Сколько россияне тратят на ювелирные украшения

Раздел: Рынки
07 декабря 2022 г.

Для мно­гих рос­си­ян юве­ли­р­ные из­де­лия — это не толь­ко пред­мет рос­ко­ши или укра­ше­ние.

Ка­ж­дый пя­тый рос­си­я­нин ис­поль­зу­ет их в ка­че­стве по­ду­ш­ки без­о­пас­но­сти.Во­об­ще же боль­шая часть опро­шен­ных со­ци­о­ло­га­ми по­ку­па­ет укра­ше­ния один раз в год — так по­сту­па­ют 58% жен­щин и 55% му­ж­чин.

В этой ста­тье рас­ска­жем, сколь­ко де­нег ухо­дит на укра­ше­ния у жи­те­лей раз­ных ре­ги­о­нов стра­ны.

Как устро­ен рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­но­к

В 2021 го­ду про­из­вод­ство зо­ло­та в Рос­сии со­ста­ви­ло 346,4 тон­ны, се­реб­ра — 945,7 тон­ны, ал­ма­зов — 39,1 млн ка­рат, это при­мер­но 7,8 тон­ны.

Боль­шая часть глав­но­го юве­ли­р­но­го ма­те­ри­а­ла, зо­ло­та, ушла на экс­порт: 87,2%. На про­из­вод­ство укра­ше­ний по­тра­ти­ли все­го 8,5% — чуть мень­ше 30 тонн. Еще 1,5% — это ин­ве­сти­ции в сли­т­ки и мо­не­ты, а 0,8% ку­пил Цен­траль­ный банк. По­след­нее ну­ж­но, что­бы ба­лан­си­ро­вать спрос и пред­ло­же­ние на внут­рен­нем ры­н­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Остав­ши­е­ся 6,7 тон­ны, по всей ви­ди­мо­сти, не бы­ли про­да­ны.

За год в стра­не про­из­ве­ли 27,4 млн зо­ло­тых юве­ли­р­ных из­де­лий. Еще 0,6 млн ввез­ли из-­за гра­ни­цы. Это дан­ные Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты: все зо­ло­тые укра­ше­ния дол­ж­ны по­лу­чать спе­ци­аль­ное клей­мо в этой ор­га­ни­за­ции. Им­порт се­реб­ря­ных из­де­лий со­ста­вил 12,3 млн штук, а сколь­ко про­из­ве­ли в Рос­сии — не­из­ве­ст­но, по­то­му что с 2015 го­да про­ба­ция оте­че­ствен­но­го се­реб­ра ста­ла доб­ро­воль­ной. Су­дя по пре­ды­ду­щим пе­ри­о­дам — не мень­ше, чем зо­ло­тых.

Во­об­ще, до кри­зи­са 2008 го­да зо­ло­тых из­де­лий в Рос­сии про­из­во­ди­ли боль­ше, чем се­реб­ря­ных: в сред­нем на 39%, ес­ли счи­тать в шту­ках. Но в 2008 це­ны на зо­ло­то рез­ко вы­рос­ли и лю­ди пе­ре­шли на бо­лее де­ше­вые се­реб­ря­ные укра­ше­ния.

Боль­шая часть юве­ли­р­ных укра­ше­ний, про­да­ю­щих­ся на рос­сий­ском ры­н­ке, про­из­ве­де­на внут­ри стра­ны. Кру­п­ней­ший про­из­во­ди­тель — ко­стро­м­ской за­вод «Юве­лит», на вто­ром ме­сте — «Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод», на тре­тьем — пред­при­я­тие «Ка­ра­тов», та­к­же из Ко­стро­мы.

Не­ко­то­рые про­из­во­ди­те­ли, на­при­мер «Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод» и «Я­кут­ские бри­л­ли­ан­ты», име­ют соб­ствен­ные фи­р­мен­ные тор­го­вые се­ти, од­на­ко боль­шая часть кру­п­ных ре­тей­ле­ров ра­бо­та­ет с раз­ны­ми за­во­да­ми. На топ-10 кру­п­ней­ших про­дав­цов при­хо­ди­т­ся 42,4% про­даж всех юве­ли­р­ных укра­ше­ний. При этом три ко­м­па­нии — «Сан­лайт», «585 зо­ло­той» и «Со­ко­лов» — за­ни­ма­ют 29,8% ры­н­ка.

Сколь­ко рос­си­я­не тра­тят на юве­ли­р­ные укра­ше­ни­я

По дан­ным Рос­ста­та, в 2021 го­ду рос­си­я­не ку­пи­ли юве­ли­р­ных из­де­лий на 365,4 млрд руб­лей — при­мер­но по 2500 Р в год на че­ло­ве­ка. В пре­ды­ду­щие че­ты­ре го­да про­да­жи дер­жа­лись на уро­в­не 220—240 млрд руб­лей — при­мер­но в пол­то­ра ра­за мень­ше.

29% про­даж при­хо­ди­т­ся на Моск­ву. Но ес­ли по­с­чи­тать рас­хо­ды на ду­шу на­се­ле­ния, ока­жет­ся, что боль­ше все­го на укра­ше­ния тра­тят жи­те­ли Да­ге­ста­на: в 2021 го­ду объ­е­мы про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий в рес­пуб­ли­ке со­ста­ви­ли 10 425 Р на че­ло­ве­ка. На вто­ром ме­сте Яку­тия с 8580 Р, а Москва за­ни­ма­ет толь­ко тре­тье с 8401 Р.

Есть ряд ре­ги­о­нов, где про­да­жи в со­т­ни раз мень­ше: на­при­мер, в Се­ва­сто­по­ле и Кры­му это 14 и 24 Р на че­ло­ве­ка в год со­о­т­вет­ствен­но. Воз­мо­ж­но, та­кая огро­м­ная раз­ни­ца объ­яс­ня­ет­ся ка­ки­ми-то осо­бен­но­стя­ми ста­ти­сти­че­ско­го уче­та. Мы по­про­си­ли Рос­стат про­яс­нить этот во­прос, но на мо­мент пуб­ли­ка­ции от­ве­та не по­лу­чи­ли.

Что­бы про­ве­рить дан­ные Рос­ста­та, мы ре­ши­ли та­к­же по­смо­т­реть на сред­ний чек при по­ку­п­ке укра­ше­ний в раз­ных ре­ги­о­нах.

Ана­ли­ти­ки про­ек­та Tinkoff Data взя­ли обез­ли­чен­ные дан­ные кли­ен­тов Тинь­кофф Бан­ка и по­смо­т­ре­ли, сколь­ко обы­ч­но тра­тят по­ку­па­те­ли в ма­га­зи­нах де­ся­ти са­мых кру­п­ных юве­ли­р­ных се­тей. В тре­тьем квар­та­ле 2022 го­да эта су­м­ма со­ста­ви­ла 6354 Р. При этом за год си­ту­а­ция по­чти не из­ме­ни­лась: в тре­тьем квар­та­ле 2021 го­да ра­зо­вые тра­ты ти­пи­ч­но­го кли­ен­та бан­ка на юве­ли­р­ные из­де­лия со­ста­ви­ли 6328 Р.

Од­на­ко су­м­мы мо­гут силь­но раз­ли­чать­ся в за­ви­си­мо­сти от ре­ги­о­на. На­при­мер, сред­ний чек за по­след­ний год у кли­ен­тов из Вол­го­гра­д­ской об­ла­сти со­став­лял 9051 Р, из Моск­вы — 7114 Р, Санкт-Пе­тер­бур­га — 7097 Р, Свер­д­ло­в­ской об­ла­сти — 5902 Р, Яро­слав­ской об­ла­сти — 4349 Р.

[ journal.tinkoff.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->