Золотодобывающая промышленность России успешно развивалась и последовательно наращивала объемы производства на протяжении последних 20 лет. В 2021 г., если сравнивать с 1991 г., добыча золота в РФ возросла со 143 до 332 т, увеличившись в 2,3 раза. В отрасли занято свыше 60 000 квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удаленных регионах нашей страны – в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах еще сотен тысяч человек. Отрасль производит ликвидную экспортную продукцию на два десятка миллиардов долларов, обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов рублей ежегодно.
События истекшего года фундаментально затронули отрасль золотодобычи. На большой части мирового рынка введен режим санкций против экспорта российского золота. Наши коммерческие банки, которые являлись основными участками рынка, внесены в лист блокирующих санкций. Экспорт драгоценных металлов стал резко затруднен из-за проблем с логистикой и расчетами.
На внутреннем рынке Центробанк перестал закупать золото по мировым ценам, ввел большой дисконт, вынуждая производителей самостоятельно продавать золото вне страны. А это очень крутой разворот для отрасли, где функционируют не только флагманы с добычей в десятки тонн драгметалла, но и сотни мелких и средних предприятий, артелей старателей. Несмотря на все эти трудности, большинство предприятий отрасли пока выстояли, смогли продолжить функционирование в беспрецедентных условиях. Но для обеспечения устойчивой работы в следующем году будут нужны меры господдержки.
По оценкам специалистов Союза старателей, рост цен в рублях на все основные товарно-материальные ценности и услуги для золотодобытчиков с начала года составил по разным позициям от 15 до 40, а то и более процентов. Наиболее значительный рост произошел в затратах на геологоразведочные работы, расходах на сырье и материалы, на дизтопливо. Рост цен на селитру, являющуюся ключевым компонентом взрывчатки для отработки рудных месторождений, вообще запредельный. К удорожанию бизнеса также ведут сложности с закупкой и завозом запчастей для импортной техники.
В результате, например, по рудным месторождениям расходы на кубометр выемки горной массы сейчас уже становятся чуть ли не в полтора раза выше, чем среднемировые. А это ухудшает позиции российских золотодобытчиков на мировом рынке – конкуренция очень жесткая.
На результаты работы отрасли повлиял курс рубля. В 2022 г. укрепление национальной валюты кардинально снизило выручку предприятий отрасли. Если в начале года цена на золото находилась в районе 4450 руб. за 1 г, то в течение года, даже без учета потерь от дисконтов ЦБ и коммерческих банков, внутренняя цена на золото составляла немногим более 3000 руб. То есть рублевая выручка от продажи грамма металла упала почти на 30%. Это выдавило из рынка мелкие предприятия, особенно работающие на россыпях. У середняков рентабельность стала нулевой или близкой к этому. У крупных компаний запас прочности выше, но и они максимально затянули пояса, режут бюджеты.
Производители золота сейчас попали в ножницы одновременного снижения закупочных цен и роста себестоимости добычи драгметалла. До 25% добытчиков Магаданской области в будущем сезоне не планируют начинать вскрышные работы. Если такая же ситуация по другим регионам, то производство драгметалла в 2023 г. в стране упадет. И мы не только потеряем в добыче, но и столкнемся со свертыванием капитальных затрат и затрат на геологоразведку.
В 2021 г. Россия впервые стала ведущим мировым игроком, почти догнав Китай по объему добычи. А если в будущем году мы просядем, то сдадим с трудом завоеванные позиции. Сейчас на Россию приходится около 10% мировой добычи. За один год найти новых покупателей на весь такой объем металла нереально. Какая-то часть золотодобытчиков за 2022 г. сумела наладить экспортные каналы, выстроила логистические и расчетные цепочки, хотя бы и с ростом расходов на перевозку, страхование, конвертацию валют и т. д. Кто не сумел – а это мелкие и средние производители, – вынуждены по-прежнему продавать свое золото через российские банки, но их дисконты на внутреннем рынке очень высоки.
В следующем году потребуется подкрепить вновь созданные экспортные каналы межгосударственными соглашениями с дружественными странами. Сегодня экспорт в Китай, Индию, арабские страны есть, но если нет соглашений – то нет гарантии, что завтра этот экспорт продолжится.
В этом году центробанки мира купили в резервы рекордное количество золота – 700 т. Это крупнейшая закупка за период с 1967 г. Россия в этом ралли не участвует, хотя рынок показывает, что хранить резервы ЦБ лучше в золоте, чем в любых мягких валютах – даже в юанях. Ведь золото хранится внутри страны – оно не может быть конфисковано и в любой критической ситуации является гарантом стабильности в экономической сфере. Золото имеет международные котировки, является полностью защищенным активом. То есть наращивание золота в российских резервах обеспечивает иммунитет по отношению к экономическим санкциям Запада.
Сейчас остро необходимо восстановить роль Центробанка как гаранта государственных закупок всего объема золота, которое остается после удовлетворения внутреннего спроса и после экспорта. Возвращение ЦБ на рынок драгметалла одновременно поддержит отрасль золотодобычи и позволит пополнить международные резервы.
Рекомендации Базельского комитета банковского надзора – «Базель III» – разрешают банкам учитывать золото в составе собственного капитала по 100%-ной оценке, т. е. в первой, высшей, категории активов, наравне с валютой. А значит, мировой спрос на золото, на реальный актив, будет по-прежнему расти. И здесь наша страна должна удерживать свои ведущие позиции.