Отчетность ювелирного сектора об операциях, подлежащих обязательному контролю

Раздел: Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
04 октября 2022 г.

Ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли, осу­ще­ств­ля­ю­щие ску­п­ку, ку­п­лю – про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий и ло­ма та­ких из­де­лий яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ о про­ти­во­дей­ствии пре­сту­п­ных до­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, и на них воз­ла­га­ет­ся ряд обя­за­н­но­стей­.

Ста­тья 6 ука­за­н­но­го за­ко­на обя­зы­ва­ет субъ­ек­тов ­пре­до­став­лять ин­фор­ма­ци­ю в Рос­фин­мо­ни­то­ринг об опе­ра­ци­ях, со­вер­ша­е­мых их кли­ен­та­ми. При этом та­кие опе­ра­ции под­ле­жат обя­за­тель­но­му кон­тро­лю не­за­ви­си­мо от на­ли­чия в них при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных опе­ра­ций, при­з­на­ния их по­до­зри­тель­ны­ми или не­по­до­зри­тель­ны­ми.

О ка­ких имен­но опе­ра­ци­ях ор­га­ни­за­ции и ИП юве­ли­р­но­го сек­то­ра (кро­ме ло­м­бар­дов) обя­за­ны пре­до­ста­вить ин­фор­ма­цию в Рос­фин­мо­ни­то­ринг в обя­за­тель­ном по­ряд­ке, разъ­яс­ня­ет экс­перт по ПОД/ФТ Пи­ни­ги­на Еле­на.

Со­глас­но п. 4 ст. 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ участ­ни­ки юве­ли­р­но­го сек­то­ра, осу­ще­ств­ля­ю­щие ску­п­ку, ку­п­лю - про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней обя­за­тель­но на­прав­ля­ют со­об­ще­ния по фор­ме, утвер­ж­ден­ной Фе­де­раль­ной слу­ж­бой по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу (ФЭС) че­рез ли­ч­ный ка­би­нет на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о сле­ду­ю­щих опе­ра­ци­ях:

С по­ро­го­вым зна­че­ни­ем:

О­пе­ра­ция с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, ес­ли су­м­ма, на ко­то­рую она со­вер­ша­ет­ся, рав­на или пре­вы­ша­ет 1 ми­л­ли­он руб­лей ли­бо рав­на су­м­ме в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ной 1 ми­л­ли­о­ну руб­лей, или пре­вы­ша­ет ее:

- за­чис­ле­ние или пе­ре­вод на счет де­не­ж­ных сред­ств, пре­до­став­ле­ние или по­лу­че­ние кре­ди­та (зай­ма), опе­ра­ции с цен­ны­ми бу­ма­га­ми в слу­чае, ес­ли хо­тя бы од­ной из сто­рон яв­ля­ет­ся фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, име­ю­щее со­о­т­вет­ствен­но ре­ги­стра­цию, ме­сто жи­тель­ства или ме­сто на­хо­ж­де­ния в го­су­дар­стве (на тер­ри­то­рии), ко­то­рое (ко­то­рая) не вы­пол­ня­ет ре­ко­мен­да­ции ФАТФ, ли­бо ес­ли ука­за­н­ные опе­ра­ции про­во­дят­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем сче­та в бан­ке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в ука­за­н­ном го­су­дар­стве (на ука­за­н­ной тер­ри­то­рии).

На се­го­д­ня­ш­ний день та­ки­ми го­су­дар­ства­ми яв­ля­ют­ся Иран, КНДР.

- ску­п­ка, ку­п­ля-­про­да­жа дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий­;

- пре­до­став­ле­ние юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми, не яв­ля­ю­щи­ми­ся кре­ди­т­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, бес­про­цен­т­ных зай­мов фи­зи­че­ским ли­цам и (и­ли) дру­гим юри­ди­че­ским ли­цам, а та­к­же по­лу­че­ние та­ко­го зай­ма.

При этом опе­ра­ции по по­лу­че­нию де­не­ж­ных средств (и­му­ще­ства) по до­го­во­ру зай­ма от сво­е­го учре­ди­те­ля и о воз­вра­те та­ко­го зай­ма не под­ле­жат обя­за­тель­но­му кон­тро­лю. Ука­за­н­ная по­зи­ция вы­ра­же­на Фе­де­раль­ной слу­ж­бой в Ин­фор­ма­ци­он­ном пись­ме для юве­ли­ров №63 от 20.09.2021.

Без по­ро­го­во­го зна­че­ния (не­за­ви­си­мо от су­м­мы опе­ра­ции):

- Опе­ра­ция по по­лу­че­нию или рас­хо­до­ва­нию не­ко­м­мер­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей де­не­ж­ных средств и (и­ли) ино­го иму­ще­ства, ес­ли та­кая ор­га­ни­за­ция не яв­ля­ет­ся ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти, иным го­су­дар­ствен­ным ор­га­ном, ор­га­ном управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным вне­бюд­жет­ным фон­дом, го­су­дар­ствен­ной кор­по­ра­ци­ей, го­су­дар­ствен­ной ко­м­па­ни­ей, пуб­ли­ч­но-­пра­во­вой ко­м­па­ни­ей, по­тре­би­тель­ским ко­о­пе­ра­ти­вом, го­су­дар­ствен­ным (му­ни­ци­паль­ным) об­ра­зо­ва­тель­ным учре­ж­де­ни­ем, ре­а­ли­зу­ю­щим про­гра­м­мы до­школь­но­го, об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, то­ва­ри­ще­ством соб­ствен­ни­ков не­дви­жи­мо­сти, в том чис­ле то­ва­ри­ще­ством соб­ствен­ни­ков жи­лья, са­до­вод­че­ским и ого­род­ни­че­ским не­ко­м­мер­че­ским то­ва­ри­ще­ством, объ­е­ди­не­ни­ем ра­бо­то­да­те­лей, за­ре­ги­стри­ро­ван­ной в уста­но­в­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­той.

В ука­за­н­ном слу­чае не под­ле­жат обя­за­тель­но­му кон­тро­лю опе­ра­ции, свя­за­н­ные с упла­той на­ло­гов и сбо­ров, та­мо­жен­ных пла­те­жей, стра­хо­вых взно­сов в ПФР, ФСС, и иных обя­за­тель­ных пла­те­жей в бюд­жет­ную си­сте­му РФ, уста­но­в­лен­ных за­ко­но­да­тель­ством РФ, опла­той жи­ло­го по­ме­ще­ния и ко­м­му­наль­ных услуг, упла­той ко­мис­си­он­но­го воз­на­гра­ж­де­ния, взи­ма­е­мо­го при со­вер­ше­нии опе­ра­ций (сде­лок) ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, а та­к­же с на­чис­ле­ни­ем про­цен­тов по вкла­дам (де­по­зи­там) и иным фи­нан­со­вым ин­стру­мен­там.

- В слу­чае, ес­ли хо­тя бы од­ной из сто­рон яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ция или фи­зи­че­ское ли­цо, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, ли­бо юри­ди­че­ское ли­цо, пря­мо или кос­вен­но на­хо­дя­ще­е­ся в соб­ствен­но­сти или под кон­тро­лем та­ких ор­га­ни­за­ции или ли­ца, ли­бо фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, дей­ству­ю­щее от име­ни или по ука­за­нию та­ких ор­га­ни­за­ции или ли­ца.

В це­лях вы­яв­ле­ния та­ких опе­ра­ций участ­ни­ки юве­ли­р­но­го сек­то­ра про­во­дят про­вер­ку кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца, учре­ди­те­ля и иных лиц, ко­то­рые «кон­тро­ли­ру­ют» ор­га­ни­за­цию или яв­ля­ют­ся ее соб­ствен­ни­ка­ми по пе­реч­ням тер­ро­ри­сто­в/­экс­тре­ми­стов, и по ре­ше­ни­ям о за­мо­ра­жи­ва­ни­и/б­ло­ки­ро­ва­нии де­не­ж­ных средств и ино­го иму­ще­ства, раз­ме­щен­ных в ли­ч­ном ка­би­не­те на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

- В слу­чае, ес­ли хо­тя бы од­на из сто­рон яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ци­ей или фи­зи­че­ским ли­цом, вклю­чен­ны­ми в пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния, ли­бо юри­ди­че­ским ли­цом, пря­мо или кос­вен­но на­хо­дя­щи­м­ся в соб­ствен­но­сти или под кон­тро­лем та­ких ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­го ли­ца, ли­бо фи­зи­че­ским ли­цом или юри­ди­че­ским ли­цом, дей­ству­ю­щи­ми от име­ни или по ука­за­нию та­ких ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­го ли­ца.

О­пе­ра­ции, опре­де­ля­е­мые Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом:

- В слу­чае ее опре­де­ле­ния упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном или упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном по со­гла­со­ва­нию с Цен­траль­ным бан­ком Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

При опре­де­ле­нии опе­ра­ции в ка­че­стве под­ле­жа­щей обя­за­тель­но­му кон­тро­лю Рос­фин­мо­ни­то­ринг уста­нав­ли­ва­ет вид дан­ной опе­ра­ции, су­м­му ее со­вер­ше­ния, ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, пред­став­ля­ю­щие све­де­ния о дан­ной опе­ра­ции, а та­к­же пе­ри­од вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го све­де­ния о под­ле­жа­щей обя­за­тель­но­му кон­тро­лю опе­ра­ции под­ле­жат на­прав­ле­нию в упол­но­мо­чен­ный ор­ган и ко­то­рый не мо­жет пре­вы­шать два го­да.

Мы пе­ре­чис­ли­ли все опе­ра­ции, под­ле­жа­щие обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, о ко­то­рых участ­ни­ки юве­ли­р­но­го сек­то­ра (кро­ме ло­м­бар­дов) ин­фор­ми­ру­ют Рос­фин­мо­ни­то­ринг не­за­ви­си­мо от на­ли­чия в та­ких опе­ра­ци­ях при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных опе­ра­ций (сде­лок). Обра­ща­ем Ва­ше вни­ма­ние на то, что пре­до­став­ле­ние ин­фор­ма­ции, не пре­ду­смо­т­рен­ной за­ко­но­да­тель­ством для юве­ли­р­но­го сек­то­ра, яв­ля­ет­ся из­ли­ш­ней и сви­де­тель­ству­ет о не­пра­виль­ном при­ме­не­нии субъ­ек­том норм Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ. За пре­до­став­ле­ние из­ли­ш­них со­об­ще­ний мо­жет на­сту­пить ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность по ст. 15.27 КоАП РФ.

Об осо­бен­но­стях на­прав­ле­ния ин­фор­ма­ции по до­го­во­рам ку­п­ли – про­да­жи (по­став­ки) юве­ли­р­ных из­де­лий, до­го­во­рам ко­мис­сии, аген­т­ским до­го­во­рам, ре­ко­мен­ду­ем озна­ко­ми­т­ся с Ин­фор­ма­ци­он­ным пись­мо­м Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу для юве­ли­ров от 20 сен­тяб­ря 2021 г. № 63 «О при­ме­не­нии ор­га­ни­за­ци­я­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, от­дель­ных норм за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма».

Ав­тор: Еле­на Пи­ни­ги­на – экс­перт по ПОД/ФТ

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->