Контроль ради контроля

Раздел: Общество
27 апреля 2022 г.

В усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния един­ствен­ный путь вы­жи­ва­ния эко­но­ми­ки стра­ны: ма­к­си­маль­но по­вы­сить эф­фек­тив­ность все­го и вся. По­вы­сить про­из­во­ди­тель­ность тру­да, све­сти к ну­лю не­про­дук­тив­ные из­дер­ж­ки всех про­цес­сов и опе­ра­ций. Ины­ми сло­ва­ми, в усло­ви­ях сан­к­ций, под ко­то­рые по­па­ла Рос­сия, не­об­хо­ди­мо в крат­чай­шем пе­ри­о­де и на всех уро­в­нях пе­ре­смо­т­реть и оце­нить эф­фек­тив­ность все­го, что мы де­ла­ли и де­ла­ем: от ор­га­ни­за­ции управ­ле­ния эко­но­ми­кой стра­ны в це­лом, ре­гу­ля­то­ри­ки по от­рас­лям до эф­фек­тив­но­сти ор­га­ни­за­ции биз­нес-­про­цес­сов у ка­ж­до­го из хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов.

Ка­жет­ся оче­вид­ным, что та­кие по­ня­тия от­рас­ле­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, как «из­бы­точ­ный кон­троль» и «не­о­бос­но­ван­ные обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния» в усло­ви­ях сан­к­ци­он­но­го дав­ле­ния дол­ж­ны быть ис­ко­ре­не­ны очень быст­ро и пол­но­вес­но. Ес­ли, ко­неч­но, есть за­ин­те­ре­со­ван­ность в вы­жи­ва­нии от­рас­ли в но­вых усло­ви­ях.

Ис­пол­не­ние биз­не­сом от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний не мо­жет быть бес­плат­ным, т.к. лю­бое та­кое тре­бо­ва­ние вле­чет как ми­ни­мум не­об­хо­ди­мость его внут­рен­не­го кон­тро­ля, вы­бор не са­мых оп­ти­маль­ных для биз­не­са ре­ше­ний, а со­о­т­вет­ству­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям. А ведь ещe бу­дут пря­мые за­тра­ты на штра­фы, без ко­то­рых в на­шей стра­не ред­ко об­хо­дят­ся про­вер­ки.

Ка­ко­ва бы ни бы­ла до­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль в струк­ту­ре то­вар­ной про­дук­ции, эта до­ля не да­ет ни­ка­ких пре­и­му­ществ то­ва­ру с точ­ки зре­ния по­тре­би­те­ля. Опла­чи­вая до­лю сто­и­мо­сти то­ва­ра, при­хо­дя­щу­ю­ся на за­тра­ты его про­из­во­ди­те­ля и/и­ли по­став­щи­ка на ис­пол­не­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, по­ку­па­тель, фа­к­ти­че­ски, пла­тит «за воз­дух». У раз­ных то­ва­ров ем­кость по­тре­би­тель­ско­го ры­н­ка своя. Это за­ви­сит от це­ны то­ва­ра, но оче­вид­но, что с еe по­вы­ше­ни­ем ем­кость ры­н­ка не­из­бе­ж­но па­да­ет. В свою оче­редь это до­пол­ни­тель­но уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость то­ва­ра.

Что пред­став­ля­ют со­бой за­тра­ты на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в юве­ли­р­ной сфе­ре? Это за­тра­ты на из­бы­точ­ные с точ­ки зре­ния тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов тре­бо­ва­ния, ко­то­рые не ди­к­ту­ют­ся ре­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми биз­не­са, а на­вя­за­ны от­рас­ле­вой нор­ма­тив­ной пра­во­вой ба­зой. За част­но­го юве­ли­ра го­су­дар­ство ре­ши­ло, где и как он дол­жен по­ку­пать сы­рье, как его и го­то­вую про­дук­цию хра­нить, как учи­ты­вать, как пе­ре­во­зить. А что­бы не­по­ва­д­но бы­ло да­же в ме­ло­чах на­ру­шать пред­пи­са­ния, го­су­дар­ство внед­ря­ет в от­рас­ли «боль­шо­го бра­та» — ГИИС ДМДК! За дви­же­ние ка­ж­до­го гра­м­ма дра­го­цен­но­го ме­тал­ла на­д­ле­жит от­чи­ты­вать­ся пе­ред си­сте­мой, за ка­ж­дую встав­ку…

Са­мое уди­ви­тель­ное обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние в сфе­ре ДМДК – это ис­пол­не­ние пред­пи­са­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га. За­чем дуб­ли­ру­ю­щая про­вер­ка по­ку­па­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, ес­ли они рас­пла­чи­ва­ют­ся бан­ко­в­ской кар­той, эми­ти­ро­ван­ной бан­ком, ко­то­рый уже сам иден­ти­фи­ци­ро­вал сво­е­го кли­ен­та и кон­тро­ли­ру­ет все его де­не­ж­ные по­то­ки? Как все это дуб­ли­ро­ва­ние со­о­т­но­си­т­ся с «ци­ф­ро­вой ре­во­лю­ци­ей», в ра­м­ках ко­то­рой ба­зы дан­ных всех участ­ни­ков ры­н­ка вро­де бы уже объ­е­ди­не­ны? Об­слу­жи­ва­ние тре­бо­ва­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га участ­ни­ка­ми ры­н­ка ДМДК – это за­тра­ты. При­чем не­про­дук­тив­ные за­тра­ты, сни­жа­ю­щие эф­фек­тив­ность биз­не­са.

Тут же мо­ж­но вспо­м­нить про го­су­дар­ствен­ный кон­троль при пе­ре­се­че­нии ДМДК вне­ш­них гра­ниц ЕАЭС. За­чем он ну­жен, в чем его та­ин­ствен­ный смысл, ес­ли и без то­го при пе­ре­се­че­нии гра­ни­цы есть та­мо­жен­ный кон­троль? При этом го­су­дар­ствен­ный кон­троль – это не толь­ко не­про­дук­тив­ные за­тра­ты для биз­не­са (за­мо­ра­жи­ва­ние то­ва­ра на пе­ри­од про­ве­де­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля). Это еще и огро­м­ный ба­рьер на пу­ти раз­ви­тия Ин­тер­нет-тор­го­в­ли в ад­рес част­ных лиц за ру­бе­жом, т.к. ма­ло кто на­бе­рет­ся та­ко­го тер­пе­ния, что­бы до­ж­дать­ся свою по­сы­л­ку с юве­ли­р­ным из­де­ли­ем.

О­бя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния по кон­тро­лю, т.е. тре­бо­ва­ния по обя­за­тель­но­му го­су­дар­ствен­но­му опро­бо­ва­нию, клей­ме­нию и мар­ки­ро­в­ке юве­ли­р­ных из­де­лий, рав­но как и ис­поль­зо­ва­нию ГИИС ДМДК – это за­тра­ты на кон­троль за со­бой, ни­как не вос­тре­бо­ван­ный ин­те­ре­са­ми са­мих участ­ни­ков ры­н­ка.

До­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль в об­щей сто­и­мо­сти юве­ли­р­ных из­де­лий из-­за вы­со­кой сто­и­мо­сти сы­рья ка­жет­ся не­боль­шой. Од­на­ко про­из­во­ди­тель по­лу­ча­ет до­ход от той до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти, ко­то­рую про­из­во­дит его ра­бо­та. А вот здесь до­ля за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль уже зна­чи­тель­на!

Ес­ли на внут­рен­нем ры­н­ке все его участ­ни­ки, за­ни­ма­ю­щи­е­ся схо­жим биз­не­сом, име­ют при­мер­но оди­на­ко­вый уро­вень за­трат на об­слу­жи­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­троль, то за­ру­бе­ж­ные кон­ку­рен­ты не­сут по­доб­ные за­тра­ты в ку­да мень­шем раз­ме­ре. Это вле­чет сни­же­ние кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти юве­ли­р­ных из­де­лий рос­сий­ско­го про­из­вод­ства на вне­ш­них ры­н­ках. Т.е. от не­об­хо­ди­мо­сти ис­пол­не­ния от­рас­ле­вых обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и кон­тро­ля в от­рас­ли стра­да­ет столь же­лан­ный го­су­дар­ством экс­пор­т­ный по­тен­ци­ал. Тео­ре­ти­че­ски, рос­сий­ские юве­ли­р­ные из­де­лия мо­г­ли бы быть аб­со­лют­но кон­ку­рен­то­с­по­соб­ны­ми в ми­ро­вом из­ме­ре­нии. Мо­г­ли бы – но не яв­ля­ют­ся та­ко­вы­ми из-­за не­рав­ных це­но­вых по­ка­за­те­лей из-­за со­во­ку­п­но­сти из­дер­жек на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний.

К со­жа­ле­нию, да­же в усло­ви­ях сан­к­ций у ре­гу­ля­то­ра есть стре­м­ле­ние не умень­шить, а, на­про­тив, уси­лить го­су­дар­ствен­ный кон­троль и тре­бо­ва­ния к участ­ни­кам юве­ли­р­но­го ры­н­ка.

Боль­шую часть но­вых уже­сто­че­ний ре­гу­ли­ро­ва­ния сфе­ры ДМДК мо­ж­но от­не­сти к опа­се­ни­ям «как бы че­го не вы­ш­ло». Со сня­ти­ем НДС со сли­т­ков аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та за­ко­но­да­тель­но с 1 ян­ва­ря 2023 го­да от­ме­ни­ли пра­во ма­ло­го биз­не­са в сфе­ре ДМДК ис­поль­зо­вать спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы. Ожи­да­е­мый ре­зуль­тат – се­бе­сто­и­мость юве­ли­р­ных из­де­лий воз­растет, а вме­сте с ней и це­на. Кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность на вне­ш­них ры­н­ках упа­дет, и без то­го не­боль­шой экс­порт сни­зи­т­ся, а чис­ло участ­ни­ков ры­н­ка (и всех за­ня­тых в юве­ли­р­ной сфе­ре) со­кра­тить­ся крат­но. Умень­ши­т­ся и об­щий объ­ем по­сту­па­ю­щих от юве­ли­р­ной от­рас­ли в бюд­же­ты на­ло­гов. Осо­бен­но по­стра­да­ют ре­ги­о­наль­ные бюд­же­ты.

Но ес­ли от пе­ре­хо­да с СНР на ОСН по­стра­да­ет толь­ко ма­лый от­рас­ле­вой биз­нес, то дру­гая ме­ра по уси­ле­нию кон­тро­ля – вве­де­ние эта­па мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий по ме­тал­лу в ра­м­ках ГИИС ДМДК с 1 мар­та 2023 го­да, не­из­бе­ж­но (и силь­но) уве­ли­чит за­тра­ты и ма­ло­го, и сред­не­го, и кру­п­но­го биз­не­са. При этом ни го­су­дар­ству, ни по­тре­би­те­лю эта мар­ки­ро­в­ка на из­де­ли­ях во­об­ще не ну­ж­на, т.к. она дуб­ли­ру­ет те же са­мые дву­мер­ные штри­хо­вые ко­ды, что на­но­сят­ся на скре­п­лен­ные с из­де­ли­я­ми би­р­ки. За­ме­тим, что в ра­м­ках мар­ки­ро­в­ки ЦРПТ «Че­ст­ный знак» мар­ки­ро­в­ку мо­ж­но на­но­сить ли­бо на сам то­вар, ли­бо на не свя­за­н­ные с ним но­си­те­ли (у­па­ко­в­ку и т.д.).

На­ко­нец, в ста­дии об­су­ж­де­ния на­хо­ди­т­ся про­ект уси­ле­ния от­вет­ствен­но­сти за пра­во­на­ру­ше­ния в сфе­ре ДМДК. Срок дав­но­сти по ним пла­ни­ру­ет­ся уве­ли­чить с двух ме­ся­цев до двух лет. Оче­вид­но, та­кая ме­ра при­ве­дет к уве­ли­че­нию штра­фов, а, зна­чит, и к уве­ли­че­нию сред­ней до­ли за­трат в се­бе­сто­и­мо­сти про­дук­ции биз­не­са на кон­троль за со­бой.

Да­же крат­кое пе­ре­чис­ле­ние са­мых во­пи­ю­ще не­про­дук­тив­ных из­дер­жек биз­не­са в сфе­ре ДМДК на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний по­тре­бо­ва­ло боль­ше де­ся­ти аб­за­цев этой ста­тьи. Смо­жет ли юве­ли­р­ный биз­нес не­сти всю эту ма­хи­ну кон­троль­ных из­ли­шеств на сво­ем гор­бу в эпо­ху сан­к­ций? Вряд ли… Мо­жет быть, все-та­ки сто­ит ре­гу­ля­то­ру еще раз про­а­на­ли­зи­ро­вать, что дей­стви­тель­но не­об­хо­ди­мо в от­рас­ле­вой ре­гу­ля­то­ри­ке, а что ну­ж­но не­мед­лен­но устра­нять? Нас­коль­ко пе­ре­чис­лен­ный вы­ше объ­ем обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в сфе­ре ДМДК со­о­т­вет­ству­ет объ­яв­лен­ным ан­ти­сан­к­ци­он­ным за­яв­ле­ни­ям Пре­зи­ден­та РФ В. В. Пу­ти­на о ма­к­си­маль­ной эко­но­ми­че­ской сво­бо­де для лю­дей, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся биз­не­сом?

Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ко­ми­те­та «Де­ло­вой Рос­сии» по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ня­м

З­бой­ков В.А.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->