На дворе мобилизация, а мы – про возвращение хорошей жизни… Нет, я вовсе не за то, чтобы все мысли направить в русло того, как ювелиры могут помочь государству в мобилизационной экономике. Я просто пытаюсь обратить внимание ювелиров на то, что бесчисленные обращения малого ювелирного бизнеса о возврате УСН и ПСН уж очень диссонируют с повесткой дня страны, с задачами, стоящими перед экономикой России.
Ювелиры в один голос грозят государству: «Закроемся!». Ну да, есть такие реальные шансы в будущем. Но государство такой аргумент не пугает. Для сотрудников закрывающихся ювелирных предприятий государство сегодня сможет подыскать занятость в военно-промышленном комплексе, а то и в вооруженных силах… Цинично? Так время-то мобилизационное нынче. Об этом забывать не следует.
Одно за другим штампуются письма в Минфин и другие органы от различных общественных объединений с предложениями так или иначе вернуть «что было» или перенести на год-два запрет на использование специальных налоговых режимов. И точно также, «под копирку», различные органы власти отвечают отказом. Или «вежливым отказом». Вот такая идет переписка, без необходимого взаимопонимания сторон.
Давайте задумаемся, а можно ли по-другому сегодня обращаться к государству? Думаю, не только можно, но и нужно, научиться говорить на языке оппонента ювелиров. Это язык доходов бюджета. Любой другой язык сегодня неактуален.
Как заявило Правительство РФ, дефицит федерального бюджета на 2023 год, согласно прогнозам из проекта закона о федеральном бюджете, составит порядка 2% ВВП, или около 3 трлн. рублей. А 3 триллиона — это 10 процентов от расходной части бюджета. Это означает недофинансирование всех бюджетных статей на эти 10 процентов. В такой ситуации государство будет «копытом бить» и смотреть на налогоплательщика, как на тореадора. Государство даже готово прибегнуть к заимствованиям – деньги на специальную военную операцию сильно нужны. А ювелиры на этом фоне предлагают государству отложить на год-два получение бюджетом дополнительных доходов (как правительство полагает) от ювелирной отрасли в размере 30 млрд. рублей! Целый процент пока еще не учтенных дополнительных доходов, что совсем не мало.
Поэтому ювелирам нужно доказать, что обещанные 30 млрд. рублей — это блеф, и ликвидация СНР, наоборот, уменьшит сегодняшние платежи от малого бизнеса процентов на 40. Да, во всех письмах ювелиры пишут, что этих дополнительных доходов на самом деле не будет, что закрытые предприятия вообще ничего платить не могут. А вот другие эксперты при подготовке законопроекта утверждали, что дополнительные доходы в 30 млрд. будут!
А ведь закон-то уже принят. Поставьте себя на место большого чиновника. С одной стороны, была внешняя экспертиза, которая упомянутый ожидаемый дополнительный доход обосновала. С другой стороны – лишь уверения и какие-то расчеты от заинтересованной стороны. Пусть даже дополнительные доходы и опровергающие. Работы другой и так «до небес», а тут предлагают ранее уже подсчитанное еще раз анализировать, год-другой на это тратить. И что взамен предлагают? Да ничего, что дало бы основание крепко задуматься.
В том-то все и дело: ювелиры ради своих интересов должны сделать государству такое предложение, от которого государство не смогло бы отказаться. Предложить такое решение вопроса, которое давало бы гарантированный дополнительный доход в бюджет, близкий по размеру к реальности.
Сегодня малый ювелирный бизнес дает в бюджет 12,5 млрд. рублей. По расчетам Ассоциации, есть вариант получения бюджетом дохода от малого ювелирного бизнеса в размере 21 – 24 млрд. рублей, причем гарантировано. Однако, для основательности, расчеты Ассоциации должны быть подкреплены дополнительными проработками структурами, вызывающими доверие у госорганов. Чтобы ни у кого не было сомнений в их реалистичности и точности. Предлагаемое Ассоциацией решение вопроса, подкрепленное расчетами, обосновывает увеличение платежей от малого ювелирного бизнеса в два раза, при сохранении СНР.
Важно, что поданы такие предложения в Правительство РФ должны быть не абы от кого (в этом случае их просто никто не будет рассматривать, даже «по диагонали»), а от тех структур, которое по установленным государством правилам могут с государством обсуждать такой вопрос. Если отбросить наивные рассуждения на тему «государство – это мы и есть», то необходимость игры исключительно по правилам государства должна быть очевидна.
Времени, конечно, для своевременного решения вопроса, простите за тавтологию, уже нет. Слишком много его было затрачено на безнадежные если не требования, то просьбы «вернуть все, как было». А тут и мобилизация подоспела, смысл которой, как можно заметить, осознали еще не все.
Но жизнь пока продолжается. И деятельность ювелирной отрасли – тоже. Поэтому переосмысление того, что же делать ювелирам в этой ситуации, все еще актуально.
Удачи нам всем!
Исполнительный директор Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и НХП "Деловой России"
В. А. Збойков