Кавчик Б.К., к.г.-м.н.
В связи с отказом ряда стран приобретать российское золото и снижением его цены, в золотодобывающей отрасли нашей страны возникли проблемы, о которых хорошо сказал председатель Союза золотопромышленников С.Г.Кашуба. Он справедливо заметил, что без господдержки в отрасли возможны серьезные проблемы и не только для самих предприятий.
Золотодобывающая отрасль вносит весомый вклад в общий бюджет России, производя продукцию на сумму свыше 1,3 трлн руб. (около 20 млрд долл. в 2021 году) и уплачивая многочисленные налоги и платежи (табл.). Один только налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) приносит почти 80 млрд руб., а общие платежи в бюджет составляют не менее 20% от суммы реализации золота /2/.
В числе выплачиваемых налогов — регулярные платежи за пользование недрами, за предоставление прав на поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, плата за использование лесов, за пользование водными объектами, водный налог, арендная плата за землю, экологические налоги, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в аукционе и плата за лицензию, выигранную на аукционе, налоги за пользование автодорогами, утилизационный сбор, налог на имущество, налоги, связанные с оплатой труда… Так, утилизационный сбор принес бюджету в целом по стране 319 млрд руб. в 2019 г., а в 2023 г. его планируют довести до 513 млрд руб.
Перечень налогов и взносов, уплачиваемых золотодобывающими предприятиями /2/
1. Налоги | Размер |
Налог на прибыль | 20% |
Налог на добавленную стоимость | 20% |
НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых | 6% от стоимости добытого золота |
Налог на имущество | 2,2% |
Налог на доходы физических лиц | 13% от полученного дохода |
Транспортный налог | Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах |
Налог на землю | Размер зависит от кадастровой стоимости земли |
Налог за пользование автодорогами | |
Налог на геологоразведочные работы (ГРР) | |
2. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды | |
Пенсионный фонд Российской Федерации | 26% от зарплаты сотрудников |
Фонд социального страхования | 2,9% «то же» |
Федеральный фонд обязательного мед. страхования | 2,1% «то же» |
Обязательное страхование от несчастных случаев | 3,0% |
Утилизационный сбор. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. | Общие платежи по РФ составляют свыше 300 млрд руб. в год |
3. Прочие платежи | |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, оговоренных в лицензии | Общие платежи по РФ составляют до 18 млрд руб. в год |
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) | |
Плата за лицензию, выигранную на аукционе | |
Сбор за выдачу лицензий | |
Регулярные платежи за пользование недрами | Размеры ставок колеблются в интервале 100–250 руб. за каждый км2 на поисково-оценочной стадии и от 2000 до 11000 руб. на разведочной стадии |
Таблица включает только прямые налоги предприятий.
Кроме того, золотодобытчики являются потребителями тысяч тонн дизельного топлива, цена которого включает значительную долю налогов, также поступающих в бюджет России. В любом товаре, потребляемом золотодобытчиками, есть доля налогов, перечисляемых в бюджеты разных уровней.
Таким образом, золотодобыващая отрасль является достаточно важной для страны и особенно ее северных регионов.
Рассмотрим возможный вариант господдержки золотодобычи
Одним из способов поддержки и даже расцвета золотодобывающей отрасли является сокращение количества бюрократических препятствий, которые необходимо преодолевать предприятиям на пути к добыче золота.
К настоящему времени чиновниками придумано огромное количество документов, требующих согласований. По данным Союза старателей /2/ только по одной лицензии на небольшое россыпное месторождение необходимо подготовить 52 отчета и проекта, из которых 70% являются платными, стоимость каждого колеблется от 30 до 70 тысяч рублей! При этом из этих 52 документов дай бог если 5 имеют какую-то важность. Все остальные бумаги просто обеспечивают чиновникам рабочие места, зарплату, проживание в цивилизованных условиях для проверяющих, и, кроме них, они никому не нужны.
Благодаря неуемному законотворчеству сроки разведочных работ и освоения месторождений за последние 25 лет многократно увеличились.
• Получение простой лицензии на поиски золота занимает от полгода до года.
• Для проведения поисковых работа необходимо составить и согласовать проект.
• После поисковых работ требуется получить свидетельство о первооткрывательстве.
• Если свидетельство получено, то требуется проведение разведочных работ для подсчета запасов для добычных работ.
• Разведочные работы должны выполняться по согласованному с экспертами и утвержденному проекту.
• На основании разведочных работ должен быть составлен отчет с подсчетом запасов. Отчет должен быть рассмотрен экспертами и принят ТКЗ (ГКЗ).
• В отчете множество разделов, в том числе для подсчета запасов требуется составление и утверждение постоянных ТЭО кондиций. Постоянные кондиции это – наследие СССР, когда цена золота была постоянной. При быстро меняющихся экономических условиях постоянные кондиции вредное дело. Но только оно отнимает у предприятий иногда несколько лет.
• Все предыдущие пункты - это только начало большого пути. Дальнейший путь включает множество мероприятий по подготовке к добыче золота!
• Процедура согласования проектной документации для разработки месторождений россыпного золота по нормативным актам Правительства РФ Министерства природных ресурсов и экологии и Ростехнадзора требует 392 календарных дня (269 рабочих дней).
• Для рассмотрения документации, связанной с предоставлением водного объекта в пользование, требуется 306 календарных дней (215 рабочих дней). Это если в документации не найдут ошибок, если же окажутся какие-либо неточности, то вся документация вновь запускается по бюрократическому кругу.
Бесконечным согласованиям нет конца также в процессе работы предприятия. Они тормозят работу и снижают производительность труда в геологии и золотодобыче.Если убрать эти тормоза, то золотодобыча переживет любые санкции и любую цену золота.
Предложения
1. Работу чиновников Роснедр оценивать не количеством рассмотренных бумаг, проектов и отчетов, и даже не ресурсами золота, а увеличением реальной добычи золота в регионе, безаварийной работой предприятий, сохранностью окружающей среды.
2. Установить ежегодный план для Роснедр не по ресурсам золота, а по реальному увеличению производительности труда в золотодобыче, количеству рабочих мест, объему добычи золота. Возможно, это заставит чиновников убрать тормоза, которые мешают развитию отрасли.
3. Для предотвращения сокращения добычи золота и налогов в бюджеты всех уровней сократить количество проектов и документов, требующих согласования, в несколько раз и организовать оформление всех документов "в 1 окне".