Властелины колец. Ювелиры объявили войну плагиату в дизайне украшений

Раздел: Ювелиры и компании
03 апреля 2023 г.

За­вод из Ко­стро­мы по­шeл в су­ды­

Боль­ше все­го ис­ков по­дал юве­ли­р­ный за­вод "Пла­ти­на" из Ко­стро­мы. За­вод су­ди­т­ся за ди­зайн сво­их укра­ше­ний с дву­мя мар­кет­плей­са­ми — Wildberries и "Те­ле­ри­тей­л" — и че­ты­рь­мя ИП.

В Ар­би­т­ра­ж­ном су­де Ко­стро­м­ской об­ла­сти рас­смат­ри­ва­ет­ся иск за­во­да к ин­ди­ви­ду­аль­но­му пред­при­ни­ма­те­лю Ни­ко­лаю Пас­ту­хо­ву. "Пла­ти­на" тре­бу­ет от ИП Пас­ту­хо­ва изъ­ять из обо­ро­та и уни­что­жить кон­тра­фа­к­т­ные то­ва­ры, а та­к­же вы­пла­тить 500 ты­сяч руб­лей ко­м­пе­н­са­ции за за­и­м­ство­ва­ние ди­зай­на укра­ше­ний. 28 мар­та 2023 го­да суд при­об­щил к де­лу в ка­че­стве ве­ще­ствен­ных до­ка­за­тельств брошь и серь­ги из се­реб­ра 925 про­бы (из­го­то­ви­тель — ИП Пас­ту­хов), а та­к­же брошь и серь­ги из зо­ло­та 585 про­бы (из­го­то­ви­тель — за­вод "Пла­ти­на"). Сле­ду­ю­щее за­се­да­ние со­сто­и­т­ся 1 июня.

В про­из­вод­стве Ар­би­т­ра­ж­но­го су­да Мос­ко­в­ской об­ла­сти на­хо­ди­т­ся де­ло "Пла­ти­ны" про­тив он­лайн-­ма­га­зи­на Wildberries (ООО "Вай­л­д­бер­риз"). Иск ещe не рас­смат­ри­вал­ся.

21 ап­ре­ля Ко­стро­м­ской ар­би­т­ра­ж­ный суд бу­дет изу­чать спор за­во­да "Пла­ти­на" к юве­ли­р­ной ко­м­па­нии "Э­пи­ка" и мар­кет­плей­су "Те­ле­ри­тей­л" (ин­тер­нет-­ма­га­зин UVI Jewellery и те­ле­ка­нал "Юве­ли­роч­ка"). Тре­бо­ва­ния те же: изъ­ять из обо­ро­та и уни­что­жить за счeт от­вет­чи­ков кон­тра­фа­к­т­ные юве­ли­р­ные из­де­лия, вы­пла­тить 500 ты­сяч руб­лей ко­м­пе­н­са­ции.

Прав­да, с "Э­пи­кой" у юве­ли­р­но­го за­во­да от­но­ше­ния сло­ж­нее — ко­м­па­нии по­да­ли друг к дру­гу ис­ки из-­за ди­зай­на серe­жек и ко­лец. У "Пла­ти­ны" спор­ные из­де­лия сде­ла­ны из зо­ло­та, у "Э­пи­ки" — из се­ре­бра. Име­ло ли здесь ме­сто ко­пи­ро­ва­ние, и ес­ли да, то кто у ко­го по­за­и­м­ство­вал ди­зайн, суд разо­брать­ся по­ка не мо­жет. Обе сто­ро­ны за­яви­ли о фаль­си­фи­ка­ции до­ка­за­тель­ств, "Пла­ти­на" хо­да­тай­ству­ет об от­во­де экс­пе­р­т­ной ор­га­ни­за­ции, срав­ни­вав­шей из­де­лия на пред­мет за­и­м­ство­ва­ний.

Мос­ко­в­ский юве­лир про­тив Sunlight

В тя­ж­бу с фе­де­раль­ной се­тью юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов Sunlight всту­пи­ла не­боль­шая мос­ко­в­ская юве­ли­р­ная ко­м­па­ния "А­м­бе­ри", вы­пус­ка­ю­щая про­дук­цию под брен­дом Leta. Как со­об­щил MASHNEWS ос­но­ва­тель брен­да Ми­ха­ил Тан­цу­ра, ко­м­па­ния по­до­зре­ва­ет Sunlight в за­и­м­ство­ва­нии ди­зай­на. Пред­при­ни­ма­тель по­ла­га­ет, что в ма­га­зи­нах се­ти про­да­ют­ся шесть юве­ли­р­ных из­де­лий, до сте­пе­ни сме­ше­ния на­по­ми­на­ю­щих укра­ше­ния Leta из кол­лек­ции Roma.

"Мы ни­ко­г­да не со­труд­ни­ча­ли [c Sunlight]. Зна­ко­мые при­сла­ли нам фо­то­гра­фию с ви­т­ри­ны с во­про­сом, не на­ши ли это укра­ше­ни­я", — рас­ска­зал Тан­цу­ра. Пред­при­ни­ма­тель по­с­чи­тал, что ди­зайн до­нель­зя по­хож, да­лее по­сле­до­ва­ла кон­троль­ная за­ку­п­ка. По сло­вам вла­дель­ца брен­да, спор­ные из­де­лия в Sunlight ока­за­лись зна­чи­тель­но де­шев­ле, чем у Leta. Ес­ли ко­м­па­ния Тан­цу­ры про­даeт серь­ги Roma "Parallel" из по­кры­то­го зо­ло­том се­реб­ра с ды­м­ча­тым ге­лио­ли­том и лун­ным ка­м­нем за 12,2 ты­ся­чи руб­лей, то се­реб­ря­ные серь­ги с квар­цем в ма­га­зи­не Sunlight по ак­ции сто­и­ли 2,29 ты­ся­чи.

Пред­при­ни­ма­тель со­об­щил, что на­прав­лял ре­тей­ле­ру до­су­деб­ную пре­тен­зию, но она оста­лась без от­ве­та. Не от­ве­ти­ла ко­м­па­ния и на за­прос MASHNEWS.

Иск к Sunlight по­дан в Ар­би­т­ра­ж­ный суд Моск­вы 27 мар­та. На про­цесс ко­м­па­ния "А­м­бе­ри" со­би­ра­ет сред­ства с по­мо­щью кра­уд­фандин­га.


ООО "А­м­бе­ри" пред­ста­ви­ло су­ду та­кие изоб­ра­же­ния укра­ше­ний — из сво­ей кол­лек­ции и из ас­сор­ти­мен­та ри­тей­ле­ра Sunlight
СПРАВКА MASHNEWS:
Юве­ли­р­ный за­вод "Пла­ти­на" ос­но­ван в 2004 го­ду. Вы­руч­ка в 2021 год — 606 млн руб­лей. Чи­стая при­быль — 136 млн руб­лей.
ООО "А­ме­ри". Вы­руч­ка в 2022 го­ду — 5,6 млн руб­лей. Чи­стый убы­ток — 1,4 млн руб­лей.
ООО "Сол­неч­ный свет" (Sunlight). Вы­руч­ка в 2021 го­ду — 38,2 млрд руб­лей, чи­стая при­быль — 2,3 млрд руб.
ООО "Вай­л­д­бер­риз" (Wildberries). Вы­руч­ка в 2021 го­ду — 224,9 млрд руб­лей, чи­стая при­быль — 14,1 млрд руб­лей.
ООО "Те­ле­ри­тей­л" (UVI Jewellery).Вы­руч­ка в 2021 го­ду — 4,5 млрд руб­лей, чи­стая при­быль — 380 млн руб.

Два го­да на де­ло о со­вах и яще­ри­це

Су­деб­ные спо­ры о за­и­м­ство­ва­нии идей в укра­ше­ни­ях длят­ся дол­го. Так, иск за­во­да "Пла­ти­на" к юве­ли­рам Оль­ге Мель­ни­чук и Дми­т­рию Ни­зо­ву рас­смат­ри­вал­ся по­чти два го­да. По­во­дом для ис­ка ста­ло коль­цо с яще­ри­цей и две под­вес­ки с со­ва­ми.

"Пла­ти­на" по­да­ла в суд на юве­ли­ров в сен­тяб­ре 2020 го­да. За­вод по­тре­бо­вал с пред­при­ни­ма­те­лей 2,5 ми­л­ли­о­на руб­лей, но Ар­би­т­ра­ж­ный суд Моск­вы сни­зил раз­мер ко­м­пе­н­са­ции за на­ру­ше­ние ис­клю­чи­тель­ных прав до 500 ты­сяч руб­лей.

Пред­при­ни­ма­те­ли об­жа­ло­ва­ли это ре­ше­ние в вы­ше­сто­я­щих ин­стан­ци­ях, но за ис­клю­че­ни­ем не­боль­ших кор­рек­ти­ро­вок, ка­са­ю­щих­ся раз­ме­ров по­шлин, оно оста­лось без из­ме­не­ний.

Глав­ным ар­гу­мен­том в поль­зу за­во­да на су­деб­ных за­се­да­ни­ях ста­ло то, что на ка­ж­дое юве­ли­р­ное из­де­лие юри­сты "Пла­ти­ны" пред­ста­ви­ли объ­e­м­ный па­кет до­ку­мен­та­ции с тех­за­да­ни­ем и 3D-­мо­де­ля­ми.

Гра­ни­цы па­рал­лель­но­го твор­че­ства

И­ме­ет­ся ли пла­ги­ат в ди­зай­не юве­ли­р­ных из­де­лий, уста­нав­ли­ва­ет ис­кус­ство­вед­че­ская экс­пе­р­ти­за. По су­ти, экс­пе­р­ты от­ве­ча­ют на фи­ло­со­ф­ский во­прос: где про­хо­дит гра­ни­ца ме­ж­ду иде­я­ми, ко­то­рые, как из­ве­ст­но, ви­та­ют в воз­ду­хе, и их ма­те­ри­аль­ным во­п­ло­ще­ни­ем, за ко­то­рое по­ку­па­тель пла­тит день­ги.

Кан­ди­дат ис­кус­ство­ве­де­ния, экс­перт-ис­кус­ство­вед, спе­ци­а­лист в об­ла­сти ав­тор­ско­го пра­ва АНО "Су­деб­ный экс­пе­р­т" Ксе­ния Ко­че­то­ва в бе­се­де с MASHNEWS при­ве­ла та­кой при­мер: са­ма по се­бе кон­це­п­ция под­вес­ки из дра­г­ме­тал­лов в ви­де ле­тя­щей со­вы или бе­гу­ще­го зай­ца ав­тор­ским пра­вом не охра­ня­ет­ся. Ка­ж­дый ди­зай­нер мо­жет со­з­да­вать сво­их се­реб­ря­ных птиц и зо­ло­тых лес­ных зве­рей. Это не бу­дет пла­ги­а­том, ес­ли от­ли­ча­ет­ся фор­ма, цве­то­вое во­п­ло­ще­ние, ма­те­ри­ал, ко­м­по­зи­ция, ри­т­ми­че­ский ри­су­нок. Во вре­мя экс­пе­р­ти­зы про­во­ди­т­ся срав­не­ние спор­ных из­де­лий по всем этим при­з­на­кам.

"Ес­ли воз­ни­ка­ет но­вая фор­ма, то мы го­во­рим о па­рал­лель­ном твор­че­стве, ес­ли не воз­ни­ка­ет, то это имен­но за­и­м­ство­ва­ни­е", — объ­яс­ня­ет Ксе­ния Ко­че­то­ва.

Юве­ли­р­ная от­расль ба­лан­си­ру­ет ме­ж­ду твор­че­ским полeтом и фун­к­ци­о­наль­но­стью, как му­зы­ку со­з­да­ют из се­ми нот, так и при со­з­да­нии ко­лец и серeг ди­зай­не­ры хо­дят по од­ним и тем же тро­пам, объ­яс­ня­ет она.

"Ряд изоб­ра­зи­тель­ных мо­ти­вов кур­си­ру­ет на про­тя­же­нии не­сколь­ких де­сят­ков лет от од­но­го про­из­во­ди­те­ля к дру­го­му, где-то они до­ра­ба­ты­ва­ют­ся, где-то це­ли­ком и пол­но­стью вос­про­из­во­дят­ся. Кро­ме то­го, для ди­зай­на ХХ ве­ка и со­вре­мен­но­сти ха­ра­к­тер­на тен­ден­ция об­ра­ще­ния к на­ра­бо­т­кам ма­сте­ров про­ш­ло­го, твор­че­ская пе­ре­ра­бо­т­ка ра­нее су­ще­ству­ю­щих про­из­ве­де­ний. Это есть не толь­ко в юве­ли­р­ном де­ле, но и в дру­гих на­прав­ле­ни­ях, на­при­мер, в ди­зай­не оде­ж­ды", — го­во­рит экс­перт.

Искус­ство­вед­че­скую экс­пе­р­ти­зу юве­ли­р­ных из­де­лий на од­них толь­ко об­раз­цах про­дук­ции, как пра­ви­ло, не про­во­дят, рас­ска­зы­ва­ет Ксе­ния Ко­че­то­ва. Ча­ще все­го при про­ве­де­нии та­ко­го ис­сле­до­ва­ния за­яви­те­лем пре­до­став­ля­ет­ся па­кет до­ку­мен­тов. Это мо­жет быть па­тент на про­мы­ш­лен­ный об­ра­зец, то­вар­ный знак. Та­к­же изу­ча­ют­ся эс­ки­зы, ра­бо­чие ма­те­ри­а­лы и 3D-­мо­де­ли.

Ес­ли факт схо­же­сти из­де­лий экс­пе­р­там оче­ви­ден, на пе­р­вый план вы­хо­дит да­та — кто ра­нь­ше раз­ра­бо­тал, тот и ав­тор.

Зо­ло­тые фор­мы­

Юве­ли­ров, ко­то­рые офор­м­ля­ют ав­тор­ские пра­ва на про­из­ве­де­ния и по­том су­дят­ся за свой ди­зайн, — мень­шин­ство. Об этом MASHNEWS рас­ска­зал ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии Эду­ард Ут­кин.

"Про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий за­ви­сит в боль­шей сте­пе­ни от ди­зай­на. Ес­ли мо­дель хо­ро­шая, то она бу­дет рас­ку­пать­ся, ес­ли ди­зайн сла­бый, то то­вар ле­жит на пол­ках. Хо­ро­шо, ес­ли у про­из­во­ди­те­ля 20% от всех из­де­лий — уда­ч­ные. Ча­сто бы­ва­ет и мень­ше. В та­кой си­ту­а­ции воз­ни­ка­ет со­блазн по­за­и­м­ство­вать ди­зайн тех мо­де­лей, ко­то­рые се­бя хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­ва­ли. Осо­бен­но, ес­ли удаeт­ся сде­лать мо­дель де­шев­ле, на­при­мер, за счeт при­ме­не­ния бо­лее бюд­жет­ных ма­те­ри­а­ло­в", — по­яс­нил Ут­кин.

По его сло­вам, струк­ту­ра юве­ли­р­ной от­рас­ли та­ко­ва, что об­ще­ствен­ные струк­ту­ры и ин­сти­тут ре­пу­та­ции от за­и­м­ство­ва­ний про­из­во­ди­те­лей за­щи­тить не мо­жет.

"У нас в гиль­дии со­сто­ит 125 юве­ли­р­ных ко­м­па­ний. А все­го на ры­н­ке ра­бо­та­ют 10 ты­сяч про­из­во­ди­те­лей. 125 ко­м­па­ний мо­гут до­го­во­рить­ся, что они не бу­дут друг у дру­га за­и­м­ство­вать ди­зайн, но с осталь­ны­ми-то как быть? Мно­гие иг­ро­ки и в об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции не хо­тят всту­пать, что­бы на них не ока­зы­вал ни­кто дав­ле­ния и вли­я­ния, что­бы не на­ру­шать от­но­ше­ний с кол­ле­га­ми", — от­ме­тил Ут­кин.

По сло­вам экс­пе­р­та, ми­ни­маль­ная сто­и­мость раз­ра­бо­т­ки ди­зай­на юве­ли­р­но­го из­де­лия ко­леб­лет­ся от 10 до 30 ты­сяч руб­лей. Это день­ги на опла­ту ра­бо­ты ди­зай­не­ра и мо­де­лье­ра. Глав­ный во­прос, сколь­ко из­де­лий уда­ст­ся про­дать — де­сять штук или де­сять ты­сяч. В не­боль­ших ко­м­па­ни­ях с мел­ко­се­рий­ным про­из­вод­ством од­на мо­дель мо­жет из­го­тав­ли­вать­ся ти­ра­жом до ста штук. В этом слу­чае на ди­зайн при­хо­ди­т­ся око­ло 5% от се­бе­сто­и­мо­сти из­де­лия. По мер­кам юве­ли­ров, это мно­го, по­сколь­ку рен­та­бель­ность юве­ли­р­ных ко­м­па­ний — от 8 до 12%. У кру­п­ных пред­при­я­тий до­ля ди­зай­на в се­бе­сто­и­мо­сти из­де­лий мень­ше, они вы­пус­ка­ют мо­дель ти­ра­жом в со­т­ни и ты­ся­чи эк­зе­м­п­ля­ров.

В юве­ли­р­ной от­рас­ли есть и из­де­лия, ко­то­рые по­чти не­о­т­ли­чи­мы у раз­ных про­из­во­ди­те­лей, на­при­мер, об­ру­чаль­ные коль­ца или це­поч­ки. "Но их и не ра­ди ди­зай­на по­ку­па­ют, а ав­тор­ским пра­вом они не охра­ня­ют­ся. За­и­м­ство­ва­ния на­чи­на­ют­ся там, где есть кре­а­тив", — объ­яс­нил Эду­ард Ут­кин.

При­мер "Пла­ти­ны", по его мне­нию, до­ста­точ­но по­ка­за­те­лен — за ди­зайн су­ди­т­ся кру­п­ная ко­м­па­ния, в шта­те ко­то­рой есть пол­но­цен­ный юве­ли­р­ный от­дел. Та­лан­т­ли­вый юве­лир в ста­ту­се ИП про­сто не име­ет ре­сур­сов на су­деб­ный про­цесс. По­это­му, ес­ли его идею кто-то ско­пи­ро­вал, он не бу­дет за­щи­щать свои пра­ва, а со­сре­до­то­чи­т­ся на со­з­да­нии но­вой кол­лек­ции.

Это один из за­ко­нов жан­ра — мо­де­ли жи­вут бук­валь­но один се­зон, рас­ска­зал Ут­кин. Масте­ра ста­ра­ют­ся как мо­ж­но быст­рее их про­дать, по­ка ди­зайн не вдох­но­вил кол­лег на со­з­да­ние по­хо­жих из­де­лий. А к но­во­му се­зо­ну юве­ли­ры ста­ра­ют­ся вы­пу­стить уже что-то дру­гое.

В этой гон­ке, по его мне­нию, стра­да­ют и ди­зай­не­ры, ко­то­рые со­з­да­ют но­вые кол­лек­ции в усло­ви­ях пе­р­ма­нен­т­но­го ав­ра­ла, и по­ку­па­те­ли — они не ви­дят на пол­ках са­ло­нов укра­ше­ний, ко­то­рые бы­ли бы ак­ту­аль­ны ес­ли не веч­но­сть, то хо­тя бы па­ру де­ся­ти­ле­тий.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->