Председатель Совета Союза старателей России Таракановский В.И.
Положения законопроекта | Позиция участника обсуждения | |||||||||||||||||||||||
1 | Ст. 3 Территории Российской Федерации, на которых осуществляется старательская деятельность Пункт 4. В границы территорий, указанных в части 2 настоящей статьи, не включаются: далее указываются участки и территории (13 позиций). | Из границ территорий, на которых старательские участки не могут быть предоставлены, исчезло упоминание о площадях с прогнозными ресурсами, за которые действующие предприятия выплачивают многие миллионы рублей. Исчезло упоминание о проявлениях полезных ископаемых, учтенных в государственном кадастре. Разработчики законопроекта исключили упоминание о запрете на выдачу земельных участков, границы которых находятся менее чем в 1 километре (для участков недр, содержащих россыпные месторождения металлических полезных ископаемых) от сопредельного участка недр, предоставленного в пользование по лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых либо на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых (совмещенная лицензия). Включение в перечень разрешeнных участков и территорий площадей с техногенными образованиями ухудшит сырьевую базу действующих предприятий, которые активно разрабатывают такие участки с низкими содержаниями с применением мощного высокопроизводительного оборудования. Сегодня согласование участков и территорий для поисковых и разведочных лицензий длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Кто будет осуществлять согласования для 10000 старателей? Вследствие этого и процедура оформления согласований для уже действующих предприятий удлинится в разы | ||||||||||||||||||||||
2 | Ст. 4 Законодательство Российской Федерации о старательской деятельности Пункт 1. Законодательство Российской Федерации о старательской деятельности состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае наличия противоречии между положениями настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, затрагивающих отношения, связанные с осуществлением старательской деятельности, применяются положения настоящего Федерального закона. | Нарушаются основополагающие положения Закона РФ «О недрах»: В пункте 2. Ст. 4 отмечено: «Отношения, связанные с осуществлением старательской деятельности, не являются предметом регулирования законодательства Российской Федерации о недрах». | ||||||||||||||||||||||
3 | Ст. 7 Основания и условия осуществления старательской деятельности Пункт 4 Максимальная площадь предоставляемого старательского участка устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти и не может превышать 10 гектаров | Союз старателей считает, что максимальная площадь предоставляемого старательского участка до 10 гектаров (1000х100 метров) значительно завышена, поскольку несколько объединившихся ИП-старателей захватят большие площади, что резко сузит возможности действующих предприятий по восполнению своих запасов, в особенности на техногенных площадях, которые являются основным источником пополнения запасов для действующих предприятий. Объeмы горной массы на площади 100,0 тыс. м2 окажутся неподъeмными для освоения ИП-старателям с их кустарным оборудованием. Такие площади для освоения при содержаниях до 0,10 г/м3 способны отрабатывать только предприятия, вооружeнные мощным современным оборудованием. Невозможно в указанный срок (3 года) эффективно отработать предоставленный участок недр целиком, что может привести к порче месторождений путем их разработки «ямным» способом. | ||||||||||||||||||||||
4 | Статья 12. Основные требования к осуществлению старательской деятельности Пункт 1 Численность привлекаемых одним старателем наeмных работников не должна превышать 10 человек. Пункт 6 При осуществлении старательской деятельности допускается: 1) заготовка и использование древесины для собственных производственных нужд в общем объеме до 30 кубических метров | Общее количество 11 человек уже представляют старательскую артель, для которой не будет действовать Закон «О недрах». При этом действующие малые предприятия с таким же количеством работников обязаны исполнять этот закон в части разведки, подсчeта запасов, экспертизы, что создаeт неравные условия для ИП-старателей и старателей малых предприятий. В России в 2022 г. действовало 132 малых предприятия с годовой добычей до 10 кг, которые добыли в общей сложности 571 кг золота (4,3 кг в среднем на предприятие). Эти предприятия вооружены самой современной мощной горной техникой. Привлекательный пункт для незаконных заготовщиков древесины. Пользуясь ст.12, «новые старатели» будут вырубать лес и впоследствии исчезать – кто будет ловить по стране 10000 нелегалов? | ||||||||||||||||||||||
5 | Статья 14. Прекращение старательской деятельности Пункт 1, подпункт 3 Индивидуальный предприниматель утрачивает право осуществления старательской деятельности в следующих случаях: 3) в случае если количество золота в химически чистом виде, совокупно добытого этим индивидуальным предпринимателем на старательском участке, достигло тридцати килограммов. | Никогда старатель не признается, что он добыл золота больше положенного. Всe «сверхплановое» золото окажется у нелегальных скупщиков. Почему именно 30 кг, откуда взялась эта цифра? В реальности добыть такой объeм металла без применения тяжeлой техники практически невозможно. И здесь возникает лазейка для легализации незаконно добытого, либо украденного с действующих предприятий металла. В настоящее время в России уже действуют 239 предприятий с добычей до 30 кг с общей добычей 2,545 тонны. | ||||||||||||||||||||||
6 | Статья 15. Восстановление старательского участка Пункт 1. Старатель обязан своими силами и за свой счeт осуществить восстановление старательского участка и части водного объекта, в пределах которой осуществлялась старательская деятельность. Пункт 3, подпункт 4 Под восстановлением старательского участка понимается выполнение старателем следующих мероприятий: 4) посадка сеянцев, саженцев в целях восстановления вырубленных лесных насаждений. | Экология будет нарушаться ИП-старателями, особенно в труднодоступных районах. Как правило, такие старатели работают с прямым сбросом отработанных загрязнeнных вод в ручьи и реки – техники и оборудования на создание оборотного водоснабжения, как это делают старательские артели и предприятия, у них не предусмотрено. В настоящее время большое количество выданных поисковых лицензий по заявительному принципу привело к значительному ухудшению экологической обстановки – получившие поисковые лицензии дилетанты не стремятся обеспечить элементарных правил по защите экологии. Обременение старателей дополнительной сферой деятельности, связанной с лесовосстановлением, при остром дефиците саженцев и отсутствием знаний в такой специфической сфере, как лесовосстановление, не позволят обеспечить выполнение этой статьи. | ||||||||||||||||||||||
7 | Статья 16. Использование и обращение золота старателями Пункт 2 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие старательскую деятельность, подлежат постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в соответствии с ФЗ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». | Постановка на специальный учeт является новым обременением для старателей, которая затруднит процедуру оформления документации | ||||||||||||||||||||||
8 | Статья 17. Государственный контроль (надзор) за старательской деятельностью, за производством, использованием и обращением драгметаллов Пункт 1 Государственный контроль (надзор) за старательской деятельностью осуществляется посредством федерального государственного контроля. | Недостаточная численность специалистов контроля (надзора) и большая удалeнность и труднодоступность месторождений не позволяет осуществлять эффективный контроль даже действующих предприятий. Особенно вопросы контроля стали актуальны с массовым распространением заявительного принципа выдачи поисковых лицензий: государство оказалось неспособно контролировать деятельность тысяч компаний, получивших такие лицензии. | ||||||||||||||||||||||
9 | Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О старательской деятельности» | Расчeт экономической эффективности полностью из области ненаучной фантастики и значительно устарел с 2019 г., когда он был сделан. Составлен некорректно и может ввести в полное заблуждение депутатов Государственной думы. Принятый в расчeтах уровень среднего содержания в песках 1,5 г/м3 не соответствует реальности: сегодня действующие предприятия отрабатывают балансовые запасы с содержаниями 0,2 – 0,5 г/м3, а на непромышленных месторождениях содержания будут ещe ниже. Умножение 700 г (в расчeте на одного старателя) на 10000 старателей неправомочно: такое количество золота в расчeте на одного работающего могут добыть предприятия, оснащeнные мощной землеройной техникой (на практике такие артели добывают от 500 до 2000 гр на работающего), а из ИП-старателей столько металла добудут считанные единицы, а остальные прогорят! Мировой опыт говорит о том, что кустарная золотодобыча – удел бедных, социально слабозащищeнных людей, которые вынуждены это делать, чтобы выжить (см. ниже статистику золотых лихорадок) Статистика золотых лихорадок такова:
При содержаниях золота в российской реальности ниже 0,5 г/м3 добыча на одного старателя будет в разы меньше. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту «О старательской деятельности» отмечено, что совокупная добыча золота в Магаданской области может увеличиться на 5-13% от уровня 2019 г., т.е. на 2,5-6,0 т. Все подрядные золотодобывающие организации Магаданской области (их несколько десятков), укомплектованные мощным современным оборудованием, добывают менее 2,0 т золота в год, поэтому заложенные в основу экономического расчeта цифры взяты с потолка. В расчeте принята цена на золото 4635 руб/грамм. Средняя цена золота за грамм в 2022 г. - 3983 руб. по данным Центрального Банка. Таким образом, мифические цифры сказочных поступлений в бюджет в размере 15-30 млрд. руб следует снизить как минимум в 1000 раз и не обольщаться надуманной экономикой. Расчeт произвeл абсолютно некомпетентный человек. Скорее всего, госбюджет понесeт многомиллионные убытки. Только по Магаданской области за 3 года разработчиками проекта планируется затратить на зарплату специалистов контрольно-надзорной деятельности 57 млн. руб. без учeта затрат на содержание помещений, транспортные расходы и затрат на создание информационной системы, затраты на которую предварительно оценены в 38.8 млн. руб. | ||||||||||||||||||||||
10 | В законопроекте не определены условия для включения периода индивидуального старательства в трудовой стаж для получения в будущем трудовой пенсии | Необходимо разработать условия для включения периода индивидуального старательства в трудовой стаж для получения в будущем трудовой пенсии | ||||||||||||||||||||||
11 | В законопроекте не указаны основные принципы налогообложения | Согласно Налоговому кодексу индивидуальные предприниматели должны уплачивать : · налог на доходы физлица (13% от полученной выручки); · налог на имущество, используемое в бизнес-целях (0,1-2,2% от стоимости имущества); · НДС от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ (0-20 % от выручки). При таких условиях ИП-старатели понесут золото не в государственные пункты скупки, а в «Ингушзолото» – расходы на подготовку к добыче и на добычу, налоги и взносы сделают цены нелегальных скупщиков более привлекательными. | ||||||||||||||||||||||
Негативные последствия принятия законопроекта: Криминализация районов золотодобычи, что подтверждено практикой предшествующих лет в те годы, когда был разрешeн вольный принос. В 1956-1978 гг., когда в Магаданской области был разрешeн вольный принос, многие старатели не занимались добычей металла, а, вступая в преступные связи с отдельными работниками госдобычи, принимали похищенное ими золото и сдавали его под видом старательского. Закрепление законодательной базы для нелегальных скупщиков, которые станут первыми владельцами лицензий на добычу россыпного золота. Возможно, что на лицензионных участках за небольшую плату будут изображать работу «индивидуальные предприниматели», за спиной которых спрячутся истинные владельцы подпольных скупочных пунктов. Вовлечение в золотодобычу дилетантов, не представляющих всей сложности и тяжести труда золотодобытчика. Проникнуть в тайгу или потеряться в ней без опыта, без знаний не составит никакого труда. Многие быстро превратятся в поисковиков не за золотом, а за пропитанием – людей-шатунов. Тайга превратится в источник повышенной опасности. Раздача участков индивидуальным предпринимателям – старателям уменьшит и без того скудную сырьевую базу действующих предприятий. Уже сейчас возможности планомерного исследования и освоения новых золотоносных площадей для действующих предприятий существенно ограничена многочисленными фирмами-однодневками, получающими лицензии по «заявительному» принципу, «столбящими» площади и не проводящими на них никаких работ. В случае получения участков ИП ситуация ещe более усложнится. Неизбежно возникнут коллизии, когда в пределах площади, предполагаемой к лицензированию, может оказаться сразу несколько участков «частников» и непонятно, как в этом случае решать вопросы логистики через площадь «чужой» лицензии, либо если площадь «частника» окажется в центре найденного месторождения. |