГИИС ДМДК. Нарушение выявила Вторая прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области.
А Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов в системе ГИИС ДМДК зарегистрировался, но от штрафа его это не спасло. В июне 2022 года прокуратура Железнодорожного района Пензы провела в учреждении проверку и обнаружила, что сотрудники НИИ с нарушениями заполнили карту специального учeта в реестре. За это институт оштрафовали на 60 тысяч рублей. В НИИ не согласились. 31 октября 2022 года Арбитражный суд Пензенской области признал назначение штрафа обоснованным. Институт подал апелляцию, но 27 декабря 2022 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд выводы первой инстанции поддержал, подтвердив, что НИИ оштрафовали законно.
Это лишь вершина айсберга. ГИИС ДМДК стала обязательной только полтора года назад, плановые прокурорские проверки проводятся раз в три года. Можно предположить, что такие дела с большой вероятностью будут множиться.
В НИИ "Платан" с заводом при НИИ", Государственном научном центре прикладной микробиологии и биотехнологии и в Научно-исследовательском институте электронно-механических приборов на запросы MASHNEWS пока не ответили.
"На специальном учeте в ГИИС ДМДК стоит 737 организаций, которые занимаются производством изделий технического назначения из драгоценных металлов, а также 361 организация, которая занимается научными исследованиями и разработкой в области естественных и технических наук. Тот факт, что организация не состоит на специальном учeте, может быть выявлен Федеральной пробирной палатой в результате поступления информации от физических лиц и правоохранительных органов, а также в ходе осуществления своей деятельности. Кроме того, важным источником информации являются заявленные организацией виды экономической деятельности", — сообщил MASHNEWS заместитель руководителя Федеральной пробирной палаты Дмитрий Замышляев.
По его словам, ведомство ведeт мониторинг ЕГРЮЛ, соответственно, если организация имеет коды ОКВЭД, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями, но не состоит на специальном учeте в ГИИС ДМДК, то это может стать поводом для проверки. Также Федеральная пробирная палата получает информацию от ФНС и Росфинмониторинга.
Штраф для юрлиц, не зарегистрировавшихся в системе, составляет от 120 до 140 тыс. рублей. Но даже если НИИ привлекают к ответственности, то прекращения деятельности от учeных не требуют.
Научно-исследовательские и промышленные предприятия могут продолжать свою работу, устранив нарушения и выполняя установленные обязательные требования, рассказал Дмитрий Замышляев.
Ограничения для тех, кто не встал на учeт, есть. Например, если организация проигнорировала регистрацию в ГИИС ДМДК, то еe контрагенты не смогут совершать с ней сделок, связанных с драгметаллами, поскольку все эти операции фиксируются в системе.
Сейчас по всем правилам через ГИИС ДМДК оформляется 90% всего поступающего сырья, сказала MASHNEWS член Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, коммерческий директор ОАО "Красцветмет" Виктория Усикова.
"Сам интерфейс программы несложный, но отсутствие отчeтов не даeт возможности своевременно выявить и исправить какую-либо ошибку, поэтому мы напрямую зависим от технической поддержки ГИИС ДМДК. Каждый день мы проводим большое количество операций, что требует дополнительных человеческих ресурсов. В нашей компании назначены сотрудники для корректного отражения информации в ГИИС ДМДК", — отметила Виктория Усикова.
И.о. генерального директора "Ассоциации "Гильдия ювелиров России" Владимир Збойков в беседе с MASHNEWS научным учреждениям посочувствовал и отметил — работа с ГИИС ДМДК требует большой вовлечeнности даже от непрофильных участников рынка.
"Конечно, это очень тяжeлая административная нагрузка. Практически всем компаниям приходится брать отдельного человека, который бы только с этой системой и работал, и на ней специализировался. Если оборот драгметаллов небольшой, то возможна прямая работа предприятия в ГИИС ДМДК. Если обороты большие, тогда требуется интеграция системы с бухгалтерией на 1С", — рассказал Владимир Збойков.
В то же время эксперт подчеркнул, что у ГИИС ДМДК есть служба техподдержки, периодически Федеральная пробирная палата проводит обучающие вебинары для предприятий и публикует видеоролики с разъяснениями.
"К сожалению, не было какого-то тестового большого периода, когда бы всe это дело обкатывали. То есть практически с колeс система пошла в эксплуатацию. Но более-менее люди сейчас начинают к ней привыкать. На сегодняшний день, на мой взгляд, где-то процентов 75–80% системы уже введено в нормальную эксплуатацию, но продолжается наращивание дополнительных функций. С 1 марта следующего года появится совершенно новый раздел взаимодействия по обороту драгметаллов, будет введена обязательная маркировка", — сказал Владимир Збойков.
По его словам, легальные участники ювелирной отрасли к системе приспособились. А те, кто работал в теневом секторе, в ГИИС ДМДК регистрироваться не стали. Им внедрение системы учeта значительно усложнило жизнь — теперь подпольные ювелиры не могут ввести свою продукцию в легальный оборот.
У научных учреждений и промышленных компаний, использующих драгоценные камни и металлы, сложностей с внедрением системы стало больше, признаeт Владимир Збойков.