На вес… финифти

Раздел: Ювелиры и компании
28 апреля 2022 г.

Фи­нифть — это эмаль по ме­тал­лу, рас­кра­шен­ная крас­ка­ми. Ее от­кры­ли слу­чай­но, как по­боч­ное яв­ле­ние плав­ки стек­ла. На Русь фи­нифть при­ш­ла в X ве­ке из Ви­за­н­тии, где ее на­зы­ва­ли «о­г­нен­ным пись­мом». А са­мо сло­во «фи­нифть» про­и­зо­шло от гре­че­ско­го «фи­ни­ф­тис» (сме­ши­ваю).

Э­маль для фи­ни­ф­ти сме­ши­ва­ли с со­ля­ми ме­тал­лов: ме­ди, что при­да­ва­ло из­де­ли­ям кра­си­вый зе­ле­ный от­те­нок, ко­баль­та, от ко­то­ро­го за­ви­сел си­не­ва­тый от­лив, а та­к­же зо­ло­та, что поз­во­ля­ло по­лу­чить си­я­ю­щие пур­пур­ные и ру­би­но­вые цве­та. По­с­ле это­го по­верх эма­ли ри­со­ва­ли крас­ка­ми.

По­лу­чен­ные из­де­лия бы­ли на­столь­ко яр­ки­ми и кра­си­вы­ми, что мно­гие не­све­ду­щие лю­ди счи­та­ли фи­нифть спла­вом дра­г­ме­тал­лов. Эту ле­ген­ду под­дер­жи­ва­ли и це­ны на фи­нифть, ко­то­рая сто­и­ла на Ру­си на­рав­не с зо­ло­том и се­ре­бром.

И­мен­но по­это­му из­на­чаль­но фи­нифтью укра­ша­ли ико­ны, цер­ко­в­ную утварь и окла­ды ре­ли­ги­оз­ных книг. И толь­ко по­том уже ее пе­ре­нес­ли на бы­то­вые пред­ме­ты: ста­ту­эт­ки, шка­тул­ки, руч­ки, чер­ниль­ни­цы, ча­сы, та­ба­кер­ки и сто­ло­вые при­бо­ры.

Рас­цвет фи­ни­ф­ти в Рос­сии при­шел­ся на XVI-XVII ве­ка, то­г­да же сло­жи­лись ос­но­в­ные жан­ры цвет­ной эма­ли: на де­ко­ра­тив­ных пред­ме­тах изоб­ра­жа­ли в ос­но­в­ном пра­во­слав­ные хра­мы, на юве­ли­р­ных — цве­точ­ные ор­на­мен­ты.

В XVIII ве­ке рус­ская фи­нифть ста­ла из­ве­ст­на за пре­де­ла­ми стра­ны. Про­мы­сел про­цве­тал в Ни­ж­нем Но­в­го­ро­де, Ко­стро­ме, Уг­ли­че. Од­на­ко цен­тром фи­ни­ф­ти в Рос­сии и то­г­да и сей­час счи­та­ет­ся Ро­стов, где из­го­тав­ли­ва­ли чу­дес­ной кра­со­ты ико­ны из рас­пис­ной эма­ли. По­лю­бо­вать­ся эти­ми ра­бо­та­ми при­бы­ва­ло мно­же­ство па­ло­м­ни­ков. Го­во­ри­ли, что оби­лие пра­вед­ных лю­дей на­ча­ло тво­рить в го­ро­де на­сто­я­щие чу­де­са. Здесь ис­це­ля­лись боль­ные, вос­со­е­ди­ня­лись се­мьи, а по­с­ле та­ко­го па­ло­м­ни­че­ства по­яв­ля­лись дол­го­ж­дан­ные де­ти.

Свой вклад в раз­ви­тие эма­льер­но­го де­ла внес уче­ный Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов. По его ини­ци­а­ти­ве по­стро­и­ли стек­ло­дель­ный за­вод, стек­ло ис­поль­зо­ва­ли как ос­но­ву для кра­сок. А в Ака­де­мии ху­до­жеств в Пе­тер­бур­ге да­же ос­но­ва­ли класс «жи­во­пи­си по фи­ни­ф­ти».

По­с­ле ре­во­лю­ции, ко­г­да ре­ли­ги­оз­ные сю­же­ты вы­шли из мо­ды, ста­ло по­пу­ляр­ным ри­со­вать на фи­ни­ф­ти пор­т­ре­ты — соб­ствен­ные, воз­лю­б­лен­ных или де­тей и да­же Ле­ни­на и Ста­ли­на.

Со­вре­мен­ная фи­нифть стре­ми­т­ся к ис­то­кам. Се­год­ня в Ро­сто­ве ра­бо­та­ет не­сколь­ко твор­че­ских объ­е­ди­не­ний и фаб­ри­ка, где сно­ва вы­пус­ка­ют ико­ны, юве­ли­р­ные из­де­лия, сто­ло­вые при­бо­ры и де­ко­ра­тив­ные пред­ме­ты из фи­ни­ф­ти.

[ pnp.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->