В Совете Федерации прошло совещание на тему: «Актуальные вопросы государственного регулирования оборота золота в условиях санкционного давления». Российские сенаторы, представители Министерств природных ресурсов и экологии РФ, экономического развития РФ, Минфина, Банка России и экспертного сообщества обсудили предложения по поддержке золотопромышленников. В совещании принял участие депутат Государственной Думы от Магаданской области Антон Басанский.
Как отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов, Россия по добыче золота занимает второе место в мире. По состоянию на сегодня Россия добывает более 300 т золота в год. В эту цифру попадает разработка золотых месторождений, а также добыча золота из руды цветных металлов и вторсырья. Самые известные месторождения золота в России находятся на Дальнем Востоке, Урале и в Сибири. «Эффективная и рентабельная работа предприятий золотодобывающей отрасли имеет особое значение для Российской Федерации. Однако оказываемое на Россию в настоящее время и затронувшее все сферы экономической жизни внешнее санкционное давление создало угрозу дальнейшему развитию золотодобычи», - подчеркнул сенатор.
После лишения Лондонской ассоциацией рынка драгметаллов (LBMA) шести российских аффинажных заводов статуса «надежного поставщика» (Good Delivery) и прекращения продажи золота российской добывающей отраслью и банками на организованных биржевых рынках недружественных стран золотодобывающие компании стали испытывать трудности в процессе реализации добытого ими драгоценного металла. Традиционно российские коммерческие банки были основными покупателями золота. Введение Центробанком России дисконта в совокупности с возросшими расходами золотодобывающих предприятий не позволяют недропользователям сохранять доходность на прежнем уровне.
Участники совещания отметили, что сложившаяся ситуация чревата не только рисками потери определенного объема ежегодной добычи, вероятным кризисом капитальных затрат и расходов на отраслевую геологоразведку. Также, по словам Ивана Абрамова, если проблемы с ценами на внутреннем рынке сохранятся надолго, то многие компании закроются, что приведет к потере нескольких тысяч рабочих мест и миллиардам рублей недополученных налогов.
Для нивелирования последствий санкций и обеспечения дальнейшего устойчивого развития золотодобывающей отрасли были приняты законы, которые освобождают от НДС операции по продаже банками физическим лицам слитков драгоценных металлов, а также от НДФЛ доходы граждан от реализации золота в слитках, полученные в 2022 и 2023 годах. В настоящее время на рассмотрении находится проект федерального закона, освобождающий от НДС операции по реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам со стороны аффинажных организаций и организаций, изготавливающих банкноты и монеты Банка России. Однако при этом необходимы дополнительные меры по корректировке механизмов государственного регулирования оборота драгоценных металлов и урегулированию ситуации, связанной с реализацией золота на внутрироссийском рынке.
Участники мероприятия обсудили вопросы законодательного обеспечения мер поддержки золотопромышленного комплекса Российской Федерации, государственного регулирования оборота золота в условиях санкционного давления, импортозамещения оборудования для золотодобывающей отрасли. Сейчас инициативы, озвученные на совещании в Совете Федерации, будут дополнительно прорабатываться в верхней палате парламента страны.
Напомним, ранее обращения о необходимости корректировки механизмов государственного регулирования оборота золота направляли в федеральные органы законодательной и исполнительной власти Магаданская областная Дума по инициативе Председателя Сергея Абрамова и Ассоциация недропользователей Магаданской области, которую возглавляет вице-спикер заксобрания, золотопромышленник Александр Басанский.
Три предложения от региона заключаются в следующем:
Эти предложения поддержало Министерство финансов России. В полученном ответе говорится: «Минфин России концептуально поддерживает предложение депутатов Магаданской областной Думы о расширении перечня организаций, имеющих право реализовывать драгоценные металлы в слитках без НДС физическим лицам. В настоящее время прорабатывается вопрос включения в указанный перечень организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов». Также поясняется, что функции по реализации приоритетного права приобретения аффинированных драгоценных металлов в стандартном виде возложены на Гохран России. Действующее законодательство Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях не содержит обязательств субъектов добычи и производства драгоценных металлов по регистрации договоров купли-продажи драгоценных металлов в Гохране России. Гохран России также не требует предоставления дополнительных документов, в том числе оригиналов договоров купли-продажи аффинированных драгоценных металлов, и осуществляет рассмотрение документов, поступивших в том числе по электронной почте, что значительно сокращает срок их рассмотрения.
«Приобретение ценностей для пополнения Госфонда России осуществляется Гохраном России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, с использованием конкурентных процедур, позволяющих обеспечить открытые (недискриминационные) условия для всех участников. Опыт проведения в текущем году закупок аффинированных драгоценных металлов на базе конкурентных процедур подтвердил их высокую эффективность», - отмечается в ответе Минфина России.
Вопросы, связанные с закупкой Банком России золота в Госфонд страны, пока до конца не решены. Однако по итогам прошедших 3 октября в Совете Федерации парламентских слушаний, посвященных проекту федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, был дан ряд рекомендаций, одна из которых адресована Банку России и Правительству РФ: «рассмотреть вопрос о приобретении золота и других товаров, обладающих ликвидностью и возможностью долговременного характера».