Освобождение ювелирных изделий от НДС позволит увеличить рынок в 2 раза

Раздел: Гильдия Ювелиров России
16 сентября 2022 г.

В усло­ви­ях экс­пор­т­ных огра­ни­че­ний оте­че­ствен­ным юве­ли­рам остаeт­ся упо­вать на раз­ви­тие внут­рен­не­го ры­н­ка. То же са­мое от­но­си­т­ся и к зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щим ко­м­па­ни­ям, аф­фи­на­ж­ным про­из­вод­ствам, до­бы­т­чи­кам ка­м­ней, огран­щи­кам, по­став­щи­кам рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов.

С­ке­п­ти­ки ска­жут: «Ра­сти не­ку­да, мы упeр­лись в по­то­лок платe­же­с­по­соб­но­го спро­са». Не со­гла­шусь. Во вре­ме­на, ко­г­да уро­вень до­хо­дов на­се­ле­ния был ни­же се­го­д­ня­ш­не­го, объ­eм про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та за­ш­ка­ли­вал за 120 тонн. Се­год­ня мы име­ем толь­ко 50 тонн. Уве­ли­чить объ­eм внут­рен­не­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий впол­не воз­мо­ж­но в 2-3 ра­за.

Д­ля это­го ну­ж­на гра­мо­т­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка го­су­дар­ства. И вот с этим бе­да. Тра­ди­ци­он­но на­ло­го­вая по­ли­ти­ка в на­шей стра­не пре­ва­ли­ру­ет над эко­но­ми­че­ской, про­мы­ш­лен­ной, со­ци­аль­ной, а ско­ро бу­дет гла­вен­ство­вать над всей. По­это­му при­ня­то ре­ше­ние о за­пре­те ис­поль­зо­ва­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в от­рас­ли про­из­во­ди­те­ля­ми и про­дав­ца­ми юве­ли­р­ных из­де­лий. Од­но­з­на­ч­но та­кая ме­ра при­ведeт к со­кра­ще­нию ры­н­ка, к усло­ж­не­нию усло­вий ве­де­ния биз­не­са на нeм, по­те­ре ин­ве­сти­ци­он­ной со­став­ля­ю­щей и ро­сту цен (как ми­ни­мум на 20 %).

Ес­ли го­во­рить об уве­ли­че­нии из­дер­жек и ро­сте на­ло­го­вой на­груз­ки, то ос­но­в­ной удар при­дeт­ся на сбы­то­вую ин­фра­струк­ту­ру. На­ли­цо осу­ще­ств­ле­ние по­ли­ти­ки кон­со­ли­да­ции (укру­п­не­ния) биз­не­са в от­рас­ли, ко­то­рая в ко­неч­ном счe­те при­во­дит к со­кра­ще­нию внут­рен­не­го спро­са и вы­мы­ва­нию ас­сор­ти­мен­та. Ка­за­лось бы, глав­ная за­да­ча го­су­дар­ства се­го­д­ня — это со­хра­не­ние жиз­не­с­по­соб­но­сти и обес­пе­че­ние жиз­не­де­я­тель­но­сти всех от­рас­лей эко­но­ми­ки, а та­к­же га­ран­ти­ро­ва­ние их не­за­ви­си­мо­сти от им­пор­та. При­чeм не­ва­ж­ны раз­мер и зна­чи­мость от­рас­ли. В эко­но­ми­ке, как и в ор­га­низ­ме, ли­ш­них ор­га­нов не бы­ва­ет. Вме­сто это­го го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны за­ни­ма­ют­ся ари­ф­ме­ти­че­ски­ми упра­ж­не­ни­я­ми по расчeту на­ло­го­вой на­груз­ки.

По расчeтам всe по­нят­но. В вы­и­г­ры­ше кру­п­ные про­из­во­ди­те­ли и им­пор­тeры. Они по­лу­ча­ют кон­ку­рен­т­ные пре­и­му­ще­ства по срав­не­нию с ма­лым и ми­к­ро­биз­не­сом, у ко­то­рых вы­рас­тут из­дер­ж­ки на про­из­вод­ство и це­ны на про­дук­цию. В своeм про­ти­во­сто­я­нии сто­ро­ны не­при­ми­ри­мы.

Во­прос при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов рас­ко­лол от­расль на «кру­п­ных» и «в­сех осталь­ных». Ну­жен ли в юве­ли­р­ной от­рас­ли ма­лый биз­нес? Ре­ше­ние это­го во­про­са за го­су­дар­ством.

По расчeтам раз­ра­бо­т­чи­ков про­ек­та ФЗ-47 до­пол­ни­тель­ные до­хо­ды бюд­же­та дол­ж­ны со­ста­вить 30 млрд. руб. Так ли это? Со­глас­но дан­ным Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия за про­ш­лый год ма­лый биз­нес в юве­ли­р­ной от­рас­ли за­пла­тил 12,5 млрд. руб. на­ло­гов. По оцен­ке экс­пе­р­тов, эф­фек­тив­ная став­ка на­ло­го­об­ло­же­ния со­став­ля­ла 4,0 % от обо­ро­та. При пе­ре­хо­де «ма­лых» на ОСНО эф­фек­тив­ная на­ло­го­вая став­ка вы­рас­тет до 8,0 %. Сле­до­ва­тель­но, объ­eм на­ло­го­вых пла­те­жей дол­жен до­сти­г­нуть 24,0 млрд. руб. Это озна­ча­ет при­рост в 11,5 млрд. руб.

Но в этих расчeтах не учте­ны два фа­к­то­ра: за­кры­тие мел­ких пред­при­я­тий и рост цен на про­дук­цию остав­ших­ся. Ожи­да­ет­ся за­кры­тие 60 % «ма­лы­шей». И от 24 ожи­да­е­мых ми­л­ли­ар­дов оста­нет­ся толь­ко 9,6 млрд. руб. Уве­ли­че­ние цен сни­зит про­да­жи в роз­ни­ч­ных се­тях ми­ни­мум на 20 %. Та­ким об­ра­зом, ожи­да­е­мый до­ход в 9,6 млрд. руб. кор­рек­ти­ру­ет­ся с ко­эф­фи­ци­ен­том 0,8. В остат­ке по­лу­ча­ем 7,7 млрд. руб. ожи­да­е­мых до­хо­дов бюд­же­та от ма­ло­го биз­не­са. Это уже умень­ше­ние се­го­д­ня­ш­них по­сту­п­ле­ний на 40 %. Бы­ло 12,5 млрд. руб., а бу­дет 7,7 млрд. руб. Те­ря­ет­ся по­чти 5 млрд. руб. бюд­жет­ных сред­ств. Вдо­ба­вок к па­де­нию на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний го­су­дар­ство по­лу­чит бу­кет со­ци­аль­ных про­б­лем с со­кра­щeн­ным пе­р­со­на­лом.

С­пе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы яв­ля­лись по­ме­хой для осво­бо­ж­де­ния от НДС ин­ве­сти­ци­он­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, так как су­ще­ство­ва­ла угро­за пе­ре­то­ка это­го ме­тал­ла в про­из­вод­ствен­ную сфе­ру. Се­год­ня на­ли­чие ГИИС ДМДК в от­рас­ли не поз­во­ля­ет ле­галь­но ис­поль­зо­вать ин­ве­сти­ци­он­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы в про­из­вод­ствен­ных про­цес­сах, а для не­ле­галь­но­го обо­ро­та име­ют­ся ис­точ­ни­ки сы­рья с дис­кон­том бо­лее вы­со­ким, чем 20 %. Рис­ки ку­пи­ро­ва­ны. Те­перь ещe и бри­л­ли­ан­там при­даeт­ся ста­тус ин­ве­сти­ци­он­но­го ин­стру­мен­та. И их ре­а­ли­за­ция фи­зи­че­ским ли­цам та­к­же осво­бо­ж­да­ет­ся от НДС. Но и дра­го­цен­ные ме­тал­лы, и дра­го­цен­ные ка­м­ни да­ле­ко не са­мые ин­те­рес­ные ин­ве­сти­ци­он­ные ин­стру­мен­ты. Они име­ют низ­кую ли­к­вид­ность и огра­ни­чен­ную обо­ро­то­с­по­соб­но­сть. Так по­че­му, сле­дуя этой ло­ги­ке, не от­не­сти к ин­ве­сти­ци­он­ным ин­стру­мен­там ту со­во­ку­п­ность дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, ко­ей яв­ля­ют­ся юве­ли­р­ные из­де­лия? У них и ли­к­вид­ность вы­ше и не огра­ни­че­на обо­ро­то­с­по­соб­но­сть. Ос­но­в­ная со­став­ля­ю­щая в це­не юве­ли­р­ных из­де­лий — это дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни. Осво­бо­ж­де­ние юве­ли­р­ных из­де­лий от НДС по­вы­сит их ин­ве­сти­ци­он­ную при­в­ле­ка­тель­ность и поз­во­лит уве­ли­чить ры­нок в 2 ра­за. Лю­бой про­да­вец зна­ет: обо­рот и це­на име­ют об­рат­ную про­пор­ци­о­наль­ную за­ви­си­мо­сть.

Ес­ли ли­к­ви­да­ция спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в от­рас­ли — это дис­кри­ми­на­ция юве­ли­ров по про­фес­си­о­наль­но­му при­з­на­ку, то об­ло­же­ние НДС из­де­лий — это дис­кри­ми­на­ция про­из­во­ди­мой от­рас­лью про­дук­ции. По­ра под­нять этот во­прос, а по­пут­но и раз­ре­шить про­б­ле­му спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов.

По мо­е­му убе­ж­де­нию, со­хра­не­ние пе­р­с­пе­к­тив­ных и са­мо­до­ста­точ­ных от­рас­лей эко­но­ми­ки в на­шем оте­че­стве, а та­к­же ге­не­ри­ру­е­мых ими ра­бо­чих мест — это во­прос не на­ло­го­вой по­ли­ти­ки, а на­ци­о­наль­ной без­о­пас­но­сти. По­се­му сле­ду­ет от уз­ко-­эко­но­ми­че­ских ас­пе­к­тов об­су­ж­да­е­мой те­мы СНР пе­рей­ти к об­су­ж­де­нию про­б­ле­мы гло­баль­но­го мас­шта­ба, ко­то­рая встаeт пе­ред от­рас­лью.

Э­ду­ард Ут­кин

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->