Во властных структурах решение о применении специальных налоговых режимов в отрасли, в связи с планируемой отменой НДС на инвестиционные драгоценные материалы, судя по всему, уже созрела. Консолидированной позиции в предпринимательском сообществе по этому вопросу до сих пор нет. Это вредит интересам сообщества.
В поисках компромисса между предприятиями крупного и мелкого формата «камнем преткновения» является не вопрос применения специальных налоговых режимов, а неравные ценовые условия на приобретаемое сырьe — драгоценные металлы, которые облагаются или не облагаются НДС. «Львиную» долю себестоимости продукции образует именно металл. Доля добавленной стоимости в ювелирных изделиях не так велика.
Сегодня существует единственный легальный источник драгоценных металлов, необлагаемых НДС — это скупленные у населения ювелирные изделия, их лом, отходы драгоценных металлов.
Вокруг закупочных цен на камни «баталий» между разными весовыми группами участников рынка не возникает. Почему? Потому что почти все камни импортируются, НДС на камни образуется у источника ещe на границе.
Производственные издержки также споров не вызывают. У крупных предприятий они составляют примерно 180 рублей на грамм выпущенной продукции, у малых — около 360 рублей. Таким образом, более высокая себестоимость изготовления изделий на малых предприятиях нивелирует «прелести» специальных налоговых режимов. Кроме того, при оплате расходных материалов, инструментов, оборудования, аренды помещений, у малых предприятий отсутствуют налоговые вычеты, в отличие от крупных. Вывод: для снятия противоречий необходимо либо отменить НДС на металл для всех, либо наоборот, ввести НДС на металл для всех. Сделать это можно не затрагивая специальных налоговых режимов, применяемых производителями и розничной торговлей. Отмена НДС для всех — это высокая цель и красивый лозунг. Вот только, скорее всего, в нынешней реальности это утопия.
Я вижу, и считаю реалистичным, следующее решение: внести изменения в пункт 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и запретить применение упрощeнной системы налогообложения организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по скупке ювелирных изделий, их ломов и отходов драгоценных металлов. Этот вид деятельности лицензируется, а, следовательно, легко контролируется. Имеешь соответствующий ОКВЭД и лицензию на скупку — переходи на общую систему налогообложения, желаешь остаться на УСН — откажись от скупки.
Да, металл для малого бизнеса подорожает на 20 % и уровняется в цене с банковским. Но тогда можно говорить о создании равных налоговых и ценовых условий ведения бизнеса в отрасли. Иначе, при ликвидации всех налоговых режимов, малый бизнес ожидает целый «букет» проблем:
Критики такого решения также приведут перечень потерь для малого бизнеса при запрете УСН для скупки. Не без таковых. Но их масштаб несоизмеримо меньше. Это цена компромисса, и она справедлива.
Так в чeм компромисс?
Государство, проведя точечные и легко обосновываемые манипуляции с Налоговым кодексом, получит увеличение НДС и ликвидацию серой зоны в сложно контролируемом сегменте переработки ломов и отходов. Причeм, без излишнего усложнения администрирования и неизбежных протестов отраслевиков.
Крупный бизнес добьeтся выравнивания условий ведения предпринимательской деятельности и цен на сырьe, а также замещения переработки давальческого сырья прямыми продажами продукции.
Малый бизнес сохранит возможность применения специальных налоговых режимов в сферах производства и продажи ювелирных изделий. Стоит отметить, что лишиться права на их применение сегодня легко. А вот восстановить, при изменении ситуации, будет крайне сложно.
Общая выгода — экономия нервных клеток для всех участников состязательного процесса. Что немаловажно для всех, отмена только УСН и только на скупку аргументируются легче, нежели отмена всех СНР для всей отрасли.
Предлагаю ювелирам прекратить гудеть, как пчелиный улей, и консолидироваться вокруг этого компромиссного варианта.
Эдуард Уткин
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»