В Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» пришло письмо от «Союза ювелиров и предпринимателей Кыргызской Республики». Президент Союза Акматов С.Т. справедливо обращает внимание на необходимость применения антидемпинговых мер в отношении ювелирных изделий, импортируемых из третьих стран. В последние годы в Кыргызскую Республику хлынул поток ювелирных изделий из-за рубежа. Объeм собственного производства предсказуемо упал. Ту же ситуацию отмечают производители из других стран ЕАЭС. Их продукция становится неконкурентоспособной по сравнению с импортeрами из Турции, ОАЭ, Индии и Китая.
На пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) внешнеторговые таможенные условия в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней определяет Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Эти условия касаются Российской Федерации, Республики Армения, Казахстана, Беларуси и Кыргызской Республики. В соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», в отношении ювелирных изделий установлен разрешительный порядок ввоза-вывоза как на таможенную территорию Евразийского экономического союза, так и из неe. Этот порядок реализуется посредством проведения процедуры государственного контроля. Также, действует Соглашение об особенностях осуществления операций с ДМДК в рамках ЕЭК от 22 ноября 2019 года.
Приложением №14 к Решению ЕЭК №30 «Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» утверждена форма акта государственного контроля, определен порядок ввоза-вывоза ДМДК, определено помещение под таможенные процедуры, порядок экспорта и импорта ювелирных изделий. Помещение под таможенные процедуры организуется на специализированных (категорированных) таможенных постах, перечень которых определяется национальным законодательством.
Приложение к Положению о ввозе (вывозе) «Правила осуществления государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» в числе прочего определяет перечень обязательных мероприятий, в том числе оценку стоимости ДМДК в ювелирных изделиях. При осуществлении государственного контроля проверке подлежит 100% товара.
Порядок ввоза-вывоза ювелирных изделий в ЕАЭС в целом отрегулирован на наднациональном уровне. Однако у каждого участника ЕАЭС в сфере ДМДК есть свои национальные особенности регулирования. Например, в Кыргызской Республике есть государственный орган-регулятор — Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики, в котором имеется Департамент драгоценных металлов. Он наделен полномочиями регулировать вопросы, связанные с операциями с ДМДК, и осуществляет государственный контроль ДМДК при ввозе-вывозе в/из Кыргызской Республики. В то же время, в Кыргызской Республике нет специализированных постов, и акт государственного контроля выдается Минфином Кыргызской Республики согласно технологической схеме между таможней и уполномоченным органом. Этот акт предполагает таможенную процедуру условного выпуска ювелирных изделий для проведения государственного контроля.
Следствием ослабления контроля у отдельно взятого участника ЕАЭС стали проблемы для отечественных производителей как в самой этой стране, так и у других участников ЕАЭС. В письме Президента Союза ювелиров и предпринимателей Кыргызской Республики Акматова С.Т. (№ 11 от 19.02.2022 г.) в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» говорится, что из-за отсутствия «минимального уровня контрольных цен» (МУКЦ) на ювелирные изделия, ввозимые на таможенную территорию, импортеры позволяют себе указывать в счет-фактурах (инвойсах) цену на ювелирные изделия из золота всего в $2,75 за 1 грамм, серебра — в $0,21 за грамм,что является очевидным занижением таможенной стоимости. На начало февраля 2022 года цена одного грамма золота в 585 пробе составляет около $35,5 за грамм. И это без учета стоимости камней и работы. Таким образом, стоимость изделий занижалась минимум в 7,7 раза. Это занижение таможенной стоимости эквивалентно применению ставки ввозной пошлины не 10%, как установлено, а лишь 1,3%.
В такой ситуации о «защитных мерах» рассуждать сложно. Как пишет С.Т. Акматов: «в страну хлынул импорт». Из-за этого объем внутреннего производства ювелирных изделий из золота за 2018 год по сравнению с 2009 годом упал в 5,4 раза, в то время как импорт вырос в 54,7 раз. Производство ювелирных изделий из серебра за аналогичный период упало в 5,2 раза, при этом импорт ювелирных изделий из серебра за этот же период вырос в 12,9 раз.
Это происходит на фоне того, что в России, напротив, импортеры драгоценных камней (являющихся необходимым сырьем для российских ювелиров) жалуются на то, что не могут ввозить камни по реальным закупочным ценам: им доначисляются прейскурантные цены, не всегда отражающие реальность.
Что же получается? В едином таможенном пространстве ЕАЭС можно найти способ завести готовые ювелирные изделия по заниженной таможенной цене (т.е. по факту почти без оплаты пошлины), а вот сырье для ювелиров в Российскую Федерацию, производящую 89% общего объема ювелирной продукции ЕАЭС, напротив, из-за искажений (завышений) цен инвойсов приходится ввозить в страну по де-факто повышенной пошлине?
Министерство экономики Республики Армения, осуществляющее внешнеторговое регулирование оборота в части вопросов поддержки развития алмазообрабатывающей и ювелирной отрасли Республики Армения, до сих пор блокирует отмену ввозной пошлины на ювелирные камни. Хотя ни для кого не секрет, что основная масса бриллиантов из Армении — это продукция третьих стран.
В Ассоциации «Гильдия ювелиров России» хорошо понимают, как непросто Евразийской экономической комиссии искать регуляторное решение, устраивающее всех участников внешнеторговых операций в сфере ДМДК на территории Евразийского экономического союза. Но без этого решения выстроить единое экономическое пространство в части производства и торговли ювелирными изделиями не получится. Каким будет это решение — покажет время. Пока же можно констатировать, что занижение и завышение таможенных цен создают неравные условия для ювелиров стран ЕАЭС и усложняют задачу Евразийской экономической комиссии.