С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2021 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 224-ФЗ), в соответствии с которым юридические лица-резиденты, являющиеся участниками международных выставок, проводимых в государстве или на территории, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами и физическими лицами - резидентами в наличной форме в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации за приобретенные у таких юридических лиц - резидентов выставочные образцы ювелирных изделий в месте проведения международной выставки в случае, если указанные выставочные образцы классифицируются в товарных позициях 7113, 7114, 7116 - 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 224-ФЗ наличные денежные средства, полученные от реализации выставочных образцов ювелирных изделий, подлежат ввозу в Российскую Федерацию по окончании срока проведения международной выставки, но не позднее тридцати рабочих дней со дня оплаты соответствующего выставочного образца ювелирного изделия с соблюдением требований права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
При осуществлении таможенных операций в отношении наличных денежных средств, полученных от реализации выставочных образцов ювелирных изделий, целесообразно исходить из следующего.
Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что товар – это любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов ЕАЭС, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС), таким образом, на указанные денежные средства распространяются общие требования права ЕАЭС в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры.
На основании пункта 1 статьи 128 ТК ЕАЭС лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров.
Приказом ФТС России от 12.05.2011 № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» (далее – Приказ № 971) определена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, а также наличных денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 3 пункта 6 Приказа № 971 определены таможенные органы, которые вправе совершать таможенные операции (в том числе связанные с помещением под таможенные процедуры данных товаров):
В регионах, не указанных выше, таможенное декларирование наличных денежных средств осуществляется на таможенных постах (центрах электронного декларирования) этих регионов.
Одновременно пунктом 7 Приказа № 971 установлено, что таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, вправе совершать в отношении указанной категории товаров таможенные операции, связанные с:
После пересечения таможенной границы ЕАЭС в соответствии с пунктом 1 статьи 87 ТК ЕАЭС товары должны быть доставлены перевозчиком в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС. При этом согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 142 ТК ЕАЭС в целях перевозки (транспортировки) товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа (в отношении указанной категории товаров до специализированных таможенных постов) применяется таможенная процедура таможенного транзита.
После завершения таможенной процедуры таможенного транзита (с учетом положений статей 151 и 152 ТК ЕАЭС) товары подлежат помещению под иную таможенную процедуру путем подачи декларации на товары (далее – ДТ) в электронном виде, форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее – Порядок заполнения).
В соответствии с пунктом 4 Порядка заполнения при таможенном декларировании наличных денежных средств подается отдельная ДТ на каждый вид валюты с учетом следующего:
в графе 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» ДТ указываются сведения о лице, осуществляющем ввоз наличной валюты на таможенную территорию (подпункт 9 пункта 15 Порядка заполнения);
После ввоза в Российскую Федерацию наличные денежные средства, полученные от реализации выставочных образцов ювелирных изделий, подлежат зачислению на банковский счет в уполномоченном банке юридического лица - резидента, являющегося участником международной выставки, не позднее семи рабочих дней со дня ввоза наличных денежных средств в Российскую Федерацию (пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 224-ФЗ).
При зачислении на свой банковский счет в уполномоченном банке наличных денежных средств, юридические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ)[1], информацию о ДТ, поданных в отношении выставочных образцов ювелирных изделий при их помещении под таможенную процедуру временного вывоза, таможенную процедуру экспорта (в случае их продажи на международной выставке), а также информацию о ДТ, поданных в отношении наличных денежных средств, полученных от продажи на международной выставке выставочных образцов ювелирных изделий и ввезенных в Российскую Федерацию.
[1] В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления агентам валютного контроля (уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации.