Время перемен: что произошло с часовым и ювелирным рынком в России за год

Раздел: Торговля
11 апреля 2023 г.

Кар­ди­наль­но — имен­но так из­ме­ни­л­ся ча­со­вой и юве­ли­р­ный ры­нок в Рос­сии за про­шед­ший год. Пре­ж­ние фа­во­ри­ты вы­ну­ж­ден­но со­шли с ди­стан­ции, иг­ро­ки вто­ро­го и тре­тье­го эше­ло­на вы­шли на пе­ре­до­вую, а рос­сий­ские боль­шие брен­ды и не­за­ви­си­мые мар­ки по­лу­чи­ли шанс за­во­е­вать ощу­ти­мый се­г­мент ры­н­ка

Боль­шие име­на, боль­шая ре­ко­гнос­ци­ро­в­ка

Пре­ж­нее по­ло­же­ние дел на пре­ми­аль­ном ча­со­вом и юве­ли­р­ном ры­н­ке, из­ме­ни­лось все­го за не­сколь­ко ме­ся­цев 2022 го­да. За­кры­ли бу­ти­ки 11 брен­дов, вхо­дя­щих в со­став швей­ца­р­ской хол­дин­го­вой ко­м­па­нии Richemont Group: ста­рые юве­ли­р­но-­ча­со­вые до­ма Cartier, Van Cleef & Arpels и Piaget и ча­со­вые брен­ды A.Lange & Sohne, Baume & Mercier, IWC Schaffhausen, Jaeger-LeCoultre, Montblanc, Panerai, Roger Dubuis и Vacheron Constantin. Этот спи­сок по­пол­ни­ли че­ты­ре брен­да LVMH Group — Bulgari, Zenith, Hublot, TAG Heuer, а та­к­же со­з­да­ва­е­мая в Швей­ца­рии ча­со­вая про­дук­ция до­мов Louis Vuitton и Dior.

А вот с брен­да­ми, вхо­дя­щи­ми в со­став ко­м­па­нии Swatch Group, про­и­зо­ш­ла ин­те­рес­ная пе­р­тур­ба­ция: Breguet, Harry Winston, Blancpain, Omega и объ­е­ди­няв­ший все име­на муль­ти­б­рен­до­вый ма­га­зин Tourbillon в цен­т­ре Моск­вы за­кры­ты. Бу­ти­ки Jaquet Droz в Пет­ро­в­ском пас­са­же, Longines и де­мо­кра­ти­ч­ные Swatch в ГУМе, Tissot там же и на Твер­ской ули­це ра­бо­та­ют, по­сколь­ку бы­ли вы­ку­п­ле­ны пар­т­не­ром-ре­тей­ле­ром Bosco di Ciliegi. Точ­но так же от­крыт бу­тик Rado на Ни­коль­ской, но управ­ля­ет им ко­м­па­ния Conquest Watches.

О­фи­ци­аль­но не до­сту­п­ны се­го­д­ня на ло­каль­ном ры­н­ке толь­ко ча­сы (и юве­ли­р­ные укра­ше­ния) аме­ри­кан­ских до­мов Tiffany & Co. и Harry Winston, ита­льян­ско­го До­ма Bulgari и фран­цуз­ско­го Boucheron, мод­ных до­мов Dior и Louis Vuitton, да и Richard Mille — на ме­сте за­кры­то­го бу­ти­ка это­го швей­ца­р­ско­го не­за­ви­си­мо­го брен­да в цен­т­ре Моск­вы уже от­кры­л­ся ма­га­зин фран­цуз­ской мод­ной street-style мар­ки Precise Paris.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, на фо­не ны­не­ш­не­го ис­хо­да боль­шая часть пре­ми­аль­ных брен­дов не ис­чез­ла во­в­се. Про­дук­ция мно­гих из пе­ре­чис­лен­ных вы­ше имен пред­став­ле­на у мно­го­лет­них пар­т­не­ров и ре­тей­ле­ров. Сто­ит толь­ко изу­чить ас­сор­ти­мент дей­ству­ю­щих бу­ти­ков, муль­ти­б­рен­до­вых ма­га­зи­нов и при­ла­га­е­мых к ним сай­тов Sublime by Bosco, Da Vinci, Conquest Watches, «Тайм Аве­ню» и «Кон­сул». Здесь есть ин­те­рес­ные мо­де­ли та­ких брен­дов, как Audemars Piguet, Girard-Perregaux, Parmigiani и Montblanc, та­к­же при­о­ста­но­вив­ших свою де­я­тель­ность в Рос­сии.

Ча­со­вая про­дук­ция до­ма Chanel уже не­сколь­ко по­след­них лет бы­ла пред­став­ле­на у ре­тей­ле­ров Bosco di Ciliegi и Mercury, и не­ко­то­рые мо­де­ли еще оста­лись на их пло­ща­д­ках. Ча­сы TAG Heuer по-­пре­ж­не­му мо­ж­но ви­деть в ча­со­вом про­стран­стве ЦУМа и ДТЛ, а та­к­же в са­ло­нах ре­тей­ле­ра AllTime, став­ше­го осо­бо за­мет­ным иг­ро­ком за по­след­ний год.

В он­лайн-­ма­га­зи­не Mercury мо­ж­но най­ти и ча­сы Gucci (в­про­чем, как и в ас­сор­ти­мен­те AllTime) и Ulysse Nardin. А за­кры­в­ший­ся еще в мар­те сто­ли­ч­ный фла­г­ман­ский бу­тик это­го не­за­ви­си­мо­го швей­ца­р­ско­го брен­да за­ра­бо­тал вновь че­рез ме­ст­ных пар­т­не­ров, ко­м­па­нию Conquest Watches. По при­ме­ру Swatch Group и Ulysse Nardin часть ушед­ших с ры­н­ка иг­ро­ков про­да­ла свой сток мно­го­лет­ним пар­т­не­рам: ска­жем, ча­сы Daniel Wellington во­шли в ас­сор­ти­мент то­го же AllTime.

По-­пре­ж­не­му кру­п­ней­шим ре­тей­ле­ром пре­ми­аль­ных швей­ца­р­ских ча­сов оста­ет­ся ко­м­па­ния Mercury: в ее ар­се­на­ле 20 ча­со­вых ма­рок, в том чис­ле ли­де­ры ин­ду­стрии Patek Philippe, Rolex, Tudor, Chopard, Graff, Hublot и Zenith. Все бу­ти­ки на­хо­дят­ся в соб­ствен­но­сти Mercury, по­это­му ра­бо­та­ют в обы­ч­ном ре­жи­ме.

Но есть при­н­ци­пи­аль­но ва­ж­ное уточ­не­ние: но­ви­нок у дей­ству­ю­щих иг­ро­ков ис­кать не сто­ит, все они пред­став­ля­ют мо­де­ли, ко­то­рые при­шли в стра­ну до се­ре­ди­ны мар­та 2022 го­да, ко­г­да в Рос­сию за­пре­ти­ли экс­порт то­ва­ров клас­са люкс до­ро­же €300.

Со­глас­но офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ке Фе­де­ра­ции ча­со­во­го де­ла Швей­ца­рии, в ян­ва­ре 2023 го­да в Рос­сию бы­ло по­став­ле­но 0 ча­сов про­тив ци­ф­ры 27 719 в фев­ра­ле 2022 го­да. По­доб­ный спад слу­чи­л­ся впе­р­вые за все вре­мя бу­ма на до­ро­гие экс­клю­зив­ные мо­де­ли в Рос­сии.

«В про­ш­лом го­ду на рос­сий­ском ча­со­вом ры­н­ке пред­ло­же­ние силь­но со­кра­ти­лось, а спрос был не­ро­в­ным. Но­вая чет­кая кар­ти­на ры­н­ка по­ка не сфор­ми­ро­ва­лась, все на­хо­дят­ся в под­ве­шен­ном со­сто­я­нии. Год во мно­гом был пе­ре­ход­ным. Брен­ды при­о­ста­но­ви­ли ак­тив­но­сть, но лишь не­ко­то­рые из них объ­яви­ли о пре­кра­ще­нии де­я­тель­но­сти. Осталь­ные по­ка не при­ня­ли окон­ча­тель­ное ре­ше­ние по ра­бо­те в Рос­сии, так что здесь нас мо­гут ждать лю­бые но­во­сти», — счи­та­ет Вя­че­слав Мед­ве­дев, ор­га­ни­за­тор еже­год­ной вы­став­ки Moscow Watch Expo, гла­ва сай­та и youtube-ка­на­ла MyWatch-Ru.

Вы­ход на пе­ре­до­вую и но­вые фа­во­ри­ты­

По­ми­мо Mercury, ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции на ры­н­ке за­ня­ли ре­тей­лер AllTime, дис­три­бью­тор LPI RUS и дис­три­бью­тор «ПроТайм РУС», кон­ку­рен­т­ное пре­и­му­ще­ство ко­то­рых ска­за­лось в том, что они все­г­да пред­став­ля­ли брен­ды раз­ных це­но­вых се­г­мен­тов, в том чис­ле и де­мо­кра­ти­ч­ных. По­след­ние се­го­д­ня ли­бо не по­па­да­ют под сан­к­ции, ли­бо их мо­ж­но ввез­ти в стра­ну пу­тем па­рал­лель­но­го им­пор­та. И в от­сут­ствие пре­ж­них кон­ку­рен­тов на пе­р­вый план вы­дви­га­ют­ся не­за­ме­чен­ные ра­нее не­безы­н­те­рес­ные мар­ки.

Пор­т­фо­лио ра­бо­та­ю­ще­го на ры­н­ке бо­лее 20 лет ри­тей­ле­ра AllTime на­с­чи­ты­ва­ет бо­лее 100 ма­рок швей­ца­р­ских, япон­ских, не­ме­ц­ких и рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей ча­сов (а та­к­же юве­ли­р­ных укра­ше­ний) раз­но­об­раз­но­го ран­га: от пре­ми­аль­но­го до де­мо­кра­ти­ч­но­го, где вто­рой пре­об­ла­да­ет. По­то­му ко­м­па­ния AllTime по пра­ву счи­та­лась ли­де­ром ры­н­ка за­дол­го до на­ча­ла кри­зи­са и се­го­д­ня со­хра­ни­ла этот ста­тус.

«Из­ме­не­ния в на­шей ра­бо­те за про­шед­ший год по­хо­жи на пе­ре­вер­нув­ший­ся ай­с­берг: ра­нее 75% на­ше­го ас­сор­ти­мен­та за­ку­па­лось в Рос­сии, у ме­ст­ных дис­три­бью­то­ров, и 25% — за гра­ни­цей, а те­перь на­о­бо­рот: 25% мы при­об­ре­та­ем здесь и 75% ве­зем са­ми. При этом брен­ды, с ко­то­ры­ми мы все­г­да ра­бо­та­ли на­пря­мую, от со­труд­ни­че­ства с на­ми не от­ка­за­лись. А вот ло­ги­сти­ка до­став­ки и опла­ты то­ва­ра усло­ж­ни­лась в ра­зы, но мы су­ме­ли вы­стро­ить ра­бо­чие про­цес­сы», — го­во­рит Вя­че­слав Са­ва­не­ев, ге­не­раль­ный ди­рек­тор AllTime. По мне­нию Са­ва­не­е­ва, ры­нок мед­лен­но пе­ре­стра­и­ва­ет­ся и на нем на­ч­нут иг­рать су­ще­ствен­ную роль ин­те­рес­ные, ка­че­ствен­ные ча­со­вые мар­ки, ко­то­рые ра­нь­ше оста­ва­лись в те­ни: Cuervo y Sobrinos, Mazzucato, Armand Nicolet, Titoni, Norqian и L'Duchen.

В пор­т­фо­лио AllTime та­к­же мо­ж­но най­ти дер­жав­ших­ся­ся до по­след­не­го, но все же ушед­ших с рос­сий­ско­го ры­н­ка «я­пон­цев» Casio. А та­к­же Seiko, ко­то­рые вот-вот мо­гут по­сле­до­вать за кол­ле­га­ми, су­дя по кур­си­ру­ю­щим слу­хам, и ка­че­ствен­ные оте­че­ствен­ные ча­сы от про­из­во­ди­те­лей «Ни­ка», «Во­сток», «Сла­ва» и «Штур­ман­ские».

Ко­м­па­ния-­дис­три­бью­тор LPI RUS та­к­же пе­ре­смо­т­ре­ла ло­ги­сти­ку биз­не­са, вос­ста­но­ви­ла воз­мо­ж­ные на фо­не эм­бар­го по­став­ки и пред­став­ля­ет ча­сы 18 швей­ца­р­ских и ев­ро­пей­ских про­из­во­ди­те­лей в ши­ро­ком це­но­вом ди­а­па­зо­не: от Raymond Weil и Silvana до Festina и Timberland. За год из сво­е­го пор­т­фе­ля она по­те­ря­ла толь­ко мар­ку MVMT, за­то при­ба­ви­ла две, Trussardi и Saint Honore, и уве­ли­чи­ла обо­рот на 20%.

«Во­про­сы ло­ги­сти­ки бы­ли очень не­про­сты­ми, но мы смо­г­ли най­ти их ре­ше­ние и ре­гу­ляр­но по­лу­ча­ем воз­мо­ж­ные в ны­не­ш­них усло­ви­ях по­став­ки ча­сов, что поз­во­ля­ет обес­пе­чи­вать ими на­ших пар­т­не­ров-ре­тей­ле­ров. Нам уда­лось при­влечь к со­в­ме­ст­ной ра­бо­те боль­шое ко­ли­че­ство но­вых пар­т­не­ров в ре­ги­о­нах. Толь­ко у од­но­го брен­да Festina от­кры­лось бо­лее 35 но­вых то­чек про­даж — на эту мар­ку слу­чи­л­ся на­сто­я­щий бум. Уме­ние во­вре­мя най­ти аль­тер­на­ти­ву ушед­шим брен­дам се­го­д­ня ока­за­лось од­ним из ва­ж­ней­ших, и те, кто это­го не сде­лал, бы­ли вы­ну­ж­де­ны за­крыть тор­го­вые точ­ки», — рас­ска­зы­ва­ет Ибра­гим Уль­ба­шев, ге­не­раль­ный ди­рек­тор LPI RUS.

«О­бо­рот на­шей ко­м­па­нии уве­ли­чи­л­ся на 20%, и в част­но­сти мы кон­ста­ти­ру­ем рост та­ко­го ва­ж­но­го ко­ли­че­ствен­но­го по­ка­за­те­ля, как про­да­жи в шту­ках. Точ­но так же на­б­лю­да­ем и рост по­тре­би­тель­ско­го спро­са в ма­га­зи­нах и он­лайн-­п­ло­ща­д­ках на­ших пар­т­не­ров. Но, ко­неч­но, рос­сий­ский фи­наль­ный по­тре­би­тель ис­ку­шен и при­вык ви­деть на пол­ках ма­га­зи­нов боль­шой ас­сор­ти­мент. По­это­му в от­сут­ствии ча­сов боль­ших ме­ж­ду­на­род­ных брен­дов, вла­дель­цы ма­га­зи­нов дол­ж­ны опе­ра­тив­но ис­кать им аль­тер­на­ти­ву, и мы ра­бо­та­ем над этим», —до­бав­ля­ет Уль­ба­шев.

За­мет­ным со­бы­ти­ем для ко­м­па­нии ста­ло от­кры­тие в Москве сер­вис­но­го цен­т­ра LPI Watch Club. Про­ект го­то­ви­л­ся не­сколь­ко лет, по­это­му со­вре­мен­ное швей­ца­р­ское обо­ру­до­ва­ние, ин­стру­мен­ты и за­п­ча­сти для ча­сов успе­ли до­ста­вить до вве­де­ния эм­бар­го. Свои мо­щ­но­сти LPI RUS уси­ли­ла и за счет при­об­ре­те­ния сер­вис­но­го цен­т­ра ушед­ше­го с ры­н­ка брен­да Breitling.

Год на­зад 70% от обо­ро­та еще од­но­го кру­п­но­го дис­три­бью­то­ра ко­м­па­нии — «ПроТайм РУС» — со­став­ля­ли че­ты­ре брен­да сред­не­вы­со­ко­го це­но­во­го ди­а­па­зо­на — Maurice Lacroix, Frederique Constant, Baume et Mercier и Oris. Се­год­ня их ча­сы по­па­ли под сан­к­ции, и «ПроТайм» опе­ри­ру­ет толь­ко сто­ком, а на пе­р­вый план вы­дви­ну­лись бюд­жет­ные мар­ки, ко­то­рые про­дол­жа­ют по­став­ки в Рос­сию: Jaguar, Candino и Swiss Alpine Military, Beverly Hills Polo Club и Lee Cooper.

«М­но­го лет рос­сий­ский ча­со­вой ры­нок на­хо­ди­л­ся под дав­ле­ни­ем боль­ших швей­ца­р­ских групп, ко­то­рые «по пра­ву силь­но­го» при­тес­ня­ли кон­ку­рен­тов. Сей­час у не­за­ви­си­мых иг­ро­ков по­яви­л­ся шанс за­нять до­стой­ное ме­сто на ры­н­ке, а у нас — укре­пить по­зи­ции сре­ди те­перь не­м­но­го­чис­лен­ных им­пор­те­ров ча­сов», — рас­ска­зы­ва­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор «ПроТайм РУС» Ми­ха­ил Кас­па­ров. «В усло­ви­ях де­фи­ци­та ча­сов нам уда­лось су­ще­ствен­но уве­ли­чить по обо­ро­ты как раз по ма­лень­ким мар­кам. Хо­тя в це­лом по ры­н­ку в 2023 го­ду мы до­пус­ка­ем не­боль­шое, на 10-20%, па­де­ние про­даж в шту­ках, но ожи­да­ем уве­ли­че­ние вы­руч­ки из-­за ро­ста остав­ших­ся на ры­н­ке брен­дов и за счет за­пус­ка но­вых про­ек­тов.»

На фо­не опи­сан­ных со­бы­тий за по­след­ний год в Рос­сии ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся се­рый ры­нок, это при­з­на­ют­в­се офи­ци­аль­ные ди­ле­ры. И ес­ли все­г­да су­ще­ство­вав­шие ло­м­бар­ды им не кон­ку­рен­ты, по­сколь­ку за­ни­ма­ют­ся в первую оче­редь пе­ре­про­да­жей ча­сов се­г­мен­та haute horlogerie, то по­ток под­де­лок и кон­тра­фа­к­та мо­жет силь­но усло­ж­нить для них си­ту­а­цию.

«От­сут­ствие кон­тро­ля це­поч­ки по­ста­вок со сто­ро­ны го­су­дар­ства и со сто­ро­ны ушед­ших брен­дов при­ве­дет к огро­м­но­му ко­ли­че­ству под­де­лок на ры­н­ке. Уже сей­час ин­тер­нет на­вод­ни­ли ко­пии ча­сов, вы­да­ва­е­мых за ори­ги­нал и про­да­ва­е­мых на кру­п­ней­ших мар­кет­плей­сах, — рас­ска­зы­ва­ет Са­ва­не­ев. — По­ни­мая, что нет ни­ка­ких га­ран­тий, что он при­об­ре­та­ет ори­ги­нал, по­ку­па­тель во­об­ще бу­дет от­ка­зы­вать­ся от по­ку­п­ки. Или бу­дет ис­хо­дить из про­ти­во­по­ло­ж­ной не­вер­ной по­зи­ции: ес­ли раз­ни­цы нет, за­чем пла­тить боль­ше? За­да­ча AllTime и про­чих иг­ро­ков — пред­став­лять в Рос­сии ори­ги­наль­ный про­дукт, ина­че по­ток под­де­лок уто­пит еще толь­ко-толь­ко обос­но­вав­шу­ю­ся в стра­не куль­ту­ру но­ше­ния ча­сов». С Са­ва­не­е­вым со­глас­ны и его кол­ле­ги из ко­м­па­ний ПроТайм РУС и LPI Rus.

«Се­рый ры­нок су­ще­ство­вал все­г­да, од­на­ко не все по­ни­ма­ют, что по­ку­п­ка не у офи­ци­аль­но­го ав­то­ри­зо­ван­но­го про­дав­ца со­пря­же­на с мно­ги­ми ри­с­ка­ми. Где и кем ку­п­ле­ны ча­сы? Как бы­ли вве­зе­ны в стра­ну? Ау­тен­ти­ч­ные ли они? Не кра­де­ные ли? Где га­ран­тия чи­сто­ты ис­то­рии? Это все под­вод­ные ка­м­ни, ко­то­рые, как ми­ни­мум, мо­гут ис­пор­тить впе­чат­ле­ние от по­ку­п­ки», — уве­рен Ибра­гим Уль­ба­шев.

«В по­след­нее вре­мя за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись кон­тра­бан­ди­сты — по ры­н­ку кур­си­ру­ют ци­ф­ры ро­ста до­ли не­ле­галь­но­го вво­за ча­сов от 6-8% до 30-35%. Ви­ди­мо, не­ко­то­рые за­бы­ли, что по­доб­ный ввоз то­ва­ра без упла­ты та­мо­жен­ных по­шлин и НДС яв­ля­ет­ся не толь­ко ад­ми­ни­стра­тив­но, но и уго­ло­в­но на­ка­зу­е­мым. И да­же в этом не­ле­галь­ном по­то­ке встре­ча­ют­ся под­дел­ки — а они те­перь не­п­ло­хо­го уро­в­ня. В се­ре­ди­не «ну­ле­вых» вла­стям уда­лось пра­к­ти­че­ски пол­но­стью по­бе­дить кон­тра­бан­ду ча­сов, бу­дут ли пред­при­ня­ты ме­ры сей­час — уви­дим в бли­жай­шее вре­мя. Нам, че­ст­ным иг­ро­кам, ко­неч­но, не­про­сто кон­ку­ри­ро­вать с кон­тра­бан­ди­ста­ми. Но эта про­б­ле­ма, ве­ро­ят­но, бу­дет со­про­во­ж­дать на­шу ра­бо­ту ка­кое-то вре­мя», — рас­су­ж­да­ет Ми­ха­ил Кас­па­ров.

[ forbes.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->