1) Аргументы и ожидаемые риски с точки зрения крупного бизнеса, требующие применения в отрасли ОСНО
1.1 Риск перетока инвестиционного драгоценного металла в производственный сегмент рынка.
1.2 Неравные условия ведения бизнеса для крупных и малых предприятий в части налогообложения.
1.3 Риск дробления бизнеса и формирование схем для необоснованного получения налоговой выгоды.
1.4 Риски роста нелегального оборота ДМДК.
1.5 Недополучение бюджетом суммы от 20 до 30 млрд. рублей в виде НДС.
2) Контраргументы малого бизнеса
2.1 Увеличение налоговой нагрузки.
Эффективная ставка НДС при ОСНО от 9 до 11 % (от общего оборота).
Ранее применяемые налоговые режимы формировали следующую эффективную ставку налога:
Итого налоговая нагрузка увеличивается в 2-3 раза.
2.2 Увеличение затрат на:
2.3 Перенос оборотов сопутствующих товаров на отдельные юридические лица или ИП, либо введение ОСНО для всех сопутствующих товаров.
2.4 Переоценка выкупленных товарных остатков на 20-30 %, либо длительная работа с отрицательной рентабельностью.
2.5 Сокращение лимитов кредитования из-за ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности.
2.6 Кризис неплатежей между контрагентами из-за дефицита оборотных средств.
2.7 Монополизация рынка ювелирных изделий крупными федеральными сетями:
2.8 Возникновение товарного дефицита ликвидных позиций из-за предельного сокращения себестоимости изготавливаемой продукции.
2.9 Переход с условий отсрочки платежа на комиссионные условия работы с оплатой по мере реализации.
3) Размер бизнеса
Что такое малый бизнес в сфере оборота ДМДК? Считается, что малый бизнес не имеет каких-либо специфических особенностей для того, чтобы использовать особые налоговые режимы. Но специфика есть. Крупное промышленное производство отличается от мелкого кустарного.
Малый и микро - бизнес в ювелирной отрасли — это в буквальном смысле слова бизнес семейный. В нeм работают родители и дети. Его планируют передать по наследству внукам. Сам бизнес, в который вложено 20-30 лет жизни, становится родным ребeнком.
Чем он отличается от бизнеса крупных корпораций?
Повышенной нагрузкой, поскольку каждый сотрудник осуществляет несколько функций одновременно. Повышенною ответственностью за результат, ведь этот бизнес кормит всю семью. Малейшие проколы обходятся дорого. Сюда же можно отнести повышенные риски. При закрытии семейного бизнеса вам никто не выплатит пособие и вас вряд ли возьмут на работу по найму бывшие конкуренты. При негативном сценарии вся семья остаeтся без работы и без средств к существованию. Вместе работали, вместе жили, и умирать будут вместе.
Самое главное отличие от работы на корпорацию в том, что гибель бизнеса — это глубокая семейная трагедия. Убить его ошибочным решением легко, а вот возродить будет уже невозможно, поскольку семейные традиции безусловно утратятся.
Поэтому по части налогов малый бизнес самый прозрачный, честный, бесхитростный и ответственный. Он генерирует меньше налоговых рисков, чем крупный. За это он и попал в немилость. Дабы не мешал ловить рыбу в мутной воде.
4) Риски
Какие риски заставили законодателя запретить применение специальных налоговых режимов без обсуждения этого решения, без оценки его последствий и невзирая на противоречия с № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»?
Главной причиной отмены специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли признаeтся риск перетока инвестиционного металла от физических лиц в производственный сектор, т.к. физические лица получили возможность приобретать слитки без уплаты НДС.
Металл можно купить в скупочных компаниях без НДС и на 4-5 % дешевле, чем в банке.
Именно для купирования рисков мы предлагаем ввести налоговое агентирование с уплатой НДС уже на стадии приобретения металла, а не на стадии выпуска готовой продукции, где порождаются все «хитрые» схемы. Наличие на рынке металла, который можно купить без оплаты НДС, будет постоянно генерировать налоговые риски незаконного возмещения.
5) Равные условия
Про какие равные условия для малого и крупного бизнеса можно говорить?
Крупные производители жалуются на неравные условия налогообложения.
6) Дополнительные доходы бюджета
На какие доходы уповает бюджет? На 20 % ставки НДС, на 20 % ставки налога на прибыль, и на 2 % ставки налога на имущество.
Пояснительная записка к проекту ФЗ-47 указывала на ожидание увеличения поступлений НДС от ювелирной отрасли на 20-30 млрд. руб. Расчeт был простой: текущий оборот учтeн как налогооблагаемая база, и от него взяты действующие ставки налогов.
Бизнес, связанный с оборотом ювелирных изделий, становится не только нерентабельным, но и крайне рискованным.
В результате налоговая база сократится, налоговые поступления не вырастут, а снизятся. Только в текущем году 10 % субъектов покинули рынок, а за последние 5 лет его оставили 40 % участников.
7) Дробление бизнеса
Откуда есть пошло дробление бизнеса?
Дробление бизнеса с целью необоснованного получения налоговой выгоды — это проблема и беда. Но это проблема ФНС и беда крупного бизнеса, а не микробизнеса. Последнему дробиться некуда, налоговая система у него проста, понятна и прозрачна. А вот с переводом тысяч предприятий на ОСНО вода в нашем пруду станет мутной. Сегодня 75 % торгового оборота контролируются 33 крупными компаниями. Если до сих пор по уверению ФНС идeт дробление бизнеса, то значит ФНС не может или не успевает администрировать сборы с этих 33 компаний. А когда требующих контроля субъектов станет больше 10 000, как изменится ситуация? НДС перестанут незаконно возмещать? Мы же предлагаем платить его авансом при покупке сырья, а не при продаже готовой продукции, исключив тем самым риски незаконного возмещения. Оставшиеся 25 % рынка контролирует 10 000 компаний малого и микро - бизнеса. Это 9 млн. оборота за год на одного субъекта или 750 тысяч в месяц. Расходы бюджета на администрирование малых предприятий превзойдут ожидаемые доначисления. Это как стричь свиней: визгу много, шерсти мало.
Дробление бизнеса не самоцель, а способ организации схем по получению налоговых преференций. Все эти схемы основаны на закупках сырья без НДС, с последующим незаконным его возмещением. Уплата НДС со стоимости сырья на стадии его приобретения искореняет саму природу этих схем и делает дробление бизнеса бессмысленным.
8) Задачи малого бизнеса
1) Сохранить налоговые преференции по стоимости работ (ФЗП).
2) Сохранить упрощeнное администрирование налогового учeта и налоговых платежей.
3) Сохранить возможность работы с сопутствующими товарами.
4) Избежать переоценки товарных остатков.
5) Сохранить объeмы кредитования.
6) Избежать кризиса неплатежей между контрагентами.
7) Избежать монополизации рынка федеральными сетями.
8) Избежать товарного дефицита ликвидных позиций.
Переход на ОСНО это, конечно, не цунами, но приготовится к удару холодной воды необходимо.
9)Экономическая модель действующего ювелирного магазина на ОСНО
Позиция | Сумма | В т.ч. НДС |
Объем продаж | 1750 тыс. | 291,7 тыс. |
Приходная стоимость товара | 1000 тыс. | 166,7 тыс. |
Торговая наценка 75% | 750 тыс. | |
Затраты на реализацию: | ||
Аренда помещения | 180 тыс. | 30 тыс. |
Коммунальные услуги | 20 тыс. | 3,3 тыс. |
Охрана | 18 тыс. | 3,0 тыс. |
Реклама | 30 тыс. | 5,0 тыс. |
Заработная плата сотрудников | 190 тыс. | - |
Социальные сборы | 57 тыс. | - |
Банковский % по кредиту | 15 тыс. | - |
Прочие расходы | 25 тыс. | - |
Итого затраты: | 535 тыс. | 41,3 тыс. |
НДС начисленный | 291,7 тыс. | |
НДС к зачету | 208,0 тыс. | |
НДС к уплате | 83,7 тыс. | |
Прибыль до налогообложения | 131,3 тыс. | - |
Налог на прибыль 20% | 26,26 тыс. | - |
Чистая прибыль | 105,04 тыс. | - |
Рентабельность | 6,0% |
10)Экономическая модель ювелирного магазина
на УСН 15 % и 6 %
Позиция | УСН 15 % | УСН 6 % |
Объем продаж | 1750 тыс. | 1750 тыс. |
Приходная стоимость товара | 1000 тыс. | 1000 тыс. |
Торговая наценка 75 % | 750 тыс. | 750 тыс. |
Затраты на реализацию: | ||
Аренда помещения | 180 тыс. | 180 тыс. |
Коммунальные услуги | 20 тыс. | 20 тыс. |
Охрана | 18 тыс. | 18 тыс. |
Реклама | 30 тыс. | 30 тыс. |
Заработная плата сотрудников | 190 тыс. | 190 тыс. |
Социальные сборы | 57 тыс. | 57 тыс. |
Банковский % по кредиту | 15 тыс. | 15 тыс. |
Прочие расходы | 25 тыс. | 25 тыс. |
Итого затраты: | 535 тыс. | 535 тыс. |
Прибыль до налогообложения | 215 тыс. | 215 тыс. |
Единый налог 15 % или 6 % | 32,25 тыс. | 105 тыс. |
Чистая прибыль | 182,75 тыс. | 110 тыс. |
Рентабельность | 10,4 % | 6,3 % |
11)Экономическая модель ювелирного магазина в переходный период
(с УСН на ОСНО)
Вариант А - без индексации розничных цен
Позиция | Сумма | В т.ч. НДС |
Объем продаж | 1750 тыс. | 292 тыс. |
Приходная стоимость товара | 1000 тыс. | - |
Торговая наценка 75% | 750 тыс. | - |
Затраты на реализацию: | ||
Аренда помещения | 180 тыс. | 30 тыс. |
Коммунальные услуги | 20 тыс. | 3,3 тыс. |
Охрана | 18 тыс. | 3,0 тыс. |
Реклама | 30 тыс. | 5,0 тыс. |
Заработная плата сотрудников | 190 тыс. | - |
Социальные сборы | 57 тыс. | - |
Банковский % по кредиту | 15 тыс. | - |
Прочие расходы | 25 тыс. | - |
Итого затраты: | 535 тыс. | 41,3 тыс. |
НДС начисленный | 292 тыс. | |
НДС к зачету | 41,3 тыс. | |
НДС к уплате | 250,7 тыс. | |
Прибыль до налогообложения (750 – 41,3 – 250,7 – 493,7) | - 35,7 тыс. | |
Чистая прибыль | - | |
Рентабельность | - 2,0% |
Вывод по варианту А
Без индексации стоимости ювелирных изделий из старых товарных запасов и увеличения торговой наценки ювелирный магазин будет работать с отрицательной рентабельностью.
12)Экономическая модель ювелирного магазина в переходный период
(с УСН на ОСНО)
Вариант Б - с индексацией розничных цен на 20 % и увеличением торговой наценки с 75 % до 110 %
Позиция | Сумма | В т.ч. НДС |
Объем продаж | 2100 тыс. | 350 тыс. |
Приходная стоимость товара | 1000 тыс. | - |
Торговая наценка 75% | 1100 тыс. | - |
Затраты на реализацию: | ||
Аренда помещения | 180 тыс. | 30 тыс. |
Коммунальные услуги | 20 тыс. | 3,3 тыс. |
Охрана | 18 тыс. | 3,0 тыс. |
Реклама | 30 тыс. | 5,0 тыс. |
Заработная плата сотрудников | 190 тыс. | - |
Социальные сборы | 57 тыс. | - |
Банковский % по кредиту | 15 тыс. | - |
Прочие расходы | 25 тыс. | - |
Итого затраты: | 535 тыс. | 41,3 тыс. |
НДС начисленный | 350 тыс. | |
НДС к зачету | 41,3 тыс. | |
НДС к уплате | 308,7 тыс. | |
Прибыль до налогообложения (1100 – 41,3 – 308,7 – 493,7) | 256,3 тыс. | |
Налог на прибыль 20% | 51,3 тыс. | |
Чистая прибыль | 205 тыс. | |
Рентабельность | 9,7% |
Вывод по варианту Б
Для сохранения рентабельности на среднем отраслевом уровне (от 8,0% до 12,0%) необходимо проиндексировать стоимость ювелирных изделий из старых товарных запасов на 20% и увеличить торговую наценку ювелирного магазина с 75% до 110%.
13)Структура цены ювелирного изделия из золота 585 пробы массой 3 г. у малого и крупного бизнеса
Позиция | В малом бизнесе | В крупном бизнесе |
Затраты на материалы | 13755 | 13755 |
в т.ч. на золото* | 5955 | 5955 |
в т.ч. на бриллиант** | 7800 | 7800 |
Издержки производства*** | 1500 | 750 |
Заложенная прибыль 10% | 1750 | 1750 |
Итого: | 17005 | 16255 |
*Затраты на золото золота рассчитаны исходя из стоимости 3380 руб./грамм в чистоте и 585 пробы, массы изделия 3 грамма.
**Затраты на бриллиант рассчитаны исходя из стоимости 650 $/ct, курса рубля 60 руб/$ и массы камня 0,2 ct.
***Издержки производства рассчитаны исходя из стоимости выполнения работ на малом предприятии в 500 руб./грамм, на крупном предприятии – 250 руб./грамм.
Ценовое преимущество у крупного бизнеса:
(17005 – 16255) / 16255 = 0,046 (4,6%)
14)Структура налогообложения ювелирного изделия из золота 585 пробы массой 3 г. у малого и крупного бизнесов
Позиция | В малом бизнесе | В крупном бизнесе |
Облагаемая НДС база | 1500 + 1750 = 3250 | 750 + 1750 = 2500 |
Эффективная ставка НДС | 6% | 9% |
НДС к уплате | 195 | 225 |
Облагаемая база по расчету прибыли | 17005 – 3250 = 13755 | 1750 – 225 = 1525 |
Эффективная ставка налога | 6% | 20% |
Налог на прибыль к уплате | 825 | 305 |
Итого: | 1020 | 530 |