В январе ломбардам предстоит стать частью ГИИС ДМДК — Федеральной госсистемы учета драгметаллов и камней и изделий из них. Но ясности в том, как именно нужно учитывать ювелирные залоги, участники рынка так и не добились. Они готовы преодолевать сложности, если ГИИС позволит избежать анонсированного ранее создания публичных площадок по реализации залогов. Но пока таких обещаний регуляторы не дают.
До начала подключения ломбардов к ГИИС остается менее недели, но участники рынка ломбардов не до конца понимают, как именно взаимодействовать с системой. «С 15 января всем ломбардам необходимо внести в ГИИС ДМДК все остатки драгметаллов и драгкамней агрегированными партиями по пробам по состоянию на утро 1 января 2022 года,— рассказывает предправления Региональной ассоциации ломбардов Людмила Грибок.— С 1 марта все ломбардные операции надо будет в течение трех дней вносить в систему, а на 1 апреля — корректировать ранее внесенные остатки».
Исходя из ответов Минфина, курирующего данный вопрос, неочевидно, какие изделия заводить в систему. Согласно пояснениям министерства от 20 июля 2021 года, заводить в ГИИС ДМДК следует лишь изделия, которые готовятся к реализации. Более поздние разъяснения, от 19 ноября 2021 года, говорят о необходимости учитывать в системе все изделия. «Основная проблема ГИИС ДМДК для ломбардов — это то, что пока четко не определены правила игры»,— говорит глава совета Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин.
ГИИС ДМДК — единая информационная платформа для взаимодействия участников рынка драгметаллов и камней, органов госконтроля и надзора, а также иных органов исполнительной власти. Ее цель — обеспечение прослеживаемости (учета) драгметаллов, камней и изделий из них, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения. С 2022 года данные в систему обязаны передавать и ломбарды. На 10 января 2022 года в реестре ЦБ состоит 2231 ломбард.
ГИИС ДМДК отчасти уравнивает в возможностях легальные ломбарды и участников теневого сегмента. «Эти требования одинаковы и для ломбардов, и для комиссионных магазинов, и для скупок»,— указывает господин Лазутин. По словам совладельца сети ломбардов «Первый ювелирный» Артема Евстратова, для работы с системой придется покупать оборудование — сканеры УИН (уникальных идентификационных номеров) и пр., стоимость такого комплекта оборудования составляет 350–400 тыс. руб. «Если ломбарды будут вынуждены покупать специальное оборудование, чтобы маркировать изделия — это отразится на их доходности»,— предостерегает основатель агрегатора ломбардов Zalogoff.com Сергей Земелькин. При этом интеграция ломбардов в ГИИС ДМДК приведет к созданию единой базы клиентов, где в одном месте будет храниться информация о том, кто, сколько и когда приносил в ломбард драгметаллов, отмечает он.
Илья Кочетков, директор департамента микрофинансового рынка ЦБ, 28 октября 2020 года:
«Мы идем по пути «оцивилизовывания» рынка микрофинансирования, к которому относятся в том числе и ломбарды».
Участники ломбардного рынка готовы смириться с ГИИС ДМДК и ее недочетами, если подключение к ней поможет избежать создания публичных площадок реализации залогов. В конце октября 2020 года регуляторы единогласно поддержали идею создания площадки по реализации невостребованного залогового имущества в ломбардах. К 2023 году планируется создать несколько таких площадок.
«Если выбирать из двух зол, между ГИИС ДМДК и единой площадкой по реализации невостребованного имущества, то первая — меньшее из зол,— уверен Алексей Лазутин.— Эта система позволит сделать оборот драгметаллов и камней полностью прозрачным, поэтому потребность в организации единой площадки по реализации невостребованных вещей должна отпасть сама собой с регуляторной точки зрения». Впрочем, пока об отказе от идеи внедрения площадки реализации залогов власти не заявляли.