Кто стал чаще покупать ювелирные изделия в стране в ноябре-декабре 2022 года? Участники рынка украшений высокой ценовой категории описывают клиента так: это состоятельный россиянин, который в прежние годы в это время был готов потратиться на новую премиальную иномарку или оплатить тур на тропический остров в пятизвездном отеле. Сейчас выбор и того, и другого ограничен. А изделия из драгоценных металлов и камней в этой ситуации могут стать удачной инвестицией, отмечает президент и владелец ювелирного дома Cluev Илья Клюев.
Хотя, по его словам, растет доля покупателей, которые не планируют держать украшения в сейфе: «У тех, кто выбирает подарок на Новый год, есть желание и интерес к ювелирным украшениям, в том числе у молодых людей, которым 20 лет или чуть больше. Хорошая динамика у крупных российских компаний — продажи выросли существенно.
Но тут взгляды всегда были достаточно консервативные: крупный камень, интересный дизайн, хорошая цена. Если говорить о трендах, люди ищут повседневные украшения, которые можно носить, а не хранить в сейфе. Очень востребованы цветные бриллианты. В моде, как всегда, белые бриллианты. Крупные — от 10 карат — покупают как инвестиции. Для ношения берут камни поменьше — 1-5 карат, это классика».
Но самыми востребованными у покупателей в России остаются украшения из бюджетного сегмента. Здесь изделия из золота обычно уступают по популярности более дешевым аналогам, хотя перед Новым годом ситуация немного меняется, говорит гендиректор ювелирной компании Sokolov Николай Поляков: «Мы готовимся к волне хорошего спроса. Рынок будет демонстрировать падение на 10-15% по сравнению с прошлым годом.
Глобально за последние год-полтора видна динамика ухода в более демократичные сегменты, в частности, развивается категория серебряных украшений. Но это общемировой тренд, доля серебра начинает немного расти. Что касается камней, в большей степени это Россия, часть Индии, Китай. Там вообще нет никаких проблем ни с логистикой, ни с какими-то поставками».
При этом, как отмечают в компании My Diamonds, издержки из-за перестройки логистических цепочек все же закладываются в стоимость ювелирных изделий. Но это особо не влияет на спрос перед праздниками, отмечает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Очевидно, есть локальный пик. Можно ожидать, что в какой-то степени спрос будет достаточно неплохим.В том числе может быть локальный эффект от выплат, которые начинают приходить мобилизованным. Их могут направить на покупку ювелирных украшений. Рынок в целом по непродовольственным товарам продолжает находиться под сильным давлением, потому что потребитель жестко экономит. Россияне наблюдают за ситуацией — ожидают ослабления рубля. Но категория ювелирных изделий будет выглядеть достаточно неплохо».
Однако участники ювелирного рынка предупреждают: вскоре стоимость продукции может вырасти. В Гильдии ювелиров России полагают, что в 2023-м розничные цены на изделия из драгоценных металлов и камней вырастут на 20%. Это связано с переходом малого бизнеса с упрощенной системы налогообложения на общую. Такие изменения могут затронуть 20 тыс. предприятий, отмечает гендиректор Гильдии Эдуард Уткин:
«Для предприятий увеличивается налоговая нагрузка, для кого-то — в три-четыре раза, для кого-то — в два.
Также растут расходы на администрирование налогового законодательства. Кроме того, возникают сложности с переводом работы со всеми сопутствующими товарами на эту общую систему налогообложения. У магазинов есть вариант либо повысить цены как минимум на 20%, либо перепрофилироваться».
Оборот ювелирного рынка за первое полугодие составил 140 млрд руб. По сравнению с 2021-м он сократился почти на 1,5%. В свою очередь, средний чек с начала года увеличился с 5,5 тыс. руб. до чуть более 6 тыс. руб.