Бренд некогда крупного петербургского производителя "Ювелиры Северной столицы", покинувшего рынок в результате банкротства, зарегистрировал на себя предприниматель из Курска. Даже будучи "бесхозной" торговая марка помогала продавать ювелирные изделия.
Роспатент зарегистрировал товарный знак "Ювелиры Северной столицы" на жителя Курска Ивана Журбенко. Знак зарегистрирован вместе с логотипом, которым пользовалась ранее одноимeнная петербургская компания.
"Ювелиры Северной столицы" (ЮСС) были одним из крупнейших игроков на ювелирном рынке Петербурга в 2000-х годах. Оборот компании достигал 19 млрд рублей. Предприятие принадлежало миллиардеру Тимуру Кабукаеву. Предприниматель также занимался коммерческой недвижимостью, возглавлял Федерацию фигурного катания. Но в 2017 году стало известно о крупных налоговых претензиях к компании. Одновременно юрлица, связанные с ЮСС, начали менять учредителей и ликвидироваться (в том числе через банкротства). Последнее из них — ООО "Санкт-Петербургский ювелирный завод" — прекратило существование в конце 2021 года.
ЮСС активно работали в регионах. В частности, в Курске до сих пор открыты два магазина под этим брендом. Ими управляет Ивана Журбенко, подтвердили "Деловому Петербургу" в магазинах. Связаться с самим предпринимателем не удалось. В 2021 году в Курске зарегистрирован ИП Журбенко Иван Алексеевич по основному виду деятельности "Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах".
"Я допускаю что уважаемый предприниматель из Курска, который зарегистрировал на себя этот товарный знак, действует совершенно интуитивно, — комментирует руководитель брендингового агентства DDC Сергей Калинчук. — То есть у него бизнес шeл, и он предполагает, что это связано с брендом. И по этой причине он решил приобрести бренд". При этом, связь бренда с успешным бизнесом неочевидна, отмечает эксперт.
"У нас на сегодняшний день есть пятeрка брендов, узнаваемых потребителем, остальные все далеко отстают. "Ювелиры Северной столицы" среди розничных потребителей никогда не были очень известной маркой, их знал узкий круг специалистов отрасли. Поэтому говорить об особой ценности этого бренда нельзя", — считает генеральный директор ассоциации "Гильдия ювелиров России" Эдуард Уткин.
"Стоит отметить, что предоставление охраны данному знаку потенциально может быть оспорено на основании риска введения потребителей в заблуждение, так как сам предприниматель из Курска, а товарный знак отсылает нас к деятельности в Санкт-Петербурге", — говорит партнeр, руководитель санкт-петербургского офиса Semenov&Pevzner Екатерина Смирнова. По еe словам, такой иск может быть подан, например, владельцем другого ювелирного магазина, который захочет работать под этим товарным знаком сам.
Впрочем, отмечает она, предприниматель зарегистрировал товарный знак по классу розничной торговли и рекламы, а не по специализированному классу ювелирных изделий. Таким образом, другие предприниматели тоже могут продавать изделия под брендом ЮСС. Кстати, сам завод свою торговую марку в Роспатенте не регистрировал.