Алмазный ОПЕК: быть или не быть

Раздел: Драгоценные камни
08 февраля 2022 г.

На­ход­ка про­з­ра­ч­но­го ка­ме­ш­ка в 1866 го­ду на бе­ре­гу ре­ки Оран­же­вая в рай­о­не ны­не­ш­не­го го­ро­да Ки­м­бер­ли сде­ла­ло ЮАР од­ной из са­мых бо­га­тых стран на Аф­ри­кан­ском кон­ти­нен­те. Этот ка­ме­шек под­нял с зе­м­ли 15-лет­ний сын вла­дель­ца ско­то­вод­че­ской фер­мы De Beers. Лю­бо­пы­т­ную на­ход­ку от­да­ли ме­ст­но­му со­би­ра­те­лю ка­м­ней. Но и он не смог опре­де­лить, что это та­кое. Толь­ко че­рез ка­кое-то вре­мя ста­ло из­ве­ст­но, что это ал­маз.

По этой при­чи­не точ­кой от­с­че­та ко­м­мер­че­ской до­бы­чи ал­ма­зов счи­та­ет­ся имен­но это со­бы­тие. Хо­тя, ско­рее все­го, ал­ма­зы на­хо­ди­ли и ра­нь­ше. Про­сто ни­кто не ве­дал, что это за ка­ме­ш­ки и ка­ко­ва их цен­но­сть.

Не все зна­ют, что на­з­ва­ние ка­м­ня про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го сло­ва «а­да­мас», что озна­ча­ет «не под­да­ет­ся раз­ру­ше­нию». Это са­мое твер­дое ве­ще­ство на зе­м­ле. Как ни па­ра­до­к­саль­но, но на­сто­я­щие ал­ма­зы ви­дел ма­ло кто из тех, кто их да­рит и но­сит. На са­мом де­ле, все име­ют де­ло с бри­л­ли­ан­та­ми – ре­зуль­та­та­ми огран­ки это­го ка­м­ня. Ал­маз без огран­ки – до­воль­но не­взра­ч­ный ка­ме­шек. А вот его ис­кус­ная об­ра­бо­т­ка со­з­да­ет осле­пи­тель­ную дра­го­цен­ность – эта­лон бо­гат­ства и рос­ко­ши.

По­с­ле судь­бо­нос­но­го от­кры­тия ал­ма­зы в этом ме­сте на­ча­ли на­хо­дить все ча­ще, все бо­лее кру­п­ные и во все боль­шем ко­ли­че­стве. В 1870-х го­дах в Юж­ной Аф­ри­ке до­бы­ва­лась боль­шая часть ал­ма­зов в ми­ре. Все это да­ло тол­чок к раз­ви­тию гор­но­до­бы­ва­ю­щей про­мы­ш­лен­но­сти и со­з­да­нию пе­р­вой в Аф­ри­ке фон­до­вой би­р­жи в 1881 го­ду.

По­на­ча­лу ри­нув­ши­е­ся в это ме­сто со все­го ми­ра ис­ка­те­ли бо­гатств по­де­ли­ли зе­м­лю на со­т­ни участ­ков. Од­на­ко ста­но­в­ле­ние ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей от­рас­ли в Юж­ной Аф­ри­ке пра­к­ти­че­ски сра­зу све­лось к со­сре­до­то­че­нию мно­го­чис­лен­ных руд­ни­ков в не­сколь­ких ру­ках. Ведь боль­шин­ство дер­жа­те­лей за­я­вок про­сто не име­ли до­ста­точ­но­го де­нег, обо­ру­до­ва­ния и на­вы­ков для про­дол­же­ния до­бы­чи по ме­ре углуб­ле­ния вы­ра­бо­ток. К то­му же кон­цен­тра­ция соб­ствен­но­сти озна­ча­ла бо­лее эф­фек­тив­ный кон­троль за про­из­вод­ством.

Од­ним из са­мых уда­ч­ли­вых ску­п­щи­ков ал­ма­зо­нос­ных участ­ков стал ан­г­ли­ча­нин Се­сил Джон Родс, со­з­дав­ший ко­м­па­нию по до­бы­че ал­ма­зов De Beers Mining Company. Окон­ча­тель­ная мо­но­по­ли­за­ция ры­н­ка ал­ма­зо­до­бы­чи про­и­зо­ш­ла по­с­ле по­ку­п­ки De Beers двух ко­м­па­ний – Kimberley Central Diamond Mining Company и Compagnie Française des Mines de Diamant du Cap. Фи­нан­си­ро­вал эту сдел­ку Аль­фонс Ро­т­шильд, дав­ший взай­мы 1,4 млн фун­тов стер­лин­гов. В ре­зуль­та­те в 1888 го­ду бы­ла ос­но­ва­на De Beers Consolidated Mines, Ltd, ко­то­рая уже в 1891 го­ду кон­тро­ли­ро­ва­ла 90% до­бы­чи ал­ма­зов в ми­ре.

Поз­же ме­сто­ро­ж­де­ния ал­ма­зов бы­ли об­на­ру­же­ны и в дру­гих стра­нах ми­ра – в Ка­на­де, Ав­стра­лии, а та­к­же в со­сед­них стра­нах (Бо­т­сва­на и На­ми­бия). Од­на­ко са­мый кру­п­ный юве­ли­р­ный ал­маз в ми­ре – «Кул­ли­нан», ве­сом в 3 106,45 ка­рат (621,29 гра­м­ма) был най­ден имен­но в Юж­ной Аф­ри­ке.

С об­на­ру­же­ни­ем ал­ма­зов в раз­ли­ч­ных стра­нах ми­ра под угро­зой ока­за­лось мо­но­поль­ное по­ло­же­ние De Beers. Се­силь Родс до­ста­точ­но ско­ро по­нял, что не­кон­тро­ли­ру­е­мая до­бы­ча мо­жет при­ве­сти к па­де­нию це­ны и ра­зо­ре­нию. По­это­му, что­бы под­дер­жи­вать вы­со­кую сто­и­мость и ста­биль­ный спрос, Родс та­к­же взял под свой кон­троль ми­ро­вое рас­пре­де­ле­ние ал­ма­зов. Уже к се­ре­ди­не 1890-х го­дов он сфор­ми­ро­вал Ал­маз­ный Син­ди­кат – пред­ше­ствен­ник Цен­траль­ной сбы­то­вой ор­га­ни­за­ции (ЦСО, Central Selling Organisation), дабы кон­тро­ли­ро­вать боль­шую часть ми­ро­вой тор­го­в­ли ал­ма­за­ми. Сей­час она из­ве­ст­на как Diamond Trading Company (DTC).

В этом за­клю­ча­ет­ся од­на из осо­бен­но­стей ал­маз­ной от­рас­ли, ко­то­рая, как пра­ви­ло, оста­ет­ся в те­ни, но ко­то­рая иг­ра­ет очень су­ще­ствен­ную роль в ре­гу­ли­ро­ва­нии ми­ро­во­го ры­н­ка ал­ма­зов. Де­ло бы­ло по­став­ле­но та­ким об­ра­зом, что пра­к­ти­че­ски все кру­п­ные до­бы­т­чи­ки ал­ма­зов бы­ли вы­ну­ж­де­ны про­да­вать ка­м­ни не на сво­бод­ном ры­н­ке, а имен­но ЦСО, ибо толь­ко она мо­г­ла обес­пе­чить до­стой­ный уро­вень цен на ка­м­ни, не­взи­рая на це­но­вые ко­ле­ба­ния на ми­ро­вых ры­н­ках.

В ре­зуль­та­те та­кой стра­те­гии к 1902 го­ду — год смер­ти Се­си­ля Род­са — De Beers кон­тро­ли­ру­ет 95% ми­ро­во­го про­из­вод­ства ал­ма­зов. При этом бы­ту­ет мне­ние, что в хра­ни­ли­щах De Beers хра­ни­т­ся огро­м­ное ко­ли­че­ство ал­ма­зов, ко­то­рые не пус­ка­ют­ся на ры­нок для со­з­да­ния ис­кус­ствен­но­го де­фи­ци­та.

Е­ще од­ной при­н­ци­пи­аль­ной осо­бен­но­стью ал­маз­ной от­рас­ли яв­ля­ет­ся тот факт, что стра­ны, до­бы­ва­ю­щие ал­ма­зы, как пра­ви­ло, не за­ни­ма­ют­ся их по­сле­ду­ю­щим пре­вра­ще­ни­ем в бри­л­ли­ан­ты. В Юж­ной Аф­ри­ке юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность бы­ла со­з­да­на в 1928 го­ду, в ре­зуль­та­те че­го стра­на пре­вра­ти­лась в пя­тый по ве­ли­чи­не про­из­вод­ствен­ный центр в ми­ре. Од­на­ко, ока­за­лось, юж­но­а­ф­ри­кан­ская про­мы­ш­лен­ность не вы­дер­жи­ва­ет кон­ку­рен­цию в ча­сти за­трат с та­ки­ми стра­на­ми, как Бель­гия, Из­ра­иль, а та­к­же по де­ше­виз­не ра­бо­чей си­лы с Ин­ди­ей, где ны­не со­сре­до­то­че­ны ос­но­в­ные мо­щ­но­сти по огран­ке ал­ма­зов. Все это уда­ч­но впи­сы­ва­лось в стра­те­гию De Beers по кон­тро­лю за ми­ро­вым ры­н­ком ал­ма­зов.

На пи­ке сво­е­го раз­ви­тия (до кри­зи­са 2008 го­да) в Юж­ной Аф­ри­ке ра­бо­та­ло око­ло 3 000 огран­щи­ков, ко­то­рые об­ра­ба­ты­ва­ли при­мер­но 140 000 ка­рат в год. В на­сто­я­щее вре­мя на Юж­ную Аф­ри­ку при­хо­ди­т­ся лишь око­ло 1% ми­ро­во­го по­тре­би­тель­ско­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий с бри­л­ли­ан­та­ми.

До­бы­ча ал­ма­зов в Юж­ной Аф­ри­ке на про­тя­же­нии всей ис­то­рии де­мон­стри­ро­ва­ла от­но­си­тель­но устой­чи­вый рост (за ис­клю­че­ни­ем во­ен­ных лет) со сред­не­го по­ка­за­те­ля в 1,26 млн ка­ра­тов в 1870-х го­дах (с 1870 по 1879 го­да) до в сред­нем 13,0 млн ка­ра­тов в пе­р­вые 6 лет XXI ве­ка.

В 2005 го­ду до­бы­ча ал­ма­зов до­сти­г­ла 15,6 млн ка­ра­тов, по­с­ле че­го на­чи­на­ет­ся ее па­де­ние. В 2020 го­ду ал­ма­зо­до­бы­ча в Юж­ной Аф­ри­ке со­ста­ви­ла 8,5 млн ка­ра­тов, уве­ли­чив­шись на 18,1% по срав­не­нию с пре­ды­ду­щим го­дом. Се­год­ня стра­на за­ни­ма­ет ше­стое ме­сто по объ­е­му до­бы­чи ал­ма­зов в ми­ре. Для срав­не­ния в 2020 го­ду в Рос­сии бы­ло до­бы­то око­ло 31,2 млн ка­ра­тов ал­ма­зов. Бо­т­сва­на и Ка­на­да за­ни­ма­ли вто­рое и тре­тье ме­ста с объ­е­ма­ми до­бы­чи 16,9 и 13,1 млн ка­ра­тов ал­ма­зов со­о­т­вет­ствен­но.

При этом ва­ж­но иметь в ви­ду, что лю­бая мо­но­по­лия при­во­дит, в ко­неч­ном сче­те, к по­яв­ле­нию «чер­но­го» ры­н­ка. Так, на­при­мер, со­глас­но оцен­ке the Minerals Council за 2017 год, не­за­кон­ная до­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и тор­го­в­ля ими об­хо­дят­ся при­мер­но в 1,5 млрд дол­ла­ров в год в ви­де по­те­рян­ных про­даж, на­ло­гов и ро­я­л­ти. Пра­ви­тель­ство ЮАР пы­та­ет­ся бо­роть­ся с этим, но по­ка осо­бы­ми успе­ха­ми по­хва­стать­ся не мо­жет.

В 2011 го­ду се­мья Оп­пе­н­гей­ме­ров про­да­ла свой па­кет ак­ций (40%) ко­м­па­нии Anglo American plc, и те­перь ко­м­па­нию De Beers пред­став­ля­ет Anglo American с 85% ак­ций и пра­ви­тель­ство Бо­т­сва­ны — с 15%.

М­но­гие в этой свя­зи го­во­рят о за­ка­те им­пе­рии De Beers. Од­на­ко, на мой взгляд, это не так. Сли­я­ние и по­г­ло­ще­ние – ха­ра­к­тер­ная осо­бен­ность тран­с­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­ций, осо­бен­но в гор­но­руд­ной от­рас­ли. Тем бо­лее, что на всем про­тя­же­нии де­я­тель­но­сти обе ко­м­па­нии – De Beers и Anglo American – бы­ли тес­но свя­за­ны. Сам факт об­ра­зо­ва­ния в 1917 го­ду Anglo American Corporation не­раз­ры­в­но свя­зан со ску­п­кой Э. Опе­н­гей­ме­ром на сред­ства бри­тан­ско­го до­ма J. P. Morgan ал­маз­ных участ­ков в На­ми­бии и ак­ций De Beers. К 1920 го­ду Оп­пе­н­гей­мер до­би­ва­ет­ся пол­но­го кон­тро­ля над ал­маз­ны­ми ме­сто­ро­ж­де­ни­я­ми Юго-За­па­д­ной Аф­ри­ки (На­ми­бии), а в 1929 го­ду ста­но­ви­т­ся по­ми­мо ру­ко­во­ди­те­ля Anglo American еще и пре­зи­ден­том De Beers. Гло­баль­ный биз­нес очень быст­ро при­с­по­са­б­ли­ва­ет­ся к ме­ня­ю­щи­м­ся усло­ви­ям в це­лях со­хра­не­ния при­бы­лей. Так бы­ло в про­ш­лом ве­ке. Так есть и сей­час.

Ми­ро­вой ры­нок ал­ма­зов. Со­труд­ни­че­ство De Beers с СССР

Ми­ро­вой ры­нок ал­ма­зов, по­жа­луй, один из са­мых спе­ци­фи­че­ских. Он, без­усло­в­но, ну­ж­да­ет­ся в же­ст­ком кон­тро­ле, по­сколь­ку не­о­гра­ни­чен­ное пред­ло­же­ние об­ру­шит ры­нок ал­ма­зов, сде­лав до­бы­чу не­рен­та­бель­ной. Как уже бы­ло ска­за­но вы­ше, с са­мо­го на­ча­ла мо­но­по­лию над этим ры­н­ком уста­но­ви­ла De Beers, ру­ко­вод­ству­ясь при­н­ци­пом: «раз­де­ляй и власт­вуй». Стра­ны, ко­то­рые до­бы­ва­ют ал­ма­зы (Ав­стра­лия, ЮАР, Рос­сия, Бо­т­сва­на, На­ми­бия), не дол­ж­ны их гра­нить. Огран­кой за­ни­ма­ют­ся го­су­дар­ства, ко­то­рые со­в­сем не до­бы­ва­ют ал­ма­зы (Бель­гия, Из­ра­иль) или по­чти не до­бы­ва­ют (Ин­дия).

При­ме­ча­тель­но, что да­же СССР, ко­то­рый был не толь­ко пря­мым кон­ку­рен­том ЮАР в до­бы­че ал­ма­зов, но и же­ст­ким по­ли­ти­че­ским про­тив­ни­ком ЮАР, под­дер­жи­вая во­ору­жен­ную борь­бу чер­но­го на­се­ле­ния про­тив ре­жи­ма апар­те­и­да, был вы­ну­ж­ден под­дер­жи­вать тай­ные от­но­ше­ния с ЦСО.

Ма­ло­из­ве­стен факт, что Со­вет­ский Со­юз со­труд­ни­чал с Centenary AG – швей­ца­р­ской «доч­кой» De Beers. Эту пуб­ли­ч­ную швей­ца­р­скую ко­м­па­нию в 1990 го­ду учре­дил De Beers Consolidated Mines Ltd., что­бы воз­гла­вить «не­ю­ж­но­а­ф­ри­кан­ский» биз­нес De Beers, ко­то­рый кон­тро­ли­ро­вал­ся се­мьей Оп­пе­н­гей­ме­ра.

De Beers Centenary до­сти­г­ла со­гла­ше­ния с Гла­вал­маз­зо­ло­то (СССР) о пра­ве на экс­порт ал­ма­зов, до­бы­ва­е­мых в Со­вет­ском Со­ю­зе, за­клю­чив экс­клю­зив­ную пя­ти­лет­нюю сдел­ку по про­да­же не­об­ра­бо­тан­ных со­вет­ских ал­ма­зов, об­щая су­м­ма ко­то­рых мо­г­ла пре­вы­сить 5 млрд дол­ла­ров. Ис­пы­ты­ва­ю­щий фи­нан­со­вые труд­но­сти Со­вет­ский Со­юз, вхо­див­ший в чис­ло кру­п­ней­ших ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей дра­го­цен­ных ал­ма­зов, по­лу­чил в ли­це Гла­вал­маз­зо­ло­то аванс в раз­ме­ре 1 млрд дол­ла­ров в счет бу­ду­щих по­ста­вок ал­ма­зов. По­га­ше­ние дол­ж­но бы­ло про­из­во­дить­ся в те­че­ние пя­ти лет. При этом ал­ма­зы из СССР хра­ни­лись в мар­ке­тин­го­вом под­раз­де­ле­нии De Beers в ка­че­стве обес­пе­че­ния аван­са.

По­нят­но, что со­труд­ни­че­ство Со­вет­ско­го Со­ю­за с De Beers в де­ле про­да­жи ал­ма­зов – ис­клю­чи­тель­но вы­ну­ж­ден­ная ме­ра. Во­об­ще де­я­тель­ность СССР на ме­ж­ду­на­род­ной аре­не, во­пре­ки рас­хо­же­му мне­нию о том, что, де­с­кать, Со­юз «кор­мил Аф­ри­ку», все­г­да обос­но­вы­ва­лась пра­г­ма­тиз­мом и за­бо­той о соб­ствен­ных гра­ж­да­нах. Так и в де­ле с ал­ма­за­ми. Посколь­ку вы­вод на гло­баль­ный ры­нок боль­ших пар­тий ал­ма­зов из СССР гро­зил об­ру­шить ми­ро­вые це­ны, со­вет­ская власть при­ня­ла столь не­про­стое ре­ше­ние.

Ме­ж­ду тем, Рос­сия в 90-х го­дах пред­при­ни­ма­ла по­пы­т­ки из­ме­нить та­кое по­ло­же­ние ве­щей, со­з­дав с кру­п­ней­ши­ми ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щи­ми стра­на­ми нечто по­хо­жее на ОПЕК. Толь­ко не не­ф­тя­ную, а ал­маз­ную. За­мы­сел за­клю­чал­ся в со­з­да­нии со­ю­за кру­п­ней­ших про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов, аль­тер­на­тив­но­го De Beers. В этом слу­чае мо­ж­но бы­ло бы по­тес­нить мо­но­поль­ное по­ло­же­ние De Beers на ры­н­ке и со­в­ме­ст­но ре­гу­ли­ро­вать объ­е­мы по­ста­вок и це­ны. Как со­об­щал бы­в­ший гла­ва рос­сий­ско­го Рос­ко­м­дра­г­ме­та Е. Бы­ч­ков, в этих це­лях в се­ре­ди­не 1990-х го­дов бы­ли да­же до­сти­г­ну­ты до­го­во­рен­но­сти с пре­зи­ден­та­ми На­ми­бии, Бо­т­сва­ны и ви­це-­пре­зи­ден­том ЮАР. Но даль­ше по­доб­но­го ро­да до­го­во­рен­но­стей де­ло, увы, не по­ш­ло.

При этом ну­ж­но иметь в ви­ду, что по­тен­ци­ал раз­ви­тия свя­зей ме­ж­ду Рос­си­ей и ЮАР огро­мен. Но он, к со­жа­ле­нию, по боль­шей ча­сти не ис­поль­зу­ет­ся. Хо­тя по­ми­мо ал­маз­ной от­рас­ли су­ще­ству­ют дру­гие, воз­мо­ж­но, да­же бо­лее вы­год­ные, на­прав­ле­ния со­труд­ни­че­ства. Сло­же­ние ре­сур­сов обо­их го­су­дарств спо­соб­но по­тес­нить мо­но­поль­ное по­ло­же­ние тра­ди­ци­он­ных иг­ро­ков на ми­ро­вых ми­не­раль­но-­сы­рье­вых ры­н­ках.

Од­на­ко, ну­ж­но иметь в ви­ду, что пе­ре­дел сфер вли­я­ния на ми­ро­вых ры­н­ках – весь­ма сло­ж­ный про­цесс, ко­то­рый не­из­бе­ж­но вы­зо­вет со­про­тив­ле­ние у ны­не­ш­них стран-­вы­го­до­при­об­ре­та­те­лей. Ведь в дан­ном слу­чае за­тра­ги­ва­ют­ся ин­те­ре­сы гло­баль­ных иг­ро­ков с усто­яв­ши­ми­ся свя­зя­ми и вли­я­ни­ем.

По­это­му успех лю­бо­го на­чи­на­ния в этом де­ле бу­дет за­ви­сеть, в первую оче­редь, от за­ин­те­ре­со­ван­но­сти го­су­дар­ства и при его пол­ной под­дер­ж­ке. Ведь в этом слу­чае для до­сти­же­ния ре­зуль­та­та дол­ж­ны быть за­дей­ство­ва­ны все име­ю­щи­е­ся у го­су­дар­ства ме­ха­низ­мы: ди­п­ло­ма­ти­че­ские, по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские.

По­ка же, к со­жа­ле­нию, на са­мом вы­со­ком уро­в­не осо­бо­го ин­те­ре­са к укре­п­ле­нию свя­зей с Аф­ри­кой, в част­но­сти с ЮАР, не очень мно­го. Хо­тя за­па­д­ные сан­к­ции и вы­ну­ж­да­ют рос­сий­ские вла­сти все боль­ше по­во­ра­чи­вать­ся в сто­ро­ну на­ших пре­ж­них дру­зей с Чер­но­го кон­ти­нен­та. Оче­вид­но, тем не ме­нее, что это не­из­бе­ж­ный про­цесс. И од­ним из на­прав­ле­ний вза­и­мо­вы­год­но­го дву­сто­рон­не­го вза­и­мо­дей­ствия мо­г­ло бы стать со­труд­ни­че­ство в гор­но­руд­ной от­рас­ли.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->