Манипуляции с таможенной оценкой создают неравные условия для ювелиров стран ЕАЭС

Раздел: Рынки
04 мая 2022 г.

В Ас­со­ци­а­цию «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» при­шло пись­мо от «Со­ю­за юве­ли­ров и пред­при­ни­ма­те­лей Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки». Пре­зи­дент Со­ю­за Ак­ма­тов С.Т. спра­вед­ли­во об­ра­ща­ет вни­ма­ние на не­об­хо­ди­мость при­ме­не­ния ан­ти­де­м­пин­го­вых мер в от­но­ше­нии юве­ли­р­ных из­де­лий, им­пор­ти­ру­е­мых из тре­тьих стран. В по­след­ние го­ды в Кы­р­гы­з­скую Рес­пуб­ли­ку хлы­нул по­ток юве­ли­р­ных из­де­лий из-­за ру­бе­жа. Объ­eм соб­ствен­но­го про­из­вод­ства пред­ска­зу­е­мо упал. Ту же си­ту­а­цию от­ме­ча­ют про­из­во­ди­те­ли из дру­гих стран ЕАЭС. Их про­дук­ция ста­но­ви­т­ся не­кон­ку­рен­то­с­по­соб­ной по срав­не­нию с им­пор­тeра­ми из Тур­ции, ОАЭ, Ин­дии и Ки­тая.

На про­стран­стве Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за (ЕАЭС) вне­ш­не­тор­го­вые та­мо­жен­ные усло­вия в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней опре­де­ля­ет Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия (ЕЭК). Эти усло­вия ка­са­ют­ся Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния, Ка­за­х­ста­на, Бе­ла­ру­си и Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки. В со­о­т­вет­ствии с Ре­ше­ни­ем Кол­ле­гии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О ме­рах не­та­ри­ф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния», в от­но­ше­нии юве­ли­р­ных из­де­лий уста­но­в­лен раз­ре­ши­тель­ный по­ря­док вво­за-­вы­во­за как на та­мо­жен­ную тер­ри­то­рию Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за, так и из неe. Этот по­ря­док ре­а­ли­зу­ет­ся по­сред­ством про­ве­де­ния про­це­ду­ры го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. Та­к­же, дей­ству­ет Со­гла­ше­ние об осо­бен­но­стях осу­ще­ств­ле­ния опе­ра­ций с ДМДК в ра­м­ках ЕЭК от 22 но­яб­ря 2019 го­да.

При­ло­же­ни­ем №14 к Ре­ше­нию ЕЭК №30 «По­ло­же­ние о вво­зе на та­мо­жен­ную тер­ри­то­рию Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за и вы­во­зе с та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за дра­го­цен­ных ме­тал­лов и сы­рье­вых то­ва­ров, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы» утвер­ж­де­на фор­ма ак­та го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля, опре­де­лен по­ря­док вво­за-­вы­во­за ДМДК, опре­де­ле­но по­ме­ще­ние под та­мо­жен­ные про­це­ду­ры, по­ря­док экс­пор­та и им­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий. По­ме­ще­ние под та­мо­жен­ные про­це­ду­ры ор­га­ни­зу­ет­ся на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных (ка­те­го­ри­ро­ван­ных) та­мо­жен­ных по­стах, пе­ре­чень ко­то­рых опре­де­ля­ет­ся на­ци­о­наль­ным за­ко­но­да­тель­ством.

При­ло­же­ние к По­ло­же­нию о вво­зе (вы­во­зе) «Пра­ви­ла осу­ще­ств­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля дра­го­цен­ных ме­тал­лов и сы­рье­вых то­ва­ров, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы» в чис­ле про­че­го опре­де­ля­ет ­пе­ре­чень обя­за­тель­ных ме­ро­при­я­тий, в том чис­ле оцен­ку сто­и­мо­сти ДМДК в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях. При осу­ще­ств­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля про­вер­ке под­ле­жит 100% то­ва­ра.

По­ря­док вво­за-­вы­во­за юве­ли­р­ных из­де­лий в ЕАЭС в це­лом от­ре­гу­ли­ро­ван на на­д­на­ци­о­наль­ном уро­в­не. Од­на­ко у ка­ж­до­го участ­ни­ка ЕАЭС в сфе­ре ДМДК есть свои на­ци­о­наль­ные осо­бен­но­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния. На­при­мер, в Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ке есть го­су­дар­ствен­ный ор­ган-ре­гу­ля­тор — Ми­ни­стер­ство эко­но­ми­ки и фи­нан­сов Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки, в ко­то­ром име­ет­ся Де­пар­та­мент дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Он на­де­лен пол­но­мо­чи­я­ми ре­гу­ли­ро­вать во­про­сы, свя­за­н­ные с опе­ра­ци­я­ми с ДМДК, и осу­ще­ств­ля­ет го­су­дар­ствен­ный кон­троль ДМДК при вво­зе-­вы­во­зе в/из Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки. В то же вре­мя, в Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ке нет спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных по­стов, и акт го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля вы­да­ет­ся Мин­фи­ном Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки со­глас­но тех­но­ло­ги­че­ской схе­ме ме­ж­ду та­мо­ж­ней и упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном. Этот акт пред­по­ла­га­ет та­мо­жен­ную про­це­ду­ру усло­в­но­го вы­пус­ка юве­ли­р­ных из­де­лий для про­ве­де­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля.

След­стви­ем осла­б­ле­ния кон­тро­ля у от­дель­но взя­то­го участ­ни­ка ЕАЭС ста­ли про­б­ле­мы для оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей как в са­мой этой стра­не, так и у дру­гих участ­ни­ков ЕАЭС. В пись­ме Пре­зи­ден­та Со­ю­за юве­ли­ров и пред­при­ни­ма­те­лей Кы­р­гы­з­ской Рес­пуб­ли­ки Ак­ма­то­ва С.Т. (№ 11 от 19.02.2022 г.) в Ас­со­ци­а­цию «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» го­во­ри­т­ся, что из-­за от­сут­ствия «ми­ни­маль­но­го уро­в­ня кон­троль­ных цен» (МУКЦ) на юве­ли­р­ные из­де­лия, вво­зи­мые на та­мо­жен­ную тер­ри­то­рию, и­м­пор­те­ры поз­во­ля­ют се­бе ука­зы­вать в счет-­фа­к­ту­рах (ин­вой­сах) це­ну на юве­ли­р­ные из­де­лия из зо­ло­та все­го в $2,75 за 1 грамм, се­реб­ра — в $0,21 за грамм,что яв­ля­ет­ся оче­вид­ным за­ни­же­ни­ем та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти. На на­ча­ло фев­ра­ля 2022 го­да це­на од­но­го гра­м­ма зо­ло­та в 585 про­бе со­став­ля­ет око­ло $35,5 за грамм. И это без уче­та сто­и­мо­сти ка­м­ней и ра­бо­ты. Та­ким об­ра­зом, сто­и­мость из­де­лий за­ни­жа­лась ми­ни­мум в 7,7 ра­за. Это за­ни­же­ние та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти эк­ви­ва­лен­т­но при­ме­не­нию став­ки ввоз­ной по­ш­ли­ны не 10%, как уста­но­в­ле­но, а лишь 1,3%.

В та­кой си­ту­а­ции о «за­щи­т­ных ме­рах» рас­су­ж­дать сло­ж­но. Как пи­шет С.Т. Ак­ма­тов: «в стра­ну хлы­нул им­порт». Из-­за это­го объ­ем внут­рен­не­го про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий из зо­ло­та за 2018 год по срав­не­нию с 2009 го­дом упал в 5,4 ра­за, в то вре­мя как им­порт вы­рос в 54,7 раз. Про­из­вод­ство юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра за ана­ло­ги­ч­ный пе­ри­од упа­ло в 5,2 ра­за, при этом им­порт юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра за этот же пе­ри­од вы­рос в 12,9 раз.

Это про­ис­хо­дит на фо­не то­го, что в Рос­сии, на­про­тив, им­пор­те­ры дра­го­цен­ных ка­м­ней (яв­ля­ю­щих­ся не­об­хо­ди­мым сы­рьем для рос­сий­ских юве­ли­ров) жа­лу­ют­ся на то, что не мо­гут вво­зить ка­м­ни по ре­аль­ным за­ку­поч­ным це­нам: им до­на­чис­ля­ют­ся прейс­ку­ран­т­ные це­ны, не все­г­да от­ра­жа­ю­щие ре­аль­но­сть.

Что же по­лу­ча­ет­ся? В еди­ном та­мо­жен­ном про­стран­стве ЕАЭС мо­ж­но най­ти спо­соб за­ве­сти го­то­вые юве­ли­р­ные из­де­лия по за­ни­жен­ной та­мо­жен­ной це­не (т.е. по фа­к­ту по­чти без опла­ты по­ш­ли­ны), а вот сы­рье для юве­ли­ров в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию, про­из­во­дя­щую 89% об­ще­го объ­е­ма юве­ли­р­ной про­дук­ции ЕАЭС, на­про­тив, из-­за ис­ка­же­ний (за­вы­ше­ний) цен ин­вой­сов при­хо­ди­т­ся вво­зить в стра­ну по де-­фа­кто по­вы­шен­ной по­ш­ли­не?

Ми­ни­стер­ство эко­но­ми­ки Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния, осу­ще­ств­ля­ю­щее вне­ш­не­тор­го­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние обо­ро­та в ча­сти во­про­сов под­дер­ж­ки раз­ви­тия ал­ма­зо­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей и юве­ли­р­ной от­рас­ли Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния, до сих пор бло­ки­ру­ет от­ме­ну ввоз­ной по­ш­ли­ны на юве­ли­р­ные ка­м­ни. Хо­тя ни для ко­го не сек­рет, что ос­но­в­ная мас­са бри­л­ли­ан­тов из Ар­ме­нии — это про­дук­ция тре­тьих стран.

В Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» хо­ро­шо по­ни­ма­ют, как не­про­сто Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии ис­кать ре­гу­ля­тор­ное ре­ше­ние, устра­и­ва­ю­щее всех участ­ни­ков вне­ш­не­тор­го­вых опе­ра­ций в сфе­ре ДМДК на тер­ри­то­рии Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. Но без это­го ре­ше­ния вы­стро­ить еди­ное эко­но­ми­че­ское про­стран­ство в ча­сти про­из­вод­ства и тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми не по­лу­чи­т­ся. Ка­ким бу­дет это ре­ше­ние — по­ка­жет вре­мя. По­ка же мо­ж­но кон­ста­ти­ро­вать, что за­ни­же­ние и за­вы­ше­ние та­мо­жен­ных цен со­з­да­ют не­рав­ные усло­вия для юве­ли­ров стран ЕАЭС и усло­ж­ня­ют за­да­чу Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->