Как известно, внешний долг США огромен и исчисляется триллионами, что в самом ближайшем будущем может привести к техническому дефолту. Впрочем, не стоит питать иллюзий – речь идeт не о том, что у Америки заканчиваются деньги, или что их долговые обязательства перестают быть привлекательным для рынка активом.
Подобные кризисы являются не столько экономическими, сколько внутриполитическими, и связаны с противоборством партий и особенностями американского законодательства, вроде устанавливаемого Конгрессом лимита госдолга. Рано или поздно в Вашингтоне договорятся, и слово «дефолт» перестанет появляться на страницах прессы ещe какое-то время.
Как всe это относится к «Золотому червонцу»? Вообще-то почти никак. Однако некоторые западные эксперты предлагают любопытное решение этой проблемы, приближающее проблемы американских институтов к нашей тематике.
По их мнению, Минфину США следует выпустить единственную платиновую монету номиналом в… один триллион долларов, после чего разместить еe в Федеральной резервной системе. Теоретически, это поможет избежать проблем с лимитом долга и возможностью дефолта, не нарушая законы и даже не вызывая инфляцию.
На первый взгляд звучит безумно. Тем не менее, эту идею обсуждают более или менее всерьeз ещe с 2011 года. Больше того, еe теоретическую возможность подтверждал бывший руководитель Монетного двора США.
Казалось бы, точку в этой истории поставила Джанет Йеллен, министр финансов США, дав в 2021 году следующий комментарий:
«Я против этой идеи, и я не считаю, что нам следует рассматривать еe всерьeз. Это просто уловка. Она скомпрометирует независимость ФРС, смешивая монетарную и фискальную политику».
Впрочем, даже вполне однозначный ответ никого не остановил. 18 января 2023 года Нэйтан Танкус, автор Financial Times и директор по исследованиям Modern Money Network, выпустил статью с заголовком «ФРС придeтся принять платиновую монету в триллион долларов».
Танкус приводит сложные аргументы в пользу того, что у ФРС нет законных оснований не принимать такую монету. Так это или нет – сказать трудно, и ещe более трудно представить, что США доведeтся применять эти аргументы на практике.
Но только представьте себе коллекционную ценность единственного экземпляра монеты в один триллион долларов…