Мобилизация vs форсмажор

Раздел: Власть
30 сентября 2022 г.

Д­зю­бен­ко Юлия Алек­сан­дро­в­на,
со­вет­ник пред­се­да­те­ля СРО "Ас­со­ци­а­ция раз­ви­тия ло­м­бар­до­в"

По­след­ние не­сколь­ко лет мы ча­сто стал­ки­ва­е­м­ся с си­ту­а­ци­я­ми на гра­ни форс-­ма­жо­ра: в 2020 го­ду это был covid-19 с са­мо­и­зо­ля­ци­ей, в мар­те 2022 го­да бы­ла объ­яв­ле­на СВО с по­явив­ши­ми­ся сан­к­ци­я­ми, а в сен­тяб­ре на тер­ри­то­рии РФ на­ча­лась ча­сти­ч­ная мо­би­ли­за­ция, вви­ду че­го биз­нес вы­ра­бо­тал пра­к­ти­ку ра­бо­ты, ада­п­та­ции в быст­ро из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях. Юри­сты на­ра­бо­та­ли пра­во­при­ме­ни­тель­ную пра­к­ти­ку, свя­за­н­ную с не­ис­пол­не­ни­е­м/ис­пол­не­ни­ем обя­за­тель­ств, а та­к­же от­вет­ствен­но­стью за не­ис­пол­не­ние, не­пол­ное или не­кор­рек­т­ное их ис­пол­не­ние. В дан­ном об­зо­ре хо­те­лось бы рас­смо­т­реть во­про­сы, свя­за­н­ные с ис­пол­не­ни­ем ра­нее при­ня­тых на се­бя обя­за­тельств в те­ку­щих не­од­но­з­на­ч­ных усло­ви­ях с уче­том на­ра­бо­тан­ной ра­нее пра­во­при­ме­ни­тель­ной пра­к­ти­ки, а та­к­же ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние на нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зе для при­ня­тия ре­ше­ний об ис­пол­не­нии ра­нее при­ня­тых и вновь при­ни­ма­е­мых обя­за­тель­ств.

В со­о­т­вет­ствии со ста­тьей 401 Гра­ж­дан­ско­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ес­ли иное не пре­ду­смо­т­ре­но за­ко­ном или до­го­во­ром, ли­цо, не ис­пол­нив­шее или не­на­д­ле­жа­щим об­ра­зом ис­пол­нив­шее обя­за­тель­ство при осу­ще­ств­ле­нии пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти, не­сет от­вет­ствен­но­сть, ес­ли не до­ка­жет, что на­д­ле­жа­щее ис­пол­не­ние ока­за­лось не­воз­мо­ж­ным вслед­ствие не­пре­о­до­ли­мой си­лы, то есть чрез­вы­чай­ных и не­пре­до­т­вра­ти­мых при дан­ных усло­ви­ях об­сто­я­тель­ств. К та­ким об­сто­я­тель­ствам не от­но­сят­ся, в част­но­сти, на­ру­ше­ние обя­за­н­но­стей со сто­ро­ны кон­тр­а­ген­тов дол­ж­ни­ка, от­сут­ствие на ры­н­ке ну­ж­ных для ис­пол­не­ния то­ва­ров, от­сут­ствие у дол­ж­ни­ка не­об­хо­ди­мых де­не­ж­ных сред­ств.

Фе­де­раль­ный за­кон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обо­ро­не" не со­дер­жит огра­ни­че­ний и за­пре­тов на ве­де­ние пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти, пред­пи­сы­вая ор­га­ни­за­ци­ям не­за­ви­си­мо от форм соб­ствен­но­сти вы­пол­нять до­го­вор­ные обя­за­тель­ства, пре­ду­смо­т­рен­ные го­су­дар­ствен­ным кон­тра­к­том, ис­пол­нять во­ен­но-тран­с­пор­т­ную обя­за­н­ность в ­по­ряд­ке, уста­нав­ли­ва­е­мом Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, вы­пол­нять мо­би­ли­за­ци­он­ные за­да­ния по под­го­то­в­ке и со­з­да­нию на во­ен­ное вре­мя спе­ци­аль­ных фор­ми­ро­ва­ний, и осу­ще­ств­лять иные обя­за­н­но­сти, пря­мо пре­ду­смо­т­рен­ные за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (ста­тья 8).

Фе­де­раль­ный за­кон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О мо­би­ли­за­ци­он­ной под­го­то­в­ке и мо­би­ли­за­ции в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и" обя­зы­вая ор­га­ни­за­ции при объ­яв­ле­нии мо­би­ли­за­ции про­во­дить ме­ро­при­я­тия по пе­ре­во­ду про­из­вод­ства на ра­бо­ту в усло­ви­ях во­ен­но­го вре­ме­ни, пре­до­став­лять в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции зда­ния, со­ору­же­ния, ко­м­му­ни­ка­ции, зе­мель­ные участ­ки, тран­с­пор­т­ные и дру­гие ма­те­ри­аль­ные сред­ства в со­о­т­вет­ствии с пла­на­ми мо­би­ли­за­ции од­но­вре­мен­но пре­ду­смат­ри­ва­ет ме­ха­низм воз­ме­ще­ния го­су­дар­ством по­не­сен­ных ими убы­т­ков в по­ряд­ке, опре­де­ля­е­мом Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (ста­тьи 9, 13).

Ста­тья 8 Фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О во­ен­ном по­ло­же­нии» пре­ду­смат­ри­ва­ет как в пе­ри­од дей­ствия во­ен­но­го по­ло­же­ния, так и до его вве­де­ния, воз­мо­ж­ность при­ме­не­ния на ос­но­ва­нии за­ко­нов и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции мер, свя­за­н­ных с вве­де­ни­ем вре­мен­ных огра­ни­че­ний:

  • на осу­ще­ств­ле­ние эко­но­ми­че­ской и фи­нан­со­вой де­я­тель­но­сти,
  • обо­рот иму­ще­ства,
  • сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние то­ва­ров, услуг и фи­нан­со­вых сред­ств,
  • на по­иск, по­лу­че­ние, пе­ре­да­чу, про­из­вод­ство и рас­про­стра­не­ние ин­фор­ма­ции,
  • вре­мен­ное из­ме­не­ние форм соб­ствен­но­сти ор­га­ни­за­ций,
  • по­ря­док и усло­вия про­це­дур бан­к­ро­т­ства,
  • ре­жим тру­до­вой де­я­тель­но­сти

Та­к­же мо­гут быть уста­но­в­ле­ны осо­бен­но­сти фи­нан­со­во­го, на­ло­го­во­го, та­мо­жен­но­го и бан­ко­в­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния как на тер­ри­то­рии, на ко­то­рой вве­де­но во­ен­ное по­ло­же­ние, так и на тер­ри­то­ри­ях, на ко­то­рых во­ен­ное по­ло­же­ние не вве­де­но.

Од­на­ко, в со­о­т­вет­ствии со ста­тьей 19 ука­за­н­но­го Фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на в пе­ри­од дей­ствия во­ен­но­го по­ло­же­ния пра­ва ор­га­ни­за­ций и их дол­ж­но­ст­ных лиц мо­гут быть огра­ни­че­ны толь­ко в той ме­ре, в ка­кой это не­об­хо­ди­мо в це­лях обес­пе­че­ния обо­ро­ны и без­о­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, по ос­но­ва­ни­ям, уста­но­в­лен­ным на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном и при­ня­ты­ми в со­о­т­вет­ствии с ним фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми.

Ор­га­ни­за­ции, на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии, на ко­то­рой вве­де­но во­ен­ное по­ло­же­ние, обя­за­ны вы­пол­нять тре­бо­ва­ния фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ор­га­нов во­ен­но­го управ­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щих ре­жим во­ен­но­го по­ло­же­ния, и их дол­ж­но­ст­ных лиц, и ока­зы­вать со­дей­ствие та­ким ор­га­нам и ли­цам.

Пункт 8 По­ста­но­в­ле­ния Пле­ну­ма Вер­хо­в­но­го Су­да РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) «О при­ме­не­нии су­да­ми не­ко­то­рых по­ло­же­ний Гра­ж­дан­ско­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ние обя­за­тель­ств» гла­сит: «В си­лу ­пун­к­та 3 ста­тьи 401 ГК РФ для при­з­на­ния об­сто­я­тель­ства не­пре­о­до­ли­мой си­лой не­об­хо­ди­мо, что­бы оно но­си­ло чрез­вы­чай­ный и не­пре­до­т­вра­ти­мый при дан­ных усло­ви­ях ха­ра­к­тер. Тре­бо­ва­ние чрез­вы­чай­но­сти под­ра­зу­ме­ва­ет ис­клю­чи­тель­ность рас­смат­ри­ва­е­мо­го об­сто­я­тель­ства, на­сту­п­ле­ние ко­то­ро­го не яв­ля­ет­ся обы­ч­ным в кон­крет­ных усло­ви­ях.

Ес­ли иное не пре­ду­смо­т­ре­но за­ко­ном, об­сто­я­тель­ство при­з­на­ет­ся не­пре­до­т­вра­ти­мым, ес­ли лю­бой участ­ник гра­ж­дан­ско­го обо­ро­та, осу­ще­ств­ля­ю­щий ана­ло­ги­ч­ную с дол­ж­ни­ком де­я­тель­но­сть, не мог бы из­бе­жать на­сту­п­ле­ния это­го об­сто­я­тель­ства или его по­след­ствий. Не мо­гут быть при­з­на­ны не­пре­о­до­ли­мой си­лой об­сто­я­тель­ства, на­сту­п­ле­ние ко­то­рых за­ви­се­ло от во­ли или дей­ствий сто­ро­ны обя­за­тель­ства, на­при­мер, от­сут­ствие у дол­ж­ни­ка не­об­хо­ди­мых де­не­ж­ных сред­ств, на­ру­ше­ние обя­за­тельств его кон­тр­а­ген­та­ми, не­пра­во­мер­ные дей­ствия его пред­ста­ви­те­лей.»

С 24 фев­ра­ля 2022 го­да сло­жи­лась устой­чи­вая пра­к­ти­ка по при­з­на­нию пред­при­ни­ма­тель­ским риском не­ис­пол­не­ние обя­за­тель­ства в пе­ри­од про­ве­де­ния спе­ци­аль­ной во­ен­ной опе­ра­ции. Ис­клю­че­ния со­став­ля­ют те си­ту­а­ции, в ко­то­рых не­воз­мо­ж­ность ис­пол­не­ния обя­за­тель­ствам свя­за­на с по­став­ка­ми сан­к­ци­он­но­го то­ва­ра при от­сут­ствии им­пор­то­за­ме­ще­ния.

Та­ким об­ра­зом, в ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае под­ле­жит до­ка­зы­ва­нию факт, что мо­би­ли­за­ция или во­ен­ное по­ло­же­ние ока­за­ли та­кое вли­я­ние, при ко­то­ром про­и­зо­шло су­ще­ствен­ное из­ме­не­ние об­сто­я­тель­ств, не поз­во­лив­шее ис­пол­нить обя­за­тель­ства.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->