Чем оказалась ГИИС ДМДК для российского рынка – броней или дырявым решетом?

Раздел: Власть
23 ноября 2022 г.

По­во­дом для под­го­то­в­ки дан­но­го ма­те­ри­а­ла по­слу­жи­ла ре­а­к­ция по­тре­би­те­лей на за­го­ло­вок ши­ро­ко рас­ти­ра­жи­ро­ван­ной в об­ще­ствен­ных СМИ но­во­сти о том, что сро­ки вве­де­ния обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сии про­д­ле­ны до 2024 го­да. И ес­ли внут­ри юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства все участ­ни­ки ры­н­ка по­ни­ма­ют, о чем имен­но идет речь, то ря­до­вые по­тре­би­те­ли юве­ли­р­ной про­дук­ции, то есть гра­ж­да­не, не­о­жи­дан­но ока­за­лись встре­во­же­ны тем, что еще боль­ше го­да бу­дут не­сти ка­кие-то ри­с­ки при по­ку­п­ке юве­ли­р­ных из­де­лий… Так за­щи­ще­ны ли се­го­д­ня рос­сий­ские по­тре­би­те­ли юве­ли­р­ных из­де­лий от под­де­лок, или это­го еще ну­ж­но по­до­ж­дать?

От­вет на этот во­прос да­ет ана­лиз фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния ГИИС ДМДК. За­ра­бо­та­ла, или нет эта си­сте­ма спу­стя 20 ме­ся­цев по­с­ле ее за­пус­ка в экс­плу­а­та­цию, обес­пе­чи­ва­ет ли уже ГИИС ДМДК эф­фект для го­су­дар­ства и по­тре­би­те­лей? Обра­ти­м­ся к де­кла­ри­ро­ва­нию тех це­лей, ко­то­рые ста­ви­лись пе­ред ГИИС ДМДК при под­го­то­в­ке ее за­пус­ка. За­да­чи ГИИС ДМДК сфор­му­ли­ро­ва­ны в Фе­де­раль­ном за­ко­не от 26 мар­та 1998 г. № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» – «­фе­де­раль­ная го­су­дар­ствен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма, пред­на­з­на­чен­ная для по­лу­че­ния, об­ра­бо­т­ки, хра­не­ния и пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции о про­ис­хо­ж­де­нии и об об­ра­ще­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них, а та­к­же для ор­га­ни­за­ции спе­ци­аль­но­го уче­та». Но это за­да­чи, а не це­ли.

Что лю­бо­пы­т­но, при­ве­де­ния це­лей со­з­да­ния ГИИС ДМДК нет да­же в по­ста­но­в­ле­нии Пра­ви­тель­ства РФ от 26 фев­ра­ля 2021 г. № 270 о внед­ре­нии си­сте­мы. Упо­ми­на­ние це­лей со­з­да­ния ГИИС ДМДК при­во­ди­т­ся не в нор­ма­тив­ных пра­во­вых до­ку­мен­тах, а про­сто на стра­ни­це сай­та са­мой си­сте­мы (https://dmdk.ru/about/):

«ГИИС ДМДК – еди­ная ин­фор­ма­ци­он­ная плат­фор­ма для вза­и­мо­дей­ствия участ­ни­ков ры­н­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, ор­га­нов го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и на­д­зо­ра, а та­к­же иных за­ин­те­ре­со­ван­ных фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

ГИИС ДМДК со­з­да­ет­ся в це­лях:

о­бес­пе­че­ния про­сле­жи­ва­е­мо­сти (у­че­та) дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них в це­лях осу­ще­ств­ле­ния кон­тро­ля за об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, а та­к­же под­твер­ж­де­ния их под­лин­но­сти и ле­галь­но­сти про­ис­хо­ж­де­ни­я;

­по­лу­че­ния эф­фек­тив­ных ин­стру­мен­тов кон­тро­ля и на­д­зо­ра на ры­н­ке ДМДК;

о­бес­пе­че­ния пе­ре­хо­да на элек­трон­ный до­ку­мен­то­о­бо­рот, в том чис­ле по­сте­пе­н­ный от­каз от пра­к­ти­ки пред­став­ле­ния субъ­ек­та­ми ры­н­ка от­че­тов в не­элек­трон­ном ви­де и ис­поль­зо­ва­ние элек­трон­ных дан­ных в ка­че­стве ос­но­в­но­го ис­точ­ни­ка ста­ти­сти­че­ской и ана­ли­ти­че­ской ин­фор­ма­ции о ры­н­ке ДМДК;

­по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти про­це­дур за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей за счет ис­поль­зо­ва­ния ин­стру­мен­тов про­сле­жи­ва­е­мо­сти то­ва­ров и тех­но­ло­гий под­твер­ж­де­ния их под­лин­но­сти;

­фор­ми­ро­ва­ния ана­ли­ти­че­ской ин­фор­ма­ции о со­сто­я­нии от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней».

За не­и­ме­ни­ем опре­де­ле­ния це­лей си­сте­мы в нор­ма­тив­ных пра­во­вых до­ку­мен­тах бу­дем ис­хо­дить из оцен­ки до­сти­же­ния этих по­лу­о­фи­ци­аль­но де­кла­ри­ро­ван­ных це­лей со­з­да­ния ГИИС ДМДК. Пер­вые две по­зи­ции из пе­ре­чис­лен­ных це­лей – это ин­те­ре­сы го­су­дар­ства. С тре­тьей по пя­тую це­ли – это ин­те­ре­сы биз­не­са, а чет­вер­тая цель – ин­те­ре­сы по­тре­би­те­ля.

Це­ли «о­бес­пе­че­ния про­сле­жи­ва­е­мо­сти (у­че­та) дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них, и, как след­ствие, по­лу­че­ние эф­фек­тив­но­го ин­стру­мен­та кон­тро­ля за их обо­ро­том» - ко­неч­но же, глав­ные. Мо­ж­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что эти це­ли уже до­сти­г­ну­ты ис­поль­зо­ва­ни­ем си­сте­мы. Ведь бла­го­да­ря ин­ди­ви­ду­аль­но­му уче­ту в ко­м­пью­тер­ных ба­зах ГИИС ДМДК, у ка­ж­дой еди­ни­цы про­дук­ции (с по­мо­щью иден­ти­фи­ка­ци­он­ных но­ме­ров про­дук­ции, ИНП) и у ка­ж­дой еди­ни­це юве­ли­р­ных из­де­лий (с по­мо­щью уни­каль­ных иден­ти­фи­ка­ци­он­ных но­ме­ров, УИН) про­сле­жи­ва­ет­ся дви­же­ние. Тот факт, что УИН «за­ши­ва­ет­ся» се­го­д­ня в DataMatrix код, на­пе­ча­тан­ный на би­р­ке юве­ли­р­но­го из­де­лия, а не на­не­сен­ный не­по­сред­ствен­но на са­мо из­де­лие, не иг­ра­ет для це­лей про­сле­жи­ва­е­мо­сти аб­со­лют­но ни­ка­кой ро­ли по сле­ду­ю­щим при­чи­нам.

Во-­пе­р­вых, на­пе­ча­тан­ный на би­р­ке юве­ли­р­но­го из­де­лия DataMatrix код и DataMatrix код, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет­ся на­но­сить не­по­сред­ствен­но на по­верх­ность юве­ли­р­но­го из­де­лия – это один и тот же код с оди­на­ко­вой ин­фор­ма­ци­ей об из­де­лии, то есть со­дер­жа­щий его УИН. Но тех­но­ло­ги­че­ски счи­ты­вать кро­шеч­ный (не бо­лее 1 мм) DataMatrix код с са­мо­го из­де­лия на­столь­ко сло­ж­но, что ни­кто этим за­ни­мать­ся по це­поч­ке дви­же­ния из­де­лий не бу­дет, кро­ме не­по­сред­ствен­но са­мих про­из­во­ди­те­лей этих из­де­лий, про­сто вы­ну­ж­ден­ных это де­лать по при­хо­ду из­де­лий из Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты по­с­ле опро­бо­ва­ния, клей­ме­ния и мар­ки­ро­в­ки. А все осталь­ные участ­ни­ки обо­ро­та в лю­бом слу­чае бу­дут с успе­хом до­воль­ство­вать­ся не­сло­ж­ным и не­до­ро­гим счи­ты­ва­ни­ем то­го же ко­да, но – на­пе­ча­тан­но­го на би­р­ке юве­ли­р­но­го из­де­лия.

Во-в­то­рых, ес­ли кто-то ко­г­да-­ни­будь из про­из­во­ди­те­лей или им­пор­те­ров и пе­ре­ве­сит би­р­ку у юве­ли­р­ных из­де­лий, то это бу­дет лишь слу­чай­ной еди­ни­ч­ной оши­б­кой. Ни­ка­ко­го эко­но­ми­че­ско­го ин­те­ре­са ни у од­но­го из участ­ни­ков обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий не мо­жет быть от пе­ре­ве­ши­ва­ния би­рок, так ка­к­су­м­мар­ное (по об­щей мас­се) по­сту­п­ле­ние юве­ли­р­ных из­де­лий к ка­ж­до­му из субъ­ек­тов ры­н­ка все­г­да дол­ж­но со­в­па­дать с су­м­мар­ным их убы­ти­ем. ГИИС ДМДК сле­дит за этим. Как в ма­те­ма­ти­ке – от пе­ре­ме­ны мест сла­га­е­мых су­м­ма не из­ме­ня­ет­ся. То есть «мух­леж» с пе­ре­ве­ши­ва­ни­ем би­рок при об­щем уче­те всех из­де­лий в ГИИС ДМДК – это не­воз­мо­ж­ная глу­по­сть, за­ни­мать­ся ко­то­рой ни­кто не ста­нет.

В-тре­тьих, бы­ло бы ин­те­рес­но услы­шать от­ве­тит на во­прос: а по­че­му обо­рот сы­рье­вых дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­ж­но на­де­ж­но кон­тро­ли­ро­вать и про­сле­жи­вать в ГИИС ДМДК по ИНП с по­мо­щью мар­ки­ро­в­ки DataMatrix ко­дом со­про­во­ж­да­ю­ще­го их но­си­те­ля, а вот про­сле­жи­вать обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий их этих же ме­тал­лов и ка­м­ней, в этой же си­сте­ме ГИИС ДМДК ну­ж­но лишь с по­мо­щью мар­ки­ро­в­ки, то есть на­не­се­ния DataMatrix ко­да не­по­сред­ствен­но на са­ми из­де­лия? Да­же сли­т­ки аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов не бу­дут мар­ки­ро­вать­ся по ме­тал­лу, и ни­ко­го это не сму­ща­ет… Что со­вер­шен­но пра­виль­но.

В-­чет­вер­тых, сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на при­мер мар­ки­ро­в­ки про­чих то­ва­ров в си­сте­ме Мин­про­м­тор­га ЦРПТ - «Че­ст­ный знак», успе­ш­но ис­поль­зу­ю­щей мар­ки­ро­в­ку то­ва­ров ли­бо на са­мом то­ва­ре, ли­бо на со­про­во­ж­да­ю­щем его но­си­те­ле. И ведь все в по­ряд­ке, ра­бо­та­ет си­сте­ма! По­че­му бы в ГИИС ДМДК не вос­поль­зо­вать­ся этим по­ло­жи­тель­ным опы­том, и не от­ка­зать­ся от дуб­ли­ру­ю­щей и (ес­ли че­ст­но) со­вер­шен­но ни­ко­му не ну­ж­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу из­де­лий?

В-­пя­тых, мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу – это до­пол­ни­тель­ные и не­ма­лые, но не­о­бос­но­ван­ные из­дер­ж­ки участ­ни­ков ры­н­ка, а та­к­же «отъ­ем» де­фи­ци­т­ных по при­чи­не сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния ми­к­ро­элек­трон­ных ко­м­по­нент, не­об­хо­ди­мых для про­из­вод­ства счи­ты­ва­те­лей, и, глав­ное – это риск пол­но­го кол­ла­п­са рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ры­н­ка из-­за от­сут­ствия в тор­го­в­ле не­об­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ства та­ких счи­ты­ва­те­лей для ис­поль­зо­ва­ния участ­ни­ка­ми ры­н­ка.

На­ко­нец, в-­ше­стых. А по­че­му ни­ко­му в ми­ре не при­ш­ла идея мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу? Нет смыс­ла при­во­дить в при­мер мар­ки­ро­в­ку по рун­ди­сту бри­л­ли­ан­тов – ведь цель та­кой мар­ки­ро­в­ки – это ни­как не про­сле­жи­ва­ние обо­ро­та мар­ки­ро­ван­ных бри­л­ли­ан­тов, а по­вы­ше­ние уро­в­ня до­ве­рия по­тре­би­те­лей к сверх­до­ро­го­му то­ва­ру со свой­ства­ми, иден­ти­фи­ци­ру­е­мы­ми ис­клю­чи­тель­но спе­ци­а­ли­ста­ми (ге­м­мо­ло­га­ми). То есть в со­о­т­вет­ствие с це­лью и был вы­бран ин­стру­мент. Под­твер­ж­дать под­лин­ность юве­ли­р­ных из­де­лий, в от­ли­чие от бри­л­ли­ан­тов, до­ста­точ­но и с по­мо­щью би­р­ки.

Фа­к­ти­че­ски, по­яв­ле­ние идеи мар­ки­ро­вать юве­ли­р­ные из­де­лия не­по­сред­ствен­но по ме­тал­лу, бы­ло из­на­чаль­но оши­боч­ным, дуб­ли­ру­ю­щим и из­бы­точ­ным тех­но­ло­ги­че­ским ре­ше­ни­ем. Это не стра­ш­но, все­г­да, по хо­ду внед­ре­ния че­го-то но­во­го, в пла­ны вно­сят­ся ра­зу­м­ные кор­рек­ти­вы. Лишь бы не успе­ли по­на­прас­ну по­тра­тить боль­шие день­ги…

Есте­ствен­но, лю­бая про­сле­жи­ва­е­мость дви­же­ния объ­ек­тов воз­мо­ж­на лишь при усло­вии, что кем-то со­о­т­вет­ству­ю­щие объ­ек­ты уче­та (ме­талл, ка­м­ни, из­де­лия) бы­ли в си­сте­му вве­де­ны. Ввод объ­ек­тов в обо­рот че­рез ввод в ГИИС ДМДК – это клю­че­вой этап, без вы­пол­не­ния ко­то­ро­го ле­галь­но­го обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них быть не мо­жет.

Как ни стран­но, не­дав­но бы­ло озву­че­но мне­ние, что на те­ку­щий мо­мент про­сле­жи­ва­е­мость обо­ро­та си­сте­мой ГИИС ДМДК по­ка не обес­пе­чи­ва­ет­ся. Мне­ние опи­ра­лось на ре­ше­ние о про­д­ле­нии на пол­го­да сро­ка вне­се­ния в ГИИС ДМДК уточ­нен­ных све­де­ний об остат­ках по дан­ным ин­вен­та­ри­за­ции на 1 ян­ва­ря 2022 го­да с уче­том ре­а­ли­за­ции. Вы­ска­зы­ва­лись опа­се­ния, что до окон­ча­ния сро­ка пре­до­став­ле­ния уточ­нен­ных дан­ных об остат­ках, мо­гут быть про­ти­во­прав­ные по­пы­т­ки «по­пол­не­ния» этих остат­ков вновь при­об­ре­та­е­мым ме­тал­лом, ре­а­ли­зу­е­мым для фи­зи­че­ских лиц без НДС. Од­на­ко это не так – ведь по­да­ча в ГИИС ДМДК све­де­ний участ­ни­ка­ми ры­н­ка о су­м­мар­ных остат­ках цен­но­стей уже дав­но за­вер­ше­на, а уточ­ня­ют­ся дан­ные не из-­за по­пол­не­ния, а, на­про­тив – из-­за убы­тия цен­но­стей в си­лу их ре­а­ли­за­ции и рас­хо­до­ва­ния в те­ку­щем пе­ри­о­де. Зна­чит, ни­че­го но­во­го там уже по­явить­ся не мо­жет, ведь лю­бой ввод цен­но­стей в си­сте­му за этот пе­ри­од бу­дет рас­смат­ри­вать­ся си­сте­мой как но­вый ввод и ни­как не смо­жет уве­ли­чить остат­ки.

Про­сле­жи­ва­е­мость дви­же­ния объ­ек­тов в ГИИС ДМДК сей­час уже до­сти­г­ну­та, ес­ли про­из­ве­ден их ввод в си­сте­му. А без вво­да цен­но­стей в си­сте­му, без их по­сле­ду­ю­ще­го вы­во­да из обо­ро­та в ГИИС ДМДК, дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ка­м­ни и из­де­лия из них ле­галь­но ре­а­ли­зо­вать не­воз­мо­ж­но.

Не пред­став­ля­ет угро­зы для про­сле­жи­ва­е­мо­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и уста­но­в­лен­ная от­сроч­ка для кре­ди­т­ных ор­га­ни­за­ций по пред­став­ле­нию ин­фор­ма­ции в ГИИС ДМДК о по­сту­п­ле­нии и ре­а­ли­за­ции (о­т­груз­ке) сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов до 1 мар­та 2023 г. Ведь ку­п­лен­ные фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми у бан­ков сли­т­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов без НДС не­воз­мо­ж­но ле­галь­но вве­сти в ГИИС ДМДК для про­мы­ш­лен­но­го ис­поль­зо­ва­ния.

А вот все ли объ­ек­ты вво­дят­ся в ГИИС ДМДК ле­галь­но – это, дей­стви­тель­но, во­прос. Но это не во­прос к ор­га­ни­за­ции ГИИС ДМДК, не во­прос к про­сле­жи­ва­е­мо­сти дви­же­ния в си­сте­ме, а во­прос к нор­ма­тив­ной ба­зе. Оче­вид­но, на­ли­чие не­ле­галь­но­го обо­ро­та не мо­жет быть свя­за­но с ка­че­ством фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния ГИИС ДМДК, ибо та­кой обо­рот идет вне ее кон­тро­ля.

Не­пра­во­мер­но сы­рье­вые дра­го­цен­ные ме­тал­лы и огра­нен­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, ко­то­рые дол­ж­ны об­ла­гать­ся НДС (и не толь­ко) как пе­р­ви­ч­ные, тео­ре­ти­че­ски дей­стви­тель­но мо­гут вво­дить­ся в ГИИС ДМДК как вто­ри­ч­ные объ­ек­ты, НДС не об­ла­га­е­мые. Речь идет о тео­ре­ти­че­ской про­ти­во­прав­ной воз­мо­ж­но­сти ле­га­ли­за­ции че­рез ввод в ГИИС ДМДК не­ле­галь­но до­бы­то­го дра­го­цен­но­го ме­тал­ла или сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов под ви­дом вто­ри­ч­но­го «безНДС­но­го» ло­ма юве­ли­р­ных из­де­лий, по­лу­чен­но­го от фи­зи­че­ских лиц в ску­п­ке. Ана­ло­ги­ч­но, кон­тра­бан­д­но вве­зен­ные огра­нен­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни та­к­же тео­ре­ти­че­ски мо­ж­но ле­га­ли­зо­вы­вать че­рез ску­п­ку, при­чем без НДС, как ка­м­ни, яко­бы из­в­ле­чен­ные из юве­ли­р­ных из­де­лий, сдан­ных фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми.

Е­ще раз под­чер­к­нем, эта про­б­ле­ма ни­как не свя­за­на с фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем ГИИС ДМДК, на­ли­чи­ем в си­сте­ме ка­ких-то «дыр», она су­ще­ство­ва­ла и до вве­де­ния ГИИС ДМДК в строй, так ка­к­это про­б­ле­ма не ор­га­ни­за­ции ко­м­пью­тер­ной про­сле­жи­ва­е­мо­сти. Это про­б­ле­ма на­ли­чия пре­сту­п­но­сти как та­ко­вой. О про­б­ле­ме хо­ро­шо из­ве­ст­но в Рос­фин­мо­ни­то­рин­ге, в чем мо­ж­но убе­дить­ся на стра­ни­це сай­та ве­до­м­ства https://www.fedsfm.ru/fm/risksml/metals: «От­ме­ча­ет­ся по­вы­шен­ный уро­вень угро­зы со­вер­ше­ния ха­ра­к­тер­ных пре­ди­кат­ных пра­во­на­ру­ше­ний в сек­то­ре ис­поль­зо­ва­ние не­ле­галь­ных и по­лу­ле­галь­ных спо­со­бов ухо­да от упла­ты на­ло­гов, в том чис­ле НДС, не­за­кон­ная до­бы­ча дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, не­за­кон­ный аф­фи­наж и кон­тра­бан­да дра­го­цен­ных ка­м­ней».

В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, фис­каль­ные ин­те­ре­сы го­су­дар­ства на ры­н­ке ДМДК мо­гут быть за­щи­ще­ны от вы­ше­у­по­мя­ну­тых не­пра­во­мер­ных дей­ствий, ес­ли нор­ма­тив­но вве­сти об­ло­же­ние НДС все­го ску­па­е­мо­го у фи­зи­че­ских лиц дра­го­цен­но­го ме­тал­ла и дра­го­цен­ных ка­м­ней. Есте­ствен­но, с вне­се­ни­ем в фун­к­ци­о­нал ГИИС ДМДК со­о­т­вет­ству­ю­щей оп­ции об­ло­же­ния НДС ску­па­е­мых цен­но­стей. В этом слу­чае да­же при «о­т­мы­ва­нии» не­ле­галь­но до­бы­тых дра­го­цен­ных ме­тал­лов или кон­тра­бан­д­но вве­ден­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней го­су­дар­ство все же по­лу­чит от них хо­тя бы 20% НДС. Че­го се­го­д­ня не по­лу­ча­ет.

Ито­го­вые вы­во­ды:

1. ГИИС ДМДК – ис­прав­но фун­к­ци­о­ни­ру­ю­щая си­сте­ма, обес­пе­чи­ва­ю­щая про­сле­жи­ва­е­мость обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них. Но – при усло­вии кор­рек­т­но­го (то есть не мо­шен­ни­че­ско­го) вво­да объ­ек­тов в обо­рот, то есть пра­виль­но­го вво­да дан­ных в си­сте­му. Мо­ж­но ска­зать, что ГИИС ДМДК – это «бро­ня» на за­щи­те чи­сто­ты обо­ро­та ДМДК.

2. Фис­каль­ные ин­те­ре­сы го­су­дар­ства на ры­н­ке ДМДК мо­ж­но со­б­лю­сти су­ще­ствен­но пол­нее, ес­ли в нор­ма­тив­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии вве­сти на­чис­ле­ние НДС на все дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни, ску­па­е­мые у фи­зи­че­ских лиц. При этом до­ля не­ле­галь­но­го обо­ро­та ДМДК на­вер­ня­ка умень­ши­т­ся вви­ду умень­ше­ния эко­но­ми­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти вво­да в обо­рот не­ле­галь­ных ДМДК с упла­той НДС.

3. Не­по­сред­ствен­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий по по­верх­но­сти ме­тал­ла для до­сти­же­ния по­став­лен­ных пе­ред ГИИС ДМДК це­лей не тре­бу­ет­ся, это дуб­ли­ру­ю­щая и из­бы­точ­ная для на­де­ж­но­го фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния си­сте­мы ме­ра.

А те­перь вер­не­м­ся к во­про­су мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий в ГИИС ДМДК, к ин­те­ре­сам по­тре­би­те­лей. Как от­ме­ча­ет­ся на сай­те си­сте­мы, это цель по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти про­це­дур за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей за счет ис­поль­зо­ва­ния ин­стру­мен­тов про­сле­жи­ва­е­мо­сти то­ва­ров и тех­но­ло­гий под­твер­ж­де­ния их под­лин­но­сти. Эта цель в ГИИС ДМДК успе­ш­но ре­а­ли­зу­ет­ся с по­мо­щью на­не­се­ния DataMatrix ко­да на би­р­ки, не­раз­ры­в­но свя­за­н­ные с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми.

Со­глас­но пун­к­ту 11 по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ от 26 фев­ра­ля 2021 г. № 270, с 1 мар­та 2022 го­да обо­рот всех про­из­ве­ден­ных и им­пор­ти­ро­ван­ных по­с­ле 1 ян­ва­ря 2022 го­да юве­ли­р­ных из­де­лий воз­мо­жен толь­ко при на­ли­чии на би­р­ке из­де­лий DataMatrix ко­да с УИН из­де­лия. То есть эти юве­ли­р­ные из­де­лия про­да­ют­ся се­го­д­ня уже де-­фа­кто (но не де-­ю­ре!) мар­ки­ро­ван­ны­ми.

А на юве­ли­р­ные из­де­лия, про­из­ве­ден­ные до 1 ян­ва­ря 2022 го­да, то есть на «о­стат­ки», со­глас­но пун­к­ту 10 то­го же по­ста­но­в­ле­ния, DataMatrix код с УИН из­де­лия дол­жен бу­дет быть на­не­сен на би­р­ки не позд­нее 1 мар­та 2023 го­да.

Та­ким об­ра­зом, мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий, на­пе­ча­тан­ная на скре­п­лен­ных с ни­ми би­р­ках и до­сту­п­ная для счи­ты­ва­ния по­ку­па­те­ля­ми с по­мо­щью смар­т­фо­нов с при­ло­же­ни­я­ми Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты, уже есть у про­из­ве­ден­ных в этом го­ду юве­ли­р­ных из­де­лий, и с 1 мар­та 2023 го­да бу­дет га­ран­ти­ро­ван­но иметь­ся у всех укра­ше­ний, на­хо­дя­щих­ся в про­да­же, вне за­ви­си­мо­сти от го­да их из­го­то­в­ле­ния.

Вла­ди­мир Збой­ков дляRough&Polished

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->