Для многих россиян ювелирные изделия — это не только предмет роскоши или украшение.
Каждый пятый россиянин использует их в качестве подушки безопасности.Вообще же большая часть опрошенных социологами покупает украшения один раз в год — так поступают 58% женщин и 55% мужчин.
В этой статье расскажем, сколько денег уходит на украшения у жителей разных регионов страны.
В 2021 году производство золота в России составило 346,4 тонны, серебра — 945,7 тонны, алмазов — 39,1 млн карат, это примерно 7,8 тонны.
Большая часть главного ювелирного материала, золота, ушла на экспорт: 87,2%. На производство украшений потратили всего 8,5% — чуть меньше 30 тонн. Еще 1,5% — это инвестиции в слитки и монеты, а 0,8% купил Центральный банк. Последнее нужно, чтобы балансировать спрос и предложение на внутреннем рынке драгоценных металлов. Оставшиеся 6,7 тонны, по всей видимости, не были проданы.
За год в стране произвели 27,4 млн золотых ювелирных изделий. Еще 0,6 млн ввезли из-за границы. Это данные Федеральной пробирной палаты: все золотые украшения должны получать специальное клеймо в этой организации. Импорт серебряных изделий составил 12,3 млн штук, а сколько произвели в России — неизвестно, потому что с 2015 года пробация отечественного серебра стала добровольной. Судя по предыдущим периодам — не меньше, чем золотых.
Вообще, до кризиса 2008 года золотых изделий в России производили больше, чем серебряных: в среднем на 39%, если считать в штуках. Но в 2008 цены на золото резко выросли и люди перешли на более дешевые серебряные украшения.
Большая часть ювелирных украшений, продающихся на российском рынке, произведена внутри страны. Крупнейший производитель — костромской завод «Ювелит», на втором месте — «Московский ювелирный завод», на третьем — предприятие «Каратов», также из Костромы.
Некоторые производители, например «Московский ювелирный завод» и «Якутские бриллианты», имеют собственные фирменные торговые сети, однако большая часть крупных ретейлеров работает с разными заводами. На топ-10 крупнейших продавцов приходится 42,4% продаж всех ювелирных украшений. При этом три компании — «Санлайт», «585 золотой» и «Соколов» — занимают 29,8% рынка.
По данным Росстата, в 2021 году россияне купили ювелирных изделий на 365,4 млрд рублей — примерно по 2500 Р в год на человека. В предыдущие четыре года продажи держались на уровне 220—240 млрд рублей — примерно в полтора раза меньше.
29% продаж приходится на Москву. Но если посчитать расходы на душу населения, окажется, что больше всего на украшения тратят жители Дагестана: в 2021 году объемы продаж ювелирных изделий в республике составили 10 425 Р на человека. На втором месте Якутия с 8580 Р, а Москва занимает только третье с 8401 Р.
Есть ряд регионов, где продажи в сотни раз меньше: например, в Севастополе и Крыму это 14 и 24 Р на человека в год соответственно. Возможно, такая огромная разница объясняется какими-то особенностями статистического учета. Мы попросили Росстат прояснить этот вопрос, но на момент публикации ответа не получили.
Чтобы проверить данные Росстата, мы решили также посмотреть на средний чек при покупке украшений в разных регионах.
Аналитики проекта Tinkoff Data взяли обезличенные данные клиентов Тинькофф Банка и посмотрели, сколько обычно тратят покупатели в магазинах десяти самых крупных ювелирных сетей. В третьем квартале 2022 года эта сумма составила 6354 Р. При этом за год ситуация почти не изменилась: в третьем квартале 2021 года разовые траты типичного клиента банка на ювелирные изделия составили 6328 Р.
Однако суммы могут сильно различаться в зависимости от региона. Например, средний чек за последний год у клиентов из Волгоградской области составлял 9051 Р, из Москвы — 7114 Р, Санкт-Петербурга — 7097 Р, Свердловской области — 5902 Р, Ярославской области — 4349 Р.