Благодаря туристам выросли продажи кубачинских ювелирных изделий

Раздел: Ювелиры и компании
27 октября 2022 г.

В Ма­ха­ч­ка­ле про­ш­ла вы­став­ка-яр­мар­ка ма­сте­ров на­род­ных про­мыс­лов "Ку­ба­чин­ское се­ре­бро". На ней бы­ли пред­став­ле­ны жен­ские укра­ше­ния из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­су­да и тра­ди­ци­он­ное хо­лод­ное ору­жие. Как об­сто­ят де­ла у ре­мес­лен­ни­ков зна­ме­ни­то­го на весь мир аула зла­то­куз­не­цов, вы­яс­нял кор­ре­с­пон­дент "РГ".

На­плыв от­ды­ха­ю­щих по­мог уве­ли­чить ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий в Да­ге­ста­не на де­сять про­цен­тов. / Мин­ту­риз­ма Да­ге­ста­на

Ку­ба­чи уже не­сколь­ко со­тен лет яв­ля­ют­ся цен­тром де­ко­ра­тив­но-­при­кла­д­но­го ис­кус­ства Да­ге­ста­на. Ме­ст­ные ма­сте­ра с дав­них вре­мен за­ни­ма­лись ху­до­же­ствен­ной об­ра­бо­т­кой ка­м­ня, де­ре­ва и ме­тал­лов, брон­зо­вым ли­тьем, пле­те­ни­ем коль­чуг, зо­ло­т­ной вы­шив­кой, из­го­то­в­ле­ни­ем хо­лод­но­го ору­жия. Ку­ба­чин­ские из­де­лия не раз по­лу­ча­ли при­зы на ми­ро­вых вы­став­ках. Не­ко­то­рые хра­нят­ся в кол­лек­ци­ях кру­п­ней­ших му­зеев ми­ра: Эр­ми­та­жа, Лувра, Му­зея Ви­к­то­рии и Аль­бер­та, Мет­ро­по­ли­тен-­му­зея.

В 1924 го­ду ма­сте­ра ос­но­ва­ли ху­до­же­ствен­ную ар­тель. В 1960-м ее пре­об­ра­зо­ва­ли в Ку­ба­чин­ский ху­до­же­ствен­ный ко­м­би­нат. Он стал сво­е­об­раз­ным гра­до­об­ра­зу­ю­щим пред­при­я­ти­ем для аула. В луч­шие го­ды на нем ра­бо­та­ли до 800 че­ло­век, здесь вы­пус­ка­ли до де­ся­ти тонн из­де­лий из се­реб­ра в год. С раз­ва­лом СССР на ко­м­би­на­те на­ча­лись труд­но­сти, и сей­час он пра­к­ти­че­ски не фун­к­ци­о­ни­ру­ет. Все из­де­лия зла­то­куз­не­цы из­го­тав­ли­ва­ют на до­му.

Са­ид Ни­на­ла­лов про­ра­бо­тал ди­рек­то­ром Ку­ба­чин­ско­го ху­до­же­ствен­но­го ко­м­би­на­та 10 лет. Сей­час он пи­шет кни­ги и слу­жит ис­пол­ни­тель­ным ди­рек­то­ром в ре­ги­о­наль­ной об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции "На­род­ные ху­до­же­ствен­ные про­мыс­лы Да­ге­ста­на". Он рас­ска­зал кор­ре­с­пон­ден­ту "РГ", что, не­смо­т­ря на ска­ч­ки цен на се­ре­бро, вве­де­ние но­вых пра­вил из­го­то­в­ле­ния юве­ли­р­ной про­дук­ции и тор­го­в­ли ею, жи­те­ли аула со­хра­ня­ют свои тра­ди­ции.

- То, что мы де­ла­ем, я бы не на­з­вал ре­меслом. Это твор­че­ство, по­сто­ян­ный по­иск но­вых форм, ор­на­мен­тов, тех­ник об­ра­бо­т­ки дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, - счи­та­ет Ни­на­ла­лов.

Ас­сор­ти­мент ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от спро­са. 30-40 лет на­зад в хо­ду бы­ли зо­ло­че­ные под­ста­кан­ни­ки и брас­ле­ты, а рю­мок и сто­пок из­го­тав­ли­ва­ли мень­ше. Ав­тор­ские из­де­лия - сер­ви­зы, кув­ши­ны, са­б­ли и ша­ш­ки - во­об­ще вы­пус­ка­ли в еди­ни­ч­ных эк­зе­м­п­ля­рах. Сей­час же в юве­ли­р­ных ма­га­зи­нах стра­ны очень ши­ро­кий ас­сор­ти­мент - есть ве­дер­ки для ша­м­пан­ско­го из се­реб­ра с чер­не­ни­ем и гра­ви­ро­в­кой, на­столь­ные пись­мен­ные при­бо­ры из се­реб­ра с по­зо­ло­той и эма­лью, кин­жа­лы со сло­но­вой ко­стью, брас­ле­ты с пе­ре­го­род­ча­той эма­лью, сто­п­ки с гра­ви­ро­в­кой, сто­ло­вые сер­ви­зы.

Од­на­ко не­про­стая эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция ска­за­лась на тра­ди­ци­он­ном укла­де ку­ба­чин­цев.

- Из-­за по­след­них из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­стве, ка­са­ю­щих­ся юве­ли­р­но­го биз­не­са, про­из­вод­ство ку­ба­чин­ских из­де­лий, ко­неч­но, со­кра­ти­т­ся. Мастер-­на­до­м­ник не мо­жет со­дер­жать бух­гал­те­ра или сам за­ни­мать­ся всей тре­бу­е­мой до­ку­мен­та­ци­ей, у не­го нет средств и на то, что­бы при­об­ре­сти обо­ру­до­ва­ние для уче­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и из­де­лий из них. Зна­чи­тель­но про­из­вод­ство на­ча­ло сни­жать­ся еще в 2019 го­ду, ко­г­да в оче­ред­ной раз рез­ко по­до­ро­жа­ли дра­г­ме­тал­лы, тен­ден­ция со­хра­ни­лась и в 2020-м, во вре­мя пан­де­мии. Она на­б­лю­да­ет­ся и се­год­ня, ведь мно­гим лю­дям сей­час не до по­дар­ков и укра­ше­ний, - про­дол­жа­ет Ни­на­ла­лов.

И­ме­ет ли смысл воз­ро­ж­дать Ку­ба­чин­ский ху­до­же­ствен­ный ко­м­би­нат, ко­то­рый на­хо­ди­т­ся на ста­дии бан­к­ро­т­ства и чьи дол­ги пре­вы­ша­ют 50 ми­л­ли­о­нов руб­лей? Ес­ли го­су­дар­ство под­дер­жит пред­при­я­тие, то вос­ста­нав­ли­вать про­из­вод­ство сто­ит, счи­та­ет его бы­в­ший ру­ко­во­ди­тель:

- Ре­а­ни­ми­ро­вать ко­м­би­нат при хо­ро­шей мар­ке­тин­го­вой по­ли­ти­ке мо­ж­но. Есть пре­фе­рен­ции, ко­то­ры­ми он име­ет пра­во поль­зо­вать­ся. Но ну­ж­ны со­вре­мен­ные управ­лен­цы и во­ля ру­ко­вод­ства рес­пуб­ли­ки, ко­то­рое дол­ж­но по­ни­мать ва­ж­ность со­хра­не­ния брен­да. В те го­ды, ко­г­да ко­м­би­нат про­цве­тал, ма­сте­ра по­с­ле сме­ны на пред­при­я­тии ра­бо­та­ли на до­му - гра­ви­ро­ва­ли, че­ка­ни­ли, кла­ли чер­нь. Ес­ли воз­ро­дить ко­м­би­нат, то они смо­гут из­го­тав­ли­вать из­де­лия на ос­но­ве да­валь­че­ской схе­мы, то есть по­лу­чая се­реб­ро с ко­м­би­на­та. При этом ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся по­став­кой то­ва­ра в ма­га­зи­ны стра­ны, смо­гут по­ку­пать про­дук­цию на­пря­мую на ко­м­би­на­те, не те­ряя при­бы­ли, для них це­на не из­ме­ни­т­ся, - про­дол­жа­ет Ни­на­ла­лов.

В со­вет­ские го­ды ку­ба­чин­ская про­дук­ция про­да­ва­лась в со­т­нях ма­га­зи­нов по всей стра­не. В по­след­ние де­сять лет ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась ин­тер­нет-тор­го­в­ля. Од­на­ко ва­ж­но не по­пасть на под­дел­ку, ведь под ку­ба­чин­ским брен­дом ча­сто ре­а­ли­зу­ют то­вар из­го­то­ви­те­ли, не име­ю­щие ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к зна­ме­ни­то­му да­ге­стан­ско­му аулу.

- В се­ти мно­го ин­тер­нет-­ма­га­зи­нов, вла­дель­цы не­ко­то­рых за­яв­ля­ют, что пред­став­ля­ют Ку­ба­чин­ский ху­до­же­ствен­ный ко­м­би­нат. Но это не­прав­да, пред­при­я­тие за по­след­ние два го­да ни­че­го не вы­пу­сти­ло, - го­во­рит Ни­на­ла­лов.

Он счи­та­ет, что та­кие вы­став­ки, как про­шед­шая в Ма­ха­ч­ка­ле, ну­ж­ны для по­пу­ля­ри­за­ции ис­кус­ства зла­то­куз­не­цов. Кро­ме то­го, они по­мо­га­ют в по­ис­ке опто­вых по­ку­па­те­лей. Есть у них и еще од­на за­да­ча - на вы­став­ках ма­сте­ра об­ме­ни­ва­ют­ся опы­том, на­хо­дят но­вые ва­ри­ан­ты форм и ри­сун­ков.

- Ку­ба­чин­цы все­г­да вы­и­г­ры­ва­ли от то­го, что пе­ре­ни­ма­ли у дру­гих юве­ли­ров тех­ни­ки, тран­с­фор­ми­ро­ва­ли их и со­з­да­ва­ли соб­ствен­ные. На­при­мер, до XIX ве­ка у нас не бы­ло эма­лье­ров. Тех­ни­ке на­не­се­ния эма­ли ку­ба­чин­цы учи­лись в Яро­слав­ле. До по­след­не­го вре­ме­ни ни­кто в Ку­ба­чи не за­ни­мал­ся фи­нифтью. Со­вре­мен­ные ма­сте­ра на­у­чи­лись из­го­тав­ли­вать та­кие из­де­лия у юве­ли­ров Ро­сто­ва Ве­ли­ко­го. По­доб­ных при­ме­ров не­ма­ло, - го­во­рит Са­ид Ни­на­ла­лов.

Рост ту­риз­ма в Да­ге­ста­не то­же ска­за­л­ся на про­да­жах ку­ба­чин­ских из­де­лий. По пред­ва­ри­тель­ным оцен­кам, на­плыв от­ды­ха­ю­щих по­мог уве­ли­чить ры­нок на де­сять про­цен­тов. Ту­ри­сты во мно­гом опре­де­ля­ют, что имен­но про­из­во­дить ма­сте­рам, ка­кие из­де­лия поль­зу­ют­ся по­вы­шен­ным спро­сом. В ос­но­в­ном это то­ва­ры сред­ней це­но­вой ка­те­го­рии.

- Я не ду­маю, что ту­рист вы­ло­жит за укра­ше­ние 100 ты­сяч руб­лей, да­же ес­ли оно ему очень по­нра­ви­т­ся. До­ро­гие ав­тор­ские ра­бо­ты по­ку­па­ют са­ми да­ге­стан­цы в ка­че­стве по­дар­ков. Ту­ри­сты при­об­ре­та­ют рю­м­ки, сто­п­ки, брас­ле­ты, не­до­ро­гие укра­ше­ния, под­ко­вы. Штуч­ные из­де­лия на вы­став­ках слу­жат боль­ше для при­в­ле­че­ния кли­ен­тов. На­при­мер, че­ло­век удив­ля­ет­ся при ви­де се­реб­ря­но­го са­мо­ва­ра, укра­шен­но­го эма­лью, и за­тем по­ку­па­ет брас­ле­тик или ко­леч­ко, - рас­ска­зы­ва­ет Ни­на­ла­лов.

До­ро­гие ав­тор­ские ра­бо­ты то­же на­хо­дят сво­е­го по­ку­па­те­ля - в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных бу­ти­ках. Кро­ме то­го, укра­ше­ния де­ла­ют для кон­крет­ных за­каз­чи­ков. У при­знан­ных ма­сте­ров есть свои ВИП-к­ли­ен­ты, ко­то­рые за­ка­зы­ва­ют по­дар­ки для вы­со­ко­по­став­лен­ных чи­но­в­ни­ков или дру­зей.

Кста­ти

На яр­мар­ке "Ку­ба­чин­ское се­ре­бро" пред­ста­ви­те­ли мин­ту­риз­ма Да­ге­ста­на вы­ска­за­ли идею от­крыть спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный ин­тер­нет-­пор­тал для по­пу­ля­ри­за­ции на­род­ных про­мыс­лов рес­пуб­ли­ки. Хо­тя о нем го­во­ри­ли еще не­сколь­ко лет на­зад, да­же пред­ла­га­ли при­влечь луч­ших ре­ги­о­наль­ных фо­то­гра­фов для со­з­да­ния ка­че­ствен­но­го кон­тен­та. Но по­ка идея так и не бы­ла во­п­ло­ще­на. А ку­ба­чин­цы и дру­гие ма­сте­ра на­род­ных ху­до­же­ствен­ных про­мыс­лов рес­пуб­ли­ки про­дол­жа­ют са­мо­сто­я­тель­но про­дви­гать свою про­дук­цию.

[ rg.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->