Платина в 2021 году: падение цены, но укрепление позиций

Раздел: Рынки
07 декабря 2021 г.

На­ча­ло это­го го­да су­ли­ло пла­ти­не, как и мно­гим дру­гим ин­ду­стри­аль­ным ме­тал­лам, без­об­ла­ч­ные пе­р­с­пе­к­ти­вы. В клю­че­вой для пла­ти­ны ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли спрос ак­тив­но рос за счет уве­ли­че­ния вы­пус­ка боль­ше­груз­ных ав­то­мо­би­лей и уже­сто­че­ния стан­дар­тов вы­бро­сов. Пред­став­ля­лось, что пред­ло­же­ние не успе­ва­ет за ро­стом спро­са, тем бо­лее по­с­ле фев­раль­ской ава­рии на пред­при­я­тии «Нор­ни­ке­ля».

Воз­ни­к­ший в те­че­ние го­да де­фи­цит по­лу­про­вод­ни­ков, с ко­то­рым стол­к­нул­ся ав­то­пром, не стал для пла­ти­ны та­ким бо­лез­нен­ным уда­ром, как для пал­ла­дия, в си­лу ее мень­шей за­ви­си­мо­сти от ав­то­мо­биль­ной ин­ду­стрии (40% спро­са у пла­ти­ны про­тив 80% у пал­ла­дия). Но так как па­рал­лель­но раз­ви­ва­ю­ща­я­ся элек­три­фи­ка­ция тран­с­пор­та гро­зит по­до­р­вать по­зи­ции пла­ти­но­и­дов как не­об­хо­ди­мо­го ко­м­по­нен­та ав­то­ка­та­ли­за­то­ров, ры­нок вос­при­нял пе­ре­ме­ны очень на­сто­ро­жен­но. Пла­ти­на к кон­цу ок­тяб­ря скор­рек­ти­ро­ва­лась по­чти на 25% со сво­их ма­к­си­му­мов се­ре­ди­ны фев­ра­ля.

Ме­ж­ду тем, по мне­нию участ­ни­ков от­рас­ли, пла­ти­на сей­час пред­став­ля­ет хо­ро­шую ин­ве­сти­ци­он­ную воз­мо­ж­но­сть, с уче­том ста­ре­ю­ще­го пар­ка ко­м­мер­че­ских ав­то­мо­би­лей и пе­р­с­пе­к­тив во­до­род­ной эко­но­ми­ки.

Ес­ли ин­ве­сто­ры мо­г­ли по­ка это­го не ощу­тить, то кру­п­ные иг­ро­ки ин­ду­стрии успе­ли от­ре­а­ги­ро­вать. Impala Platinum в кон­це ок­тяб­ря со­об­щи­ла, что ве­дет пе­ре­го­во­ры о по­ку­п­ке Royal Bafokeng, рас­с­чи­ты­вая в ре­зуль­та­те опе­ре­дить Amplats и стать кру­п­ней­шим про­из­во­ди­те­лем пла­ти­но­и­дов в Юж­ной Аф­ри­ке с объ­е­мом вы­пус­ка 3,45 млн ун­ций в год. За­ин­те­ре­со­ван­ность Implats в по­г­ло­ще­нии кон­ку­рен­та мо­жет го­во­рить о том, что спрос на пла­ти­но­вые ак­ти­вы со­хра­ня­ет­ся, не­смо­т­ря на по­не­сен­ный от­рас­лью урон вслед­ствие не­до­стат­ка по­лу­про­вод­ни­ков, от­ме­ча­ет аген­т­ство Bloomberg.

Фун­да­мен­таль­но ры­нок пла­ти­ны ко­ле­бал­ся в этом го­ду на гра­ни ба­лан­са. World Platinum Investment Council (WPIC) в сен­тяб­ре при­з­нал, что на ры­н­ке пла­ти­ны бу­дет на­б­лю­дать­ся из­бы­ток пред­ло­же­ния в этом го­ду, так как про­из­вод­ство фун­к­ци­о­ни­ру­ет на пол­ную мо­щ­но­сть, а ин­ве­сти­ци­он­ный спрос со­кра­ща­ет­ся. Про­фи­цит оце­ни­ва­ет­ся в 191 тыс. ун­ций (при об­щем объ­е­ме ры­н­ка 8 млн ун­ций). В сво­ем пре­ды­ду­щем об­зо­ре, вы­шед­шем в мае, WPIC про­г­но­зи­ро­вал, что ры­нок бу­дет де­фи­ци­тен в объ­е­ме 158 тыс. ун­ций, что поз­во­ли­ло бы 2021 го­ду стать тре­тьим по­сле­до­ва­тель­ным го­дом с де­фи­ци­т­ным пред­ло­же­ни­ем ме­тал­ла.

Пред­ло­же­ние пре­вы­си­ло спрос уже по ито­гам вто­ро­го квар­та­ла 2021 го­да – про­фи­цит со­ста­вил 161 тыс. ун­ций, со­об­щил WPIC. Вос­ста­но­ви­тель­ный по­ст­ко­вид­ный спрос в ав­то­мо­биль­ном сек­то­ре и про­мы­ш­лен­но­сти не смог урав­но­ве­сить фа­к­тор ра­бо­та­ю­щих на 97% мо­щ­но­сти руд­ни­ков и пе­ре­ра­бо­т­ки за­па­сов не­за­вер­шен­но­го про­из­вод­ства, об­ра­зо­вав­ших­ся во вре­мя ло­к­да­у­нов в 2020 го­ду. В ито­ге по­став­ки пла­ти­ны вы­рас­тут в этом го­ду на 17% при ожи­да­е­мом ро­сте спро­са все­го на 1%.

«Нор­ни­кель» ожи­да­ет в этом го­ду бо­лее зна­чи­тель­но­го про­фи­ци­та на ры­н­ке пла­ти­ны, оце­ни­вая его в 1 млн ун­ций. Из­бы­ток обу­с­ло­в­лен тем, что вос­ста­но­в­ле­ние спро­са в ав­то­про­ме, юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти и дру­гих от­рас­лях бу­дет от­ста­вать от рас­ту­ще­го пред­ло­же­ния.

С­прос на пла­ти­ну (без уче­та ин­ве­сти­ций), по оцен­ке «Нор­ни­ке­ля», вы­рас­тет на 9%, до 7 млн ун­ций, в ос­но­в­ном бла­го­да­ря вос­ста­но­в­ле­нию гло­баль­но­го ры­н­ка ав­то­мо­би­лей и уве­ли­че­нию объ­е­мов ис­поль­зо­ва­ния ме­тал­ла при про­из­вод­стве гру­зо­ви­ков в Ки­тае. Вве­де­ние в Ки­тае нор­ма­ти­вов China V при­ве­ло к трех­крат­но­му уве­ли­че­нию объ­е­мов пла­ти­ны, за­тра­чи­ва­е­мой на про­из­вод­ство ка­ж­до­го гру­зо­ви­ка. Это поз­во­лит ко­м­пе­н­си­ро­вать про­дол­жа­ю­ще­е­ся со­кра­ще­ние до­ли ав­то­мо­би­лей с ди­зель­ным то­п­ли­вом на ев­ро­пей­ском ры­н­ке и обу­с­ло­вит уве­ли­че­ние по­треб­ле­ния ме­тал­ла в ав­то­про­ме в этом го­ду на 20%. По оцен­кам Johnson Matthey, ис­поль­зо­ва­ние пла­ти­ны в ди­зель­ных ав­то­мо­би­лях вы­рас­тет в этом го­ду на 14%, но оста­нет­ся как ми­ни­мум на 10% ни­же до­пан­де­мий­но­го уро­в­ня.

Рост в этом го­ду был бы бо­лее ве­со­мым, ес­ли бы не оста­но­в­ки про­из­вод­ства ав­то­мо­би­лей из-­за не­хват­ки по­лу­про­вод­ни­ков, под­чер­к­нул WPIC. «Не­хват­ка ми­к­ро­схем огра­ни­чи­ва­ет по­тен­ци­ал ро­ста ав­то­мо­биль­но­го сек­то­ра», - под­чер­к­нул гла­ва WPIC Пол Уи­л­сон. Вли­я­ние гло­баль­но­го де­фи­ци­та по­лу­про­вод­ни­ков на про­из­вод­ство ав­то­мо­би­лей ока­за­лось силь­нее, чем пе­р­во­на­чаль­но ка­за­лось, от­ме­тил в ок­тяб­ре один из ос­но­в­ных про­из­во­ди­те­лей ав­то­ка­та­ли­за­то­ров и ак­ку­му­ля­то­ров Umicore.

По­нять мас­штаб про­б­ле­мы поз­во­лит при­мер Stellantis (об­ра­зо­ва­на в ре­зуль­та­те сли­я­ния Fiat Chrysler и PSA), ко­то­рая про­из­во­ди­ла в год око­ло 8,7 млн ав­то­мо­би­лей под 14 бр­эн­да­ми. Чет­вер­тый по объ­е­му про­из­вод­ства ав­то­мо­би­лей в ми­ре кон­церн не смог со­брать в тре­тьем квар­та­ле 600 тыс. ав­то­мо­би­лей или 30% за­пла­ни­ро­ван­но­го вы­пус­ка из-­за не­хват­ки чи­пов. Не­хват­ка по­лу­про­вод­ни­ков, ко­то­рая по­на­ча­лу ка­за­лась од­ной из вре­мен­ных про­б­лем, по­ро­ж­ден­ных пан­де­ми­ей, мо­жет про­д­лить­ся и в те­че­ние бу­ду­ще­го го­да, хо­тя пе­р­во­на­чаль­но кру­п­ней­шие ав­то­про­из­во­ди­те­ли во гла­ве с VW на­де­я­лись, что про­б­ле­ма рас­со­сет­ся к кон­цу ле­та. Гла­ва Ford Europa Гун­нар Хер­манн по­ла­га­ет, что огра­ни­че­ния мо­гут со­хра­нят­ся до 2024 го­да, при­чем, по­лу­про­вод­ни­ка­ми они не огра­ни­чи­ва­ют­ся – по­став­ки дру­гих рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов, та­ких как ли­тий, пла­стик и сталь та­к­же идут со сбо­я­ми.

Де­фи­цит чи­пов свя­зан с по­вы­шен­ным спро­сом на га­д­же­ты во вре­мя пан­де­мии и рез­ким всплес­ком эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти на фо­не ло­ги­сти­че­ских про­б­лем, но усу­гу­би­л­ся он еще и по ме­ре пе­ре­хо­да на элек­тро­мо­би­ли. EV бо­лее тре­бо­ва­тель­ны – на­при­мер, ес­ли для обы­ч­но­го Ford Focus ну­ж­но око­ло 300 чи­пов, то но­вые элек­тро­мо­би­ли это­го же про­из­во­ди­те­ля дол­ж­ны быть ос­на­ще­ны 3 тыс. чи­пов.

При этом ав­то­про­из­во­ди­те­ли не толь­ко не со­кра­ща­ют вы­пуск EV, но, ре­а­ги­руя на рас­ту­щий за­прос на де­кар­бо­ни­за­цию, от­да­ют им при­о­ри­тет, бро­сая все си­лы на то, что­бы за­пу­стить свои но­вин­ки в срок. Кру­п­ней­ший ав­то­про­из­во­ди­тель VW на­ме­рен к 2025 го­ду стать ли­де­ром по вы­пус­ку элек­тро­мо­би­лей, опе­ре­див Tesla, а 2030 го­ду до­ве­сти до­лю EV до 70% от об­щих про­даж в Ев­ро­пе. По­ми­мо Ев­ро­пы, ак­тив­но идет элек­три­фи­ка­ция и в Ки­тае, вла­сти ко­то­ро­го по­ста­ви­ли ам­би­ци­оз­ные це­ли по со­кра­ще­нию вы­бро­сов. Впро­чем, для про­из­во­ди­те­лей пла­ти­но­и­дов сюр­при­зом этот тренд не яв­ля­ет­ся. «Нор­ни­кель» от­ме­ча­ет, что элек­три­фи­ка­ция как ми­ни­мум до 2025 го­да бу­дет раз­ви­вать­ся в ос­но­в­ном за счет ги­брид­ных ав­то­мо­би­лей, в ко­то­рых, как и в тра­ди­ци­он­ных, ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ка­та­ли­за­то­ры.

Ес­ли де­фи­цит чи­пов не смог за­тор­мо­зить раз­ви­тие элек­тро­мо­би­лей, то дру­гая по­ст­пан­де­мий­ная ре­аль­ность вы­г­ля­дит, по край­ней ме­ре по­ка, угро­жа­ю­ще для это­го про­грес­си­ру­ю­ще­го сек­то­ра. Раз­ви­ва­ю­щий­ся энер­ге­ти­че­ский кри­зис в Ки­тае и, в мень­шей сте­пе­ни в Ев­ро­пе, дол­жен до­не­сти до всех ин­ве­сто­ров, что элек­три­фи­ка­ция с по­мо­щью ак­ку­му­ля­тор­ных элек­тро­мо­би­лей стол­к­нет­ся с очень се­рьез­ны­ми пре­пят­стви­я­ми, счи­та­ет гла­ва Northam Platinum Пол Данн (Paul Dann).

В ре­аль­ном сек­то­ре, не отя­го­щен­ном про­б­ле­мой не­хват­ки чи­пов, про­и­зо­шло стре­ми­тель­ное вос­ста­но­в­ле­ние по­с­ле пан­де­мии, что обес­пе­чит спро­су на пла­ти­ну в этом се­г­мен­те по ито­гам го­да рост на 25%, в ос­но­в­ном за счет не­ф­тя­ной от­рас­ли и хи­мии, счи­та­ет WPIC. С дру­гой сто­ро­ны, спрос в юве­ли­р­ном сек­то­ре, ко­то­рый яв­ля­ет­ся вто­рым по зна­че­нию для пла­ти­ны, вы­рас­тет в этом го­ду весь­ма не­з­на­чи­тель­но – на 4% (по­с­ле па­де­ния на 13% в про­ш­лом го­ду), что вы­з­ва­но ди­на­ми­кой вы­пус­ка укра­ше­ний в Ки­тае и уже­сто­че­ни­ем кон­ку­рен­ции с зо­ло­том.

Ин­ве­сти­ци­он­ный спрос за­мед­ли­т­ся по­с­ле всплес­ка в 2019 и 2020 гг, со­кра­тив­шись на 66%, хо­тя оста­нет­ся вы­ше сред­не­го до­ко­ви­дид­но­го по­ка­за­те­ля. Спрос со сто­ро­ны ETF-­фон­дов в пе­р­вой по­ло­ви­не го­да был ме­нее зна­чи­те­лен, чем во вто­ром по­лу­го­дии 2020 го­да, по­сколь­ку ап­пе­тит ин­ве­сто­ров был по­га­шен вы­со­ки­ми уро­в­ня­ми цен. В се­ре­ди­не фев­ра­ля пла­ти­на до­сти­г­ла 6-лет­не­го ма­к­си­му­ма, пре­вы­сив от­мет­ку в $1300 за ун­цию. Это про­ис­хо­ди­ло на фо­не то­го, как ин­те­рес ин­ве­сто­ров к пла­ти­не по­до­гре­вал­ся ши­ро­ким вни­ма­ни­ем к во­про­сам ESG и ожи­да­ни­я­ми уско­рен­но­го рас­ши­ре­ния мо­щ­но­стей по про­из­вод­ству воз­об­но­в­ля­е­мой энер­гии и, в част­но­сти, во­до­род­ной эко­но­ми­ки.

Пред­ло­же­ние рас­тет быст­рее спро­са. По про­г­но­зам «Нор­ни­ке­ля», объ­ем пе­р­ви­ч­но­го про­из­вод­ства вы­рас­тет на 25% до 6,1 млн ун­ций, по­сколь­ку гор­но­до­бы­ва­ю­щие ко­м­па­нии ЮАР ак­тив­но вы­пус­ка­ют не­за­вер­шен­ное про­из­вод­ство, на­ко­п­лен­ное в 2020 го­ду. Это фа­к­тор бо­лее чем пе­ре­крыл по­те­ри, ко­то­рые про­из­вод­ство пла­ти­ны по­нес­ло из-­за вы­зван­ной под­то­п­ле­ни­ем при­о­ста­но­в­ки ра­бо­ты руд­ни­ков са­мо­го «Нор­ни­ке­ля», ко­то­рые обер­ну­лись по­те­ря­ми око­ло 70 тыс. ун­ций. Вто­ри­ч­ное пред­ло­же­ние от пе­ре­ра­бо­т­ки уве­ли­чи­т­ся на 11%, до 1,9 млн ун­ций, так как ути­ли­зи­ру­ю­щие пред­при­я­тия вер­нут­ся на пол­ную мо­щ­ность по­с­ле пе­ри­о­да огра­ни­чен­ной ак­тив­но­сти во вре­мя пан­де­мии.

В 2022 го­ду про­фи­цит на ры­н­ке пла­ти­ны сни­зи­т­ся до 0,7 млн ун­ций, счи­та­ет «Нор­ни­кель», так как спрос на ав­то­пром и юве­ли­р­ную про­мы­ш­лен­ность про­дол­жи­т­ся, а те­м­пы ро­ста пред­ло­же­ния за­мед­лят­ся. Бу­ду­щее спро­са на пла­ти­ну силь­но за­ви­сит от пе­р­с­пе­к­тив раз­ви­тия во­до­род­ной эко­но­ми­ки, счи­та­ет ко­м­па­ния.

В дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве WPIC рас­с­чи­ты­ва­ет на улуч­ше­ние фун­да­мен­таль­но­го со­сто­я­ния ры­н­ка, как за счет нор­ма­ли­за­ции со сто­ро­ны пред­ло­же­ния, так и за счет воз­об­но­в­ле­ния ро­ста в ав­то­про­ме, где про­из­во­ди­те­ли все ча­ще ис­поль­зу­ют пла­ти­ну вме­сто бо­лее до­ро­го­го пал­ла­дия. Стре­м­ле­ние ав­то­про­из­во­ди­те­лей от­дать при­о­ри­тет вы­со­ко­мар­жи­наль­ной про­дук­ции, ка­ко­вой яв­ля­ет­ся ди­зель­ный боль­ше­груз­ный тран­с­порт, та­к­же вы­г­ля­дит бла­го­при­ят­но для пла­ти­ны, в от­ли­чие от пал­ла­дия, счи­та­ет WPIC.

Е­ще один фа­к­тор – ин­те­рес ин­ве­сто­ров к во­до­род­ной эко­но­ми­ке, то есть к тем плю­сам, ко­то­рые пла­ти­на мо­жет по­лу­чить, най­дя при­ме­не­ние в во­до­род­ных то­п­лив­ных эле­мен­тах (fuel cells). По оцен­кам По­ла Дан­на из Northam Platinum, во­до­род­ная эко­но­ми­ка ста­нет ос­но­вой для пе­ре­о­цен­ки пла­ти­ны, ко­то­рая в те­че­ние 2020-х до­сти­г­нет па­ри­те­та с пал­ла­ди­ем, утра­чен­но­го в 2017 го­ду. Сей­час, по его сло­вам, пла­ти­на пред­став­ля­ет от­ли­ч­ную ин­ве­сти­ци­он­ную воз­мо­ж­но­сть, так как рас­ту­щая по­треб­ность в ав­то­мо­би­лях и ста­ре­ю­щий ко­м­мер­че­ский парк со­з­да­ют в бу­ду­щем су­ще­ствен­ный и по­ка не удо­в­ле­тво­рен­ный спрос в бу­ду­щем.

Тем не ме­нее, по­ка ры­нок кон­сер­ва­ти­вен в оцен­ках бли­жай­ших пе­р­с­пе­к­тив ме­тал­ла. Ана­ли­ти­ки и трей­де­ры, опро­шен­ные Reuters в кон­це ок­тяб­ря, рез­ко сни­зи­ли свои про­г­но­зы по це­не пла­ти­ны и пал­ла­дия, из-­за то­го, что не­хват­ка чи­пов вы­ну­ди­ла ав­то­про­из­во­ди­те­лей ча­сти­ч­но оста­но­вить кон­вей­е­ры. Они ожи­да­ют, что пла­ти­на бу­дет сто­ить око­ло $1 тыс. за ун­цию в кон­це это­го го­да и $1110 в 2022 го­ду, то есть в сред­нем все­го на 3% вы­ше уро­в­ня кон­ца ок­тяб­ря. Этот же пул три ме­ся­ца на­зад про­г­но­зи­ро­вал $1137,5 за ун­цию в чет­вер­том квар­та­ле это­го го­да и $1228 в бу­ду­щем го­ду.

От­дель­но сто­ит от­ме­тить во­прос о за­ме­ще­нии пла­ти­ной пал­ла­дия в ав­то­ка­та­ли­за­то­рах. По мне­нию «Нор­ни­ке­ля», кру­п­ней­ше­го про­из­во­ди­те­ля пал­ла­дия, этот про­ект, не­смо­т­ря на ши­ро­кое осве­ще­ние в СМИ, не по­лу­чил ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния и мо­жет стать зна­чи­мым фа­к­то­ром для ры­н­ка толь­ко в дол­го­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве. Johnson Matthey от­ме­ча­ет, что ав­то­про­из­во­ди­те­ли в Ки­тае, стре­мясь со­кра­тить из­дер­ж­ки на фо­не вы­со­ких цен на пал­ла­дий и па­де­ния про­даж, уста­но­ви­ли пла­ти­но­со­дер­жа­щие ка­та­ли­за­то­ры на не­ко­то­рое ко­ли­че­ство бен­зи­но­вых ав­то­мо­би­лей. Но мас­штаб экс­пе­ри­мен­та по­ка не­з­на­чи­те­лен, вне Ки­тая для та­ких из­ме­не­ний по­тре­бу­ет­ся го­раз­до боль­ше вре­ме­ни, по­это­му по­ка си­ту­а­ция по­чти ни­че­го ме­ня­ет в спро­се на пал­ла­дий и пла­ти­ну, счи­та­ет Johnson Matthey.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->