Россия на мировом рынке цветных ювелирных камней: цена вопроса

Раздел: Драгоценные камни
02 августа 2022 г.

Ру­би­ны, са­п­фи­ры и изу­мру­ды­

Со­глас­но Ука­зу Пре­зи­ден­та РФ от 30 но­яб­ря 1995 г. № 1203, свод­ные све­де­ния о рос­сий­ском экс­пор­те и им­пор­те дра­го­цен­ных ка­м­ней за ис­клю­че­ни­ем при­род­ных ал­ма­зов от­не­се­ны к го­су­дар­ствен­ной тай­не. Та­ким об­ра­зом, да­вать оцен­ку ро­ли Рос­сии на ми­ро­вом ры­н­ке цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней на ос­но­ва­нии дан­ных ФТС, Рос­ста­та или Мин­фи­на Рос­сии не пред­став­ля­ет­ся воз­мо­ж­ным. И хо­тя для дра­го­цен­ных ка­м­ней не яв­ля­ют­ся сек­рет­ны­ми дан­ные об их ба­лан­с­ных за­па­сах в нед­рах Рос­сии, объ­е­мах их до­бы­чи и про­из­вод­ства, тем не ме­нее в ос­но­ве оцен­ки до­ли Рос­сии на ми­ро­вом ры­н­ке цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней во из­бе­жа­ние ри­с­ка на­ру­ше­ния дан­но­го Ука­за луч­ше ори­ен­ти­ро­вать­ся ис­клю­чи­тель­но на до­сту­п­ные дан­ные по экс­пор­ту и им­пор­ту от за­ру­бе­ж­ных ис­точ­ни­ков.

Д­ля экс­пе­р­т­ной оцен­ки вос­поль­зу­е­м­ся дан­ны­ми о ме­ж­ду­на­род­ной тор­го­в­ле ру­би­на­ми, са­п­фи­ра­ми и изу­мру­да­ми от Ин­тер­нет-­плат­фор­мы Observatory of Economic Complexity, OEC, под­дер­жи­ва­е­мой ко­м­па­ни­ей Datawheel.

По дан­ным OEC, объ­ем ми­ро­во­го экс­пор­та об­ра­бо­тан­ных ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов (код HS6 ID 710391) в 2020 го­ду до­сти­гал $2,83 млрд, что со­ста­ви­ло 64,7% все­го ры­н­ка цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней*.

Де­та­ли­зи­ро­ван­ную ди­на­ми­ку экс­пор­та и им­пор­та по дан­но­му ко­ду ре­сурс OEC поз­во­ля­ет про­сле­дить с 1998 по 2020 год, что до­ста­точ­но для яс­но­го ви­де­ния си­ту­а­ции.

До­ля Рос­сии в ме­ж­ду­на­род­ном обо­ро­те об­ра­бо­тан­ных ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов ока­за­лась, по дан­ны­мOEC, очень не­ве­ли­ка и со­ста­ви­ла в 2020 го­ду все­го $0,468 млн экс­пор­та (0,017% ми­ро­во­го экс­пор­та в дан­ной под­груп­пе) и $3,88 млн им­пор­та (0,14% ми­ро­во­го им­пор­та в дан­ной под­груп­пе).

Про­мы­ш­лен­ной до­бы­чи и об­ра­бо­т­ки ру­би­нов и са­п­фи­ров в Рос­сии нет во­об­ще, по­это­му весь экс­порт в этой по­зи­ции со­став­ля­ют огра­нен­ные изу­мру­ды. На про­тя­же­нии по­след­ней чет­вер­ти ве­ка до­бы­ча изу­мру­дов шла край­не не­рав­но­мер­но, что от­ра­жа­лось и на экс­пор­те. Не мо­г­ла Рос­сия по­хва­лить­ся и по­сто­ян­ны­ми по­ку­па­те­ля­ми на ми­ро­вом ры­н­ке. В от­дель­ные го­ды на­б­лю­дал­ся всплеск экс­пор­та изу­мру­дов:

- в 1999 г. в США ($3 млн);

- в 2011 г. в Ки­тай ($4,52 млн);

- в 2013 г. в Ве­ли­ко­бри­та­нию ($3,3 млн);

- в 2016 г. в Ки­тай ($1,73 млн);

- в 2019 г. в Швей­ца­рию ($2,43 млн).

На про­тя­же­нии всех 25 лет шли очень не­з­на­чи­тель­ные (от ме­нее, чем $0,1 млн до $0,9 млн) и не по­сто­ян­ные по­став­ки изу­мру­дов из Рос­сии на экс­порт та­к­же в Бель­гию, Ин­дию, Фран­цию, Япо­нию. Хо­тя за по­след­ние 10 дет по­став­ки изу­мру­дов из Рос­сии на экс­порт бо­лее-­ме­нее ста­би­ли­зи­ро­ва­лись, их объ­е­мы оста­ва­лись со­вер­шен­но не­з­на­чи­тель­ны­ми для ми­ро­во­го ры­н­ка, при­чем с по­ни­жа­тель­ной тен­ден­ци­ей.

И­м­порт в Рос­сию огра­нен­ных ру­би­нов и са­п­фи­ров и изу­мру­дов, по дан­ным ре­сур­са OEC, в сколь­ко-­ни­будь за­мет­ных раз­ме­рах на­чал­ся при­мер­но с 2004 го­да. Сна­ча­ла это бы­ли по­став­ки из Та­и­лан­да (от $0,316 млн, че­рез пи­ко­вые $5,16 млн в 2008 г. и до по­след­не­го всплес­ка в $3,26 млн в 2014 го­ду), но в по­след­ние го­ды им­порт этих ка­м­ней из Та­и­лан­да су­ще­ствен­но со­кра­ти­л­ся (до $0,466 в 2020 г.).

Во­об­ще, пи­ко­вым для Рос­сии по им­пор­ту огра­нен­ных ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов, со­глас­но дан­ным OEC, стал 2008 год, ко­г­да по­ми­мо Та­и­лан­да, ка­м­ни за­во­зи­лись из Ве­ли­ко­бри­та­нии ($2,66 млн), Гон­кон­га ($1,98 млн), Гер­ма­нии ($1,47 млн), а та­к­же, в мень­ших ко­ли­че­ствах, из Ин­дии, Ара­б­ских Эми­ра­тов, Швей­ца­рии.

Г­де-то с 2010 го­да роль ос­но­в­но­го по­став­щи­ка на рос­сий­ский ры­нок огра­нен­ных ру­би­нов и са­п­фи­ров и изу­мру­дов в свя­зи с раз­ви­ти­ем Та­мо­жен­но­го со­ю­за ЕАЭС ста­ла иг­рать Ар­ме­ния. В 2010 го­ду это бы­ло все­го $0,103, до­сти­г­нув в 2019 го­ду $10,4 млн. Впро­чем, в 2020 го­ду про­и­зо­шел спад им­пор­та этих ка­м­ней из Ар­ме­нии до $1,69 млн. В этот год на $1,54 млн ка­м­ней по­ста­ви­ла в Рос­сию Швей­ца­рия, на $0,466 – Та­и­ланд, и на $0,095 – Гер­ма­ния.

ВЫВОДЫ:

С уче­том то­го, что в це­лом до­ля Рос­сии в ми­ро­вом про­из­вод­стве юве­ли­р­ных из­де­лий все же вы­ше – око­ло 4%, а соб­ствен­ной до­бы­чи (и огран­ки) ру­би­нов и са­п­фи­ров в Рос­сии нет (т. е. все эти ка­м­ни вво­зят­ся в Рос­сию по им­пор­ту), до­ля Рос­сии в ми­ро­вом им­пор­те ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов в 0,14% яв­но не­про­пор­ци­о­наль­но ма­ла.

Объ­яс­не­ние мо­ж­но най­ти про­стое: со вре­мен СССР рос­сий­ские жен­щи­ны при­вы­к­ли поль­зо­вать­ся юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми ис­клю­чи­тель­но с де­ше­вы­ми встав­ка­ми из син­те­ти­че­ских ка­м­ней. Бес­чис­лен­ные огра­нен­ные син­те­ти­че­ские ру­би­ны огро­м­ных раз­ме­ров (до 10 кар­та и бо­лее) в со­вет­ские вре­ме­на за­по­ло­ня­ли при­лав­ки юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов. Син­те­ти­че­ских изу­мру­дов и са­п­фи­ров бы­ло го­раз­до мень­ше, и их «роль» в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях ча­сто вы­пол­ня­ли цвет­ные стра­зы. Куль­ту­ра по­треб­ле­ния цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней в стра­не от­сут­ство­ва­ла пол­но­стью.

Та­кой ас­ке­тизм по­треб­ле­ния цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней с успе­хом под­дер­жи­вал­ся все го­ды и в но­вой Рос­сии. В ос­но­в­ном – бла­го­да­ря на­ци­о­наль­но­му за­ко­но­да­тель­ству, с уди­ви­тель­ным упор­ством за­пре­ща­ю­ще­му гра­ж­да­нам под стра­хом уго­ло­в­но­го пре­сле­до­ва­ния не толь­ко со­вер­шать сдел­ки с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, но да­же про­сто хра­нить их вне со­ста­ва юве­ли­р­ных из­де­лий.

От­сут­ствие по-­на­сто­я­ще­му сво­бод­но­го ры­н­ка цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней в со­вре­мен­ной Рос­сии при­ве­ло как к де­гра­да­ции гра­ниль­ной от­рас­ли, так и к от­сут­ствию ко­м­мер­че­ско­го про­дви­же­ния в пред­став­ле­нии на­се­ле­ния са­мой идеи цен­но­сти об­ла­да­ния при­род­ны­ми ру­би­на­ми, са­п­фи­ра­ми и изу­мру­да­ми.

Ма­ло кто из рос­си­ян се­го­д­ня не толь­ко по­ни­ма­ет ре­аль­ную цен­ность цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней хо­ро­ше­го ка­че­ства, но и во­об­ще ис­пы­ты­ва­ет к ним пра­к­ти­че­ский ин­те­рес. Бри­л­ли­ан­ты – это рос­си­я­нам по­нят­но, но все осталь­ные, т.е. цвет­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни в пред­став­ле­нии на­ших со­о­те­че­ствен­ни­ков цен­но­сти име­ют ма­ло… И толь­ко не­з­на­чи­тель­ная часть по­ку­па­те­лей в ка­кой-то сте­пе­ни зна­ко­ма с су­ще­ство­ва­ни­ем гра­да­ций цен в за­ви­си­мо­сти от ка­че­ствен­ных ха­ра­к­те­ри­стик цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Бе­з­усло­в­но, из лю­бо­го пра­ви­ла есть ис­клю­че­ния. Ка­кая-то часть со­сто­я­тель­ных рос­си­ян при­об­ре­та­ла юве­ли­р­ные из­де­лия с ка­че­ствен­ны­ми цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми во вре­мя на­хо­ж­де­ния за ру­бе­жом. Кто-то по­ку­пал юве­ли­р­ные из­де­лия с хо­ро­ши­ми ру­би­на­ми, са­п­фи­ра­ми и изу­мру­да­ми и внут­ри Рос­сии, как пра­ви­ло – у ху­до­ж­ни­ков-­ю­ве­ли­ров, про­из­во­дя­щих та­кие экс­клю­зив­ные из­де­лия в штуч­ном по­ряд­ке. Но до ми­ро­вых мас­шта­бов мас­со­во­го про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий с цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми в Рос­сии де­ло не до­ш­ло.

Кро­ме фа­к­то­ра низ­ко­го спро­са на цвет­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, на рос­сий­ском ры­н­ке ра­бо­та­ет и дру­гой фа­к­тор, сни­жа­ю­щий обо­ро­ты им­пор­та ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов – от­но­си­тель­ная бед­ность на­и­боль­шей ча­сти на­се­ле­ния и на­ив­ное стре­м­ле­ние со­сто­я­тель­ных по­ку­па­те­лей что-то до­ро­гое при­об­ре­сти де­ше­во. По­это­му те цвет­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, ко­то­рые все же за­во­зят­ся в Рос­сию, обы­ч­но очень не­вы­со­ких ка­че­ствен­ных ха­ра­к­те­ри­стик и не­боль­шо­го раз­ме­ра. А та­к­же не­вы­со­ко­го ка­че­ства огран­ки.

А, кро­ме то­го, та­кие ка­м­ни, с ве­ро­ят­но­стью в 99%, еще и глу­бо­ко об­ла­го­ро­же­ны. Как при­мер: ес­ли это ру­би­ны, то сверх вся­кой ме­ры со­дер­жа­щие стек­ло, ес­ли это са­п­фи­ры – то на­вер­ня­ка с ди­ф­фу­зи­он­ной окрас­кой (а не тер­ми­че­ски об­ра­бо­тан­ные), ес­ли изу­мру­ды – то не­ща­д­но про­пи­тан­ные, и хо­ро­шо еще, ес­ли бес­цвет­ны­ми ве­ще­ства­ми. По­че­му они и де­ше­вые.

У­вы, на та­ком ры­н­ке внут­рен­няя ре­а­ли­за­ция до­ро­гих, не об­ла­го­ро­жен­ных ураль­ских изу­мру­дов – за­ня­тие бес­пе­р­с­пе­к­тив­ное – спро­са на них по­чти нет. Как ми­ни­мум, нет мас­со­во­го спро­са.

Есть еще не­сколь­ко фа­к­то­ров, сни­жа­ю­щих ем­кость рос­сий­ско­го ры­н­ка цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней. Но эти фа­к­то­ры дей­ству­ют не толь­ко в от­но­ше­ние имен­но этой под­груп­пы, а рас­про­стра­ня­ют­ся на им­порт всех дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней, дра­го­цен­ных ме­тал­лов, юве­ли­р­ных из­де­лий и т.д. Это, пре­ж­де все­го, сло­ж­ность и за­трат­ность для биз­не­са ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния про­це­ду­ры им­пор­та. В Рос­сии по­ми­мо та­мо­жен­но­го кон­тро­ля, при вво­зе дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней дей­ству­ет есть еще и дру­гой, так на­зы­ва­е­мый го­су­дар­ствен­ный кон­троль. И за­во­зить эти цен­но­сти мо­ж­но толь­ко че­рез спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные та­мо­жен­ные по­сты, об­ла­да­ю­щие не­об­хо­ди­мой ко­м­пе­тен­ци­ей. При­чем с упла­той та­мо­жен­ных по­шлин.

Не­ма­ло­ва­ж­но, что лю­бой вид биз­не­са, свя­за­н­но­го с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, очень же­ст­ко кон­тро­ли­ру­ет­ся в Рос­сии в со­о­т­вет­ствии с дей­ству­ю­щим от­рас­ле­вым за­ко­но­да­тель­ством Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­той. Та­кой кон­троль ве­дет к из­дер­ж­кам биз­не­са, сни­же­нию его мар­жи­наль­но­сти, и, в ко­неч­ном ито­ге, сни­же­нию при­в­ле­ка­тель­но­сти. А с вве­де­ни­ем в дей­ствие го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах это­го обо­ро­та (ГИИС ДМДК) сло­ж­ность и за­трат­ность ве­де­ния биз­не­са, свя­за­н­но­го с дра­го­цен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, еще бо­лее воз­рос­ла.

Мо­ж­но ли улуч­шить си­ту­а­цию на внут­рен­нем ры­н­ке цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, под­няв его по­тен­ци­аль­ную ем­ко­сть? Бе­з­усло­в­но, мо­ж­но, т.к. ис­то­ри­че­ски рос­си­я­не са­мо­цве­ты все­г­да лю­би­ли. Не ви­на на­се­ле­ния, что при­у­че­но оно ока­за­лось не к на­сто­я­ще­му про­дук­ту, а его де­ше­вым син­те­ти­че­ским за­ме­ни­те­лям. Нет про­дви­же­ния, ре­кла­мы то­ва­ра – не бу­дет и спро­са, а без не­го – не бу­дет и пред­ло­же­ния. Но ни­ка­кой ры­нок не мо­жет жить без сво­бо­ды.

В­се, что ну­ж­но сде­лать для раз­ви­тия здо­ро­во­го внут­рен­не­го ры­н­ка цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, по­вы­ше­ния спро­са на них – это сде­лать ры­нок цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней со­вер­шен­но сво­бод­ным, ли­к­ви­ди­ро­вав упо­ми­на­ние о цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­нях в ста­тьях 191 и 192 УК РФ и из­ме­нив нор­мы Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», пе­ре­и­ме­но­вав его в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и ал­ма­зах». Т.е. о тех объ­ек­тах ре­гу­ли­ро­ва­ния, ко­то­рые, дей­стви­тель­но, име­ют ва­ж­ность для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства.

А даль­ше част­ная ини­ци­а­ти­ва ры­нок под­ни­мет ры­нок цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, ко­то­рые, впро­чем, пусть луч­ше бу­дет на­зы­вать не дра­го­цен­ны­ми, а юве­ли­р­ны­ми ка­м­ня­ми. Не сра­зу, но с го­да­ми, их рос­сий­ский ры­нок ста­нет ем­ки­м!

* - дру­гие до­ли ры­н­ка цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней со­став­ля­ют груп­пы по ко­ду HS6 ID 710399 «Ка­м­ни дра­го­цен­ные и по­лу­дра­го­цен­ные, об­ра­бо­тан­ные» ($1,13 млрд, или 25,9% все­го ры­н­ка цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней) и по ко­ду HS6 ID 710310 «Ка­м­ни дра­го­цен­ные, по­лу­дра­го­цен­ные, не­об­ра­бо­тан­ные или ча­сти­ч­но об­ра­бо­тан­ные» ($0,41 млрд, или 9,39%).

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->