Ювелирный бизнес в России теряет привлекательность, но не санкции тому причина…

Раздел: Рынки
20 декабря 2022 г.

Вла­ди­ми­рЗ­бой­ко­вд­ляRough&Polished

Ус­ло­вия для ве­де­ния юве­ли­р­но­го биз­не­са во мно­гих «дру­же­ствен­ных» стра­нах се­го­д­ня су­ще­ствен­но луч­ше, чем в Рос­сии. Да­же в стра­нах бы­в­ше­го по­ст­со­вет­ско­го про­стран­ства: в Ка­за­х­ста­не, Ки­р­гиз­ста­не, Ар­ме­нии, Уз­бе­ки­ста­не, эти усло­вия су­ще­ствен­но ко­м­фор­т­нее. По­это­му не уди­ви­тель­но, что мно­гие дей­ству­ю­щие рос­сий­ские юве­ли­р­ные ко­м­па­нии или уже осу­ще­ств­ля­ют ре­ло­ка­цию в «дру­же­ствен­ные» стра­ны, или, как ми­ни­мум, рас­смат­ри­ва­ют для се­бя воз­мо­ж­ность та­кой ре­ло­ка­ции.

По­че­му так по­лу­чи­лось?

Ре­гу­ли­ро­ва­ние ры­н­ка ДМДК – оно с ка­кой це­лью осу­ще­ств­ля­ет­ся в Рос­сии?

По ло­ги­ке здра­во­го смысла, го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние де­я­тель­но­сти в лю­бой от­рас­ли осу­ще­ств­ля­ет­ся ра­ди це­ли до­сти­же­ния в дан­ной сфе­ре ба­лан­са ин­те­ре­сов го­су­дар­ства и об­ще­ства. Под об­ще­ством под­ра­зу­ме­ва­ют­ся и ко­неч­ные по­тре­би­те­ли про­дук­тов, и биз­нес-у­част­ни­ки ры­н­ка. Их вза­и­мо­о­т­но­ше­ние та­к­же яв­ля­ет­ся од­ной из це­лей го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли.

О­че­вид­но, го­су­дар­ство дол­ж­но быть за­ин­те­ре­со­ва­но как в раз­ви­тии лю­бой из от­рас­лей, так и по­лу­че­нии от ее фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния фи­нан­со­во­го ре­зуль­та­та. Как на­пря­мую, че­рез на­ло­ги, сбо­ры, по­ш­ли­ны, так и кос­вен­но­го – че­рез по­сле­ду­ю­щий гра­ж­дан­ский обо­рот то­ва­ров, про­из­ве­ден­ных в от­рас­ли, че­рез на­ло­ги на тру­до­вые до­хо­ды гра­ж­дан, за­дей­ство­ван­ных в ней.

Нет смыс­ла обос­но­вы­вать – раз­ви­тие от­рас­ли тре­бу­ет до­ста­точ­но­сти эко­но­ми­че­ских сво­бод, а по­лу­че­ние от от­рас­ли фис­каль­но­го эф­фек­та тре­бу­ет кон­тро­ля. Вро­де бы, все оче­вид­но и по­нят­но. Но да­вай­те по­смо­т­рим, в ка­кой сте­пе­ни эти оче­вид­ные ве­щи ре­а­ли­зо­ва­ны в рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ке ре­гу­ли­ро­ва­ния ры­н­ка ДМДК.

Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние сфе­ры ДМДК в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции – од­но из са­мых же­ст­ких в ми­ре. Ско­рее все­го, са­мое же­ст­кое в ми­ре.

Ка­кая из стран мо­жет «по­хва­стать­ся», что участ­ни­ку юве­ли­р­но­го ры­н­ка ну­ж­но не толь­ко встать на учет как юри­ди­че­ско­му ли­цу или ин­ди­ви­ду­аль­но­му пред­при­ни­ма­те­лю (это есть во все ми­ре), но и встать на спе­ци­аль­ный учет в кон­троль­но-­на­д­зор­ном ор­га­не (Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­те), за­ре­ги­стри­ро­вать­ся в спе­ци­аль­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­ме (ГИИС ДМДК) и да­же о внут­рен­них опе­ра­ци­ях по­сто­ян­но в хо­де ра­бо­ты пре­до­став­лять в си­сте­му де­таль­ные све­де­ния?

Г­де в ми­ре, кро­ме Рос­сии, при экс­пор­те-и­м­пор­те ДМДК, да­же в ра­м­ках Ин­тер­нет-тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми в ад­рес част­ных лиц, по­ми­мо обы­ч­но­го та­мо­жен­но­го кон­тро­ля, ну­ж­но про­хо­дить еще от­дель­ный так на­зы­ва­е­мый го­су­дар­ствен­ный кон­троль (буд­то та­мо­жен­ный кон­троль – это не го­су­дар­ствен­ный…)?

В ка­кой еще стра­не ме­ж­ду­на­род­ные тре­бо­ва­ния ФАТФ име­ют бо­лее же­ст­кие на­ци­о­наль­ные нор­мы и ге­не­ри­ру­ют у юве­ли­ров за­про­сы на та­кое ко­ли­че­ство от­че­тов, как у нас тре­бу­ет Рос­фин­мо­ни­то­ринг?

Ка­кая из стран в сво­ем уго­ло­в­ном пра­ве со­дер­жит аж це­лых три спе­ци­фи­че­ских ста­тьи, ка­ра­ю­щих за на­ру­ше­ния уста­но­в­лен­ных пра­вил ра­бо­ты с ДМДК?

На­ли­цо рез­кий пе­ре­кос ре­гу­ля­то­ри­ки сфе­ры ДМДК в кон­троль­но-­на­д­зор­ную сто­ро­ну. При­чем этот дис­ба­ланс ме­ж­ду эко­но­ми­че­ски­ми сво­бо­да­ми и кон­тро­лем на ры­н­ке с го­да­ми толь­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся.

К это­му спис­ку «ре­гу­ля­тор­ных до­сти­же­ний» сле­ду­ет до­ба­вить всту­па­ю­щую в си­лу с 1 ян­ва­ря 2023 го­да дис­кри­ми­на­цию усло­вий ра­бо­ты ма­ло­го биз­не­са в от­дель­но взя­той сфе­ре ДМДК – вве­де­ние за­пре­та на при­ме­не­ние «ма­лы­ми» спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов.

Есть и со­в­сем уж уди­ви­тель­ное. Не сек­рет, что юве­ли­р­ные из­де­лия из Рос­сии по­па­ли под сан­к­ции у ря­да стран. Так вот, нор­ма­тив­ная ба­за обя­зы­ва­ет про­став­лять на всех из­де­ли­ях, в том чис­ле от­прав­ля­ю­щих­ся на экс­порт, рос­сий­ское го­су­дар­ствен­ное про­би­р­ное клей­мо. Это что­бы про­ще бы­ло на­ших от­лав­ли­вать за по­пы­т­ки об­хо­да сан­к­ций?

Кста­ти, про сан­к­ции. Ка­за­лось бы, в усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния на Рос­сию в це­лом, и на сек­тор ДМДК осо­бен­но, биз­не­су в этой сфе­ре тем бо­лее сле­до­ва­ло бы да­вать ма­к­си­маль­ные эко­но­ми­че­ские сво­бо­ды. Да и Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции как путь пре­о­до­ле­ния сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния де­кла­ри­ро­вал пре­до­став­ле­ние биз­не­су ма­к­си­маль­ных эко­но­ми­че­ских сво­бод. Но это без­усло­в­но ра­зу­м­ное ре­ше­ние для сфе­ры ДМДК по­че­му-то оста­ет­ся не­ре­а­ли­зу­е­мым. Нор­ма­тив­ная пра­во­вая ба­за в сфе­ре ДМДК не толь­ко оста­ет­ся край­не тя­же­лой для участ­ни­ков ры­н­ка, но, что са­мое уди­ви­тель­ное, про­дол­жа­ет уже­сто­чать­ся да­ле­е! И не толь­ко в ча­сти на­ло­го­об­ло­же­ния. Это у нас на­зы­ва­ет­ся – «со­вер­шен­ство­вать­ся».

По­нят­но, что сан­к­ци­он­ное дав­ле­ние осло­ж­ня­ет ра­бо­ту сек­то­ра ДМДК на вне­ш­нем ры­н­ке. За­то есть внут­рен­ний. Од­на­ко на ры­н­ке ДМДК фи­зи­че­ским ли­цам в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции раз­ре­ше­но так ма­ло, что не­труд­но при­ве­сти сра­зу весь ис­чер­пы­ва­ю­щий спи­сок раз­ре­шен­но­го:

- со­вер­шать сдел­ки и вла­деть юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми (е­дин­ствен­ные объ­ек­ты из ДМДК, для ко­то­рых раз­ре­шен сво­бод­ный гра­ж­дан­ский обо­рот);

- по­ку­пать у бан­ков сли­т­ки и мо­не­ты из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, вла­деть ими и толь­ко бан­кам же их ре­а­ли­зо­вы­вать­;

- ис­поль­зо­вать в бы­то­вых це­лях из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ре­а­ли­зо­вы­вать ску­п­кам их лом (зуб­ных про­те­зов и т.п.);

- по­ку­пать, вла­деть сер­ти­фи­ци­ро­ван­ны­ми огра­нен­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми и ре­а­ли­зо­вы­вать их ску­п­кам, ли­бо пре­до­став­лять под за­лог ло­м­бар­дам.

И это все. Вро­де бы пла­ни­ру­ет­ся за­пу­стить ре­а­ли­за­цию фи­зи­че­ским ли­цам сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней без НДС. Все че­рез бан­ки, как и со сли­т­ка­ми, их про­да­жа и вы­куп. Но вот в чем во­прос – а за­чем они гра­ж­да­нам (как и сли­т­ки зо­ло­та без НДС)? Ведь ре­а­ли­зо­вать их бу­дет мо­ж­но толь­ко тем же бан­кам (ес­ли они со­гла­сят­ся вы­ку­пать, что да­же со сли­т­ка­ми про­ис­хо­дит не у всех). А ес­ли и бу­дут эти сер­ти­фи­ци­ро­ван­ные объ­ек­ты вы­ку­пать­ся, то с су­ма­с­шед­ши­ми дис­кон­та­ми? Ведь их нель­зя вы­во­зить за пре­де­лы Рос­сии, и да­же в ску­п­ку ле­галь­но сдать это доб­ро нель­зя. «Че­мо­дан без руч­ки», о чем не все ин­ве­сто­ры по­ка да­же до­га­ды­ва­ют­ся – ин­стру­мент-то но­вый.

П­ро воз­мо­ж­но­сти ре­а­ли­за­ции ин­ве­сти­ци­он­ных сли­т­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов без НДС юве­ли­р­ным про­из­во­ди­те­лям (ос­но­в­ным по­тре­би­те­лям дра­го­цен­но­го ме­тал­ла на про­из­вод­стве) ре­чи и быть не мо­жет – ведь имен­но ра­ди бло­ки­ро­ва­ния та­кой воз­мо­ж­но­сти и бы­ли при­ня­ты Ста­тьи 2 и 3 на­шу­мев­ше­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на 47-ФЗ от 9 мар­та 2022 го­да.

За­то всем по­нят­но, что «ес­ли нель­зя, но очень хо­чет­ся – то мо­ж­но». Ин­ве­стор же у нас по­нят­ли­вый, и все­г­да най­дет спо­соб, как ре­шить свою про­б­ле­му. Вот толь­ко за­чем это го­су­дар­ству – за­го­нять ин­ве­сто­ра в «се­рый», ес­ли не «чер­ный» ры­нок? Де­лать всех ин­ве­сто­ров как ми­ни­мум пра­во­на­ру­ши­те­ля­ми, ес­ли не пре­сту­п­ни­ка­ми?

Нетруд­но за­ме­тить, что ле­галь­ный до­ступ к дра­го­цен­ным ме­тал­ла­ми дра­го­цен­ным ка­м­ням (кро­ме юве­ли­р­ных из­де­лий) рос­си­я­нам до­сту­пен ис­клю­чи­тель­но че­рез бан­ки. Да­же уди­ви­тель­но, что го­су­дар­ство не при­ду­ма­ло про­да­вать юве­ли­р­ные из­де­лия че­рез бан­ки… А вот дра­го­цен­ные ка­м­ни и дра­го­цен­ные ме­тал­лы не в фор­ме юве­ли­р­ных из­де­лий, а в фор­ме ми­не­ра­ло­ги­че­ских об­раз­цов для част­ных кол­лек­ций (куль­тур­ных цен­но­стей) на­шим со­о­те­че­ствен­ни­кам ле­галь­но во­об­ще не­до­сту­п­ны.

Да­же про­стое хра­не­ние фи­зи­че­ским ли­цом в ми­не­ра­ло­ги­че­ской кол­лек­ции об­раз­ца не­об­ра­бо­тан­но­го дра­го­цен­но­го ка­м­ня или са­мо­род­ка дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, ли­бо да­же об­ра­бо­тан­но­го, но не сер­ти­фи­ци­ро­ван­но­го дра­го­цен­но­го ка­м­ня, при­з­на­ет­ся в Рос­сии апри­о­ри не­за­кон­ным, за что фи­зи­че­ско­му ли­цу по пун­к­ту 4 Ста­тьи 191 УК РФ гро­зит срок до се­ми лет ли­ше­ния сво­бо­ды.

Ка­кой внут­рен­ний спрос убит этим чу­до­ви­щ­ным под­хо­дом к кол­лек­ци­он­ным об­раз­цам, не зна­ет ни­к­то. Ну, не­ин­те­рес­но это на­ше­му го­су­дар­ству, ни­кто не ана­ли­зи­ро­вал. Дра­го­цен­ные ка­м­ни, по мне­нию рос­сий­ской вла­сти, во­об­ще не ну­ж­ны рос­си­я­нам – вся от­расль дра­го­цен­ных ка­м­ней в Рос­сии все­г­да бы­ла за­то­че­на ис­клю­чи­тель­но под экс­порт. Да­же бри­л­ли­ан­ты, про­из­во­ди­мые в Рос­сии, в ос­но­в­ном экс­пор­ти­ро­ва­лись, а для внут­рен­них нужд юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти им­пор­ти­ро­ва­лись ка­м­ни по­ху­же, ин­дий­ски­е…

Мо­ж­но вспо­м­нить и про до­бы­чу ДМДК. Не­сколь­ко раз пред­при­ни­ма­лись по­пы­т­ки уза­ко­нить воль­ный при­нос или ста­ра­тель­скую до­бы­чу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. Все тщет­но.

Ме­ж­ду тем экс­пе­р­т­ные оцен­ки не­за­кон­ной до­бы­чи зо­ло­та со­став­ля­ют до 10% от до­бы­чи ле­галь­ной! Та­кие дан­ные бы­ли при­ве­де­ны в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к за­ко­но­про­ек­ту №01/05/02-21/00113290 от 16.02.2021 го­да. Дан­ный за­ко­но­про­ект о ли­бе­ра­ли­за­ции уго­ло­в­но­го пра­ва в сфе­ре ДМДК, раз­ра­бо­тан­ный Мин­во­сто­краз­ви­тия Рос­сии, шел в па­ре с па­рал­лель­но вне­сен­ным за­ко­но­про­ек­том «О ста­ра­тель­ской де­я­тель­но­сти». Но не до­шел и до пе­р­во­го чте­ни­я… И это при том, что пункт 2 пе­реч­ня по­ру­че­ний Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 25 ок­тяб­ря 2019 г. № Пр-2196 по ито­гам встре­чи с пред­ста­ви­те­ля­ми об­ще­ствен­но­сти Даль­не­го Во­сто­ка пред­пи­сы­вал Пра­ви­тель­ству Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пред­ста­вить пред­ло­же­ния по за­ко­но­да­тель­но­му уре­гу­ли­ро­ва­нию де­я­тель­но­сти по до­бы­че ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми рос­сы­п­но­го зо­ло­та!

Но са­мым дли­тель­ный и упор­ным был путь за­ко­но­про­ек­та № 429535-5 о до­бы­че рос­сы­п­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, аж 8 лет – с 2010 по 2018 го­ды. Да­же вто­рое чте­ние про­шел за­ко­но­про­ек­т! И, в ито­ге, был от­к­ло­нен. Кста­ти, в R&P был опуб­ли­ко­ван ма­те­ри­ал об этом за­ко­но­про­ек­те.

По­че­му же все так?

Как ни груст­но это зву­чит, тра­ди­ции у нас та­кие рос­сий­ские – как мо­ж­но боль­ше все­го за­пре­тить, что­бы как бы че­го не вы­ш­ло. Не так ва­ж­но го­су­дар­ству, ка­кой бу­дет обо­рот в сфе­ре ДМДК, как ва­ж­но, ка­кой бу­дет не­за­кон­ный обо­рот. Т.е. пусть луч­ше ры­нок бу­дет со­став­лять 50% от сво­е­го по­тен­ци­а­ла, но за­то не­сколь­ко ми­л­ли­о­нов руб­лей не по­па­дут в «не­пра­виль­ные ру­ки». Для нас этот под­ход – ис­то­ри­че­ская дан­но­сть, со вре­мен СССР.

К ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию, ко­г­да вся эко­но­ми­ка но­вой Рос­сии шла по пу­ти ли­бе­ра­ли­за­ции, ис­пы­ты­вая при этом есте­ствен­ные эко­но­ми­че­ские труд­но­сти пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни из за­пас­ни­ков при­го­ди­лись вла­сти для экс­трен­ных про­даж. Вот и от­ра­зи­лось в умах вы­со­ких чи­но­в­ни­ков это по­ни­ма­ние пред­на­з­на­че­ния ДМДК, по­ни­ма­ние сво­их за­дач – хра­нить и обе­ре­гать цен­но­сти от раз­во­ро­вы­ва­ния на­ро­до­на­се­ле­ни­ем, в лю­бом ви­де и лю­бом ме­сте. При­чем вне за­ви­си­мо­сти от то­го, ко­му эти цен­но­сти при­на­д­ле­жат – го­су­дар­ству, част­ной ко­м­па­нии, или фи­зи­че­ско­му ли­цу. Ино­г­да та­кая за­бо­та «не о сво­ем» вы­г­ля­дит да­же за­бав­но. Что по­де­ла­ешь, «и­сто­ри­че­ская па­мять» ра­бо­та­ет!

В пе­ри­од за­пус­ка «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны» эта пе­чаль­ная тра­ди­ция на­ш­ла от­ра­же­ние да­же в офи­ци­аль­ных обос­но­ва­ни­ях це­лей ре­гу­ли­ро­ва­ния ры­н­ка ДМДК. Как ука­за­но в до­ку­мен­те «Це­ле­вая струк­ту­ра нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ни­я…», «пред­ме­том ад­ми­ни­стра­тив­но-­пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния сфе­ры ДМДК яв­ля­ют­ся охра­ня­е­мые за­ко­ном клю­че­вые цен­но­сти в сфе­ре ДМДК». А к «клю­че­вым ри­с­кам», на ми­ни­ми­за­цию ко­то­рых на­прав­ле­но ре­гу­ли­ро­ва­ние, от­не­се­ны ис­поль­зо­ва­ние не­учтен­ных ДМДК в про­из­вод­стве и пе­ре­ме­ще­ние кон­тра­бан­д­ной и кон­тра­фа­к­т­ной про­дук­ции, ис­поль­зо­ва­ние ДМДК в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, не­за­кон­ное воз­ме­ще­ния НДС, не­до­по­сту­п­ле­ние по­шлин и на­ло­гов, по­яв­ле­ние на ры­н­ке ДМДК про­дук­ции не­на­д­ле­жа­ще­го ка­че­ства, не­доб­ро­со­ве­ст­ная кон­ку­рен­ция за счет сни­же­ния ка­че­ства про­дук­ции, об­ман по­тре­би­те­ля».

И ни сло­ва о це­ли раз­ви­тия сфе­ры ДМДК, раз­ви­тия внут­рен­не­го и вне­ш­не­го ры­н­ко­в! Ес­ли крат­ко, то все ре­гу­ли­ро­ва­ния сфе­ры ДМДК в на­шей стра­не име­ет (и все­г­да име­ло) яр­ко вы­ра­жен­ный фис­каль­ный и, глав­ное, пра­во­о­хра­ни­тель­ный уклон. Не сек­рет, что по­след­нее сло­во в одоб­ре­нии или не­о­доб­ре­нии за­ко­но­про­ек­тов, от­но­ся­щих­ся к сфе­ре ДМДК, по фа­к­ту при­на­д­ле­жит да­же не ре­гу­ля­то­ру (М­ин­фи­ну Рос­сии), а пра­во­о­хра­ни­тель­ным ор­га­нам.

Вот толь­ко ну­ж­но се­го­д­ня – раз­ви­тие, осо­бен­но внут­рен­не­го ры­н­ка. А оно, как бы­ло от­ме­че­но, без эко­но­ми­че­ских сво­бод со­вер­шен­но не­воз­мо­ж­но.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->