Участники ювелирного рынка обращаются в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» с просьбой прокомментировать информацию о том, что с 1 июля 2023 года система ГИИС ДМДК запустит применение УТМ. И что произойдeт это в наиболее сложном для участников рынка режиме – разрешительном. Редакция сайта agjr.ru хотела бы подчеркнуть, что официальных источников у данной новости пока нет. Но, поскольку тема вызывает интерес, мы решили кратко рассмотреть, что же такое УТМ и какими новыми рисками его применение грозит участникам рынка ДМДК.
Универсальный транспортный модуль (УТМ) – это программное обеспечение. Сейчас оно используется для передачи информации об обороте и розничной продаже алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли в базу данных ЕГАИС. Это программный интерфейс, связывающий учетную систему, контрольно-кассовую технику каждого из участников рынка алкогольной продукции, с программным комплексом системы ЕГАИС.
По большому счету участнику рынка как алкогольного, так и ювелирного, все равно, какими техническими (аппаратно-программными) средствами осуществляется взаимодействие его локального оборудования с центральным компьютером системы.
Сегодня в розничной ювелирной торговле можно пробивать кассовый чек даже если в зоне нахождения кассового аппарата ювелирного магазина в данный момент нет доступа к Интернету. Информация в ГИИС ДМДК будет передана позже, когда Интернет появится. А вот в случае реализации алкогольной продукции такое невозможно: при попытке пробития кассового чека в системе сначала генерируется и передается в ЕГАИС запрос на продажу конкретной единицы товара (бутылки с алкоголем) и ожидается подтверждение от ЕГАИС, что данная бутылка алкоголя у конкретного продавца находилась и реализуется легально. И только после этого операция продажи завершается пробитием кассового чека.
Возникает вопрос: если продажа алкоголя не умерла с вводом в действие УТМ, то, может, и ювелирной торговле от внедрения аналогичного технического решения хуже не будет? Попробуем разобраться.
Во-первых, решимость покупателя бутылки спиртного существенно отличается от решимости покупателя ювелирного изделия. Мало кто, покупая алкоголь, мучается сомнениями: «Стоит или не стоит покупать именно этот товар? Сейчас лучше купить или позже, когда денег станет больше?»
В случае с ювелирной продукцией почти каждый покупатель сталкивается с упомянутыми сомнениями, ведь украшения трудно отнести к товарам первой необходимости. Покупаются они на длительный срок, подойти человеку должны идеально. А ещe у конкурентов всегда можно найти что-то близкое и по цене, и качеству.
Внезапные проблемы с пробитием кассового чека из-за временного пропадания Интернета, когда решение о покупке уже было принято, может оказаться для сделки фатальным.
Во-вторых, мы говорим о новых расходах на осуществление контроля за собой. Как минимум участникам рынка предстоят затраты на адаптацию программного обеспечения компьютера, используемого ювелирным магазином для работы с ГИИС ДМДК. Как максимум – затраты на замену кассовых аппаратов, если они окажутся от «неправильного производителя». В теории с кассовыми аппаратами марок «Атол», «Штрих-М», проблем быть не должно. Что касается остальных – пока вопрос.
В-третьих, и это может оказаться главным, из-за санкционной политики недружественных стран по мере износа оборудования для поддержания мобильной связи следует ожидать ухудшения стабильности и скорости работы Интернета. Особенно на фоне разнообразных государственных программ цифровизации, когда трафик будет только возрастать. И если условный покупатель алкоголя будет выражать недовольство, но все же терпеливо ждать проведения транзакции, т.е. пробития чека, то для ювелирного магазина это может стать приговором.
Повторим: несмотря на то, что информация о возможном внедрении УТМ в ГИИС ДМДК курсирует в отрасли уже несколько месяцев, пока так и не появилось никаких нормативных правовых актов, подтверждающих данное ожидание. Это странно, поскольку введение УТМ является новым обязательным требованием к участникам рынка. А новые обязательные требования, согласно действующему законодательству, можно вводить всего два раза в год: 1 марта и 1 октября.
Нельзя исключать и вариант, что УТМ в ГИИС ДМДК будут внедрять поэтапно. Сначала его испытают на «китах» российского ювелирного ритейла, а уже после появится какая-то внятная информация.