За период с июля 2020 г. по июнь 2021 г. в интернет-магазинах ювелирных изделий и часов, входящих в топ-1000, количество онлайн-заказов увеличилось на 27%. Объем онлайн-продаж за тот же период вырос в рублях на 38%. Всего оформлено 9,3 млн заказов на сумму 39,2 млрд руб. Средний чек составил 4220 руб.
Такие данные приводит Data Insight по итогам исследования.
На долю интернет-магазинов ювелирных изделий и часов в период с июля 2020 г. по июнь 2021 г. пришелся 1% российского рынка e-сommerce по количеству онлайн-заказов и 1% - по объему онлайн-продаж в рублях.
В топ-1000 российских онлайн-ретейлеров вошли 16 интернет-магазинов ювелирных изделий и часов, из которых большинство - это магазины ювелирных украшений. На них приходится 40% от общего количества заказов и 71% объема продаж интернет-магазинов сегмента. Вторая по популярности категория в сегменте - это универсальные маркетплейсы, на которые приходится 57% онлайн-заказов и 21% выручки сегмента.
На первом месте стоит Sunlight. За ним идут Wildberries и Sokolov Jewelry.
Управляющий партнер Sokolov Jewelry Артем Соколов сообщает, что за девять месяцев этого года компания увеличила онлайн-продажи более чем в два раза.
"В общем объеме розничных продаж Sokolov доля e-сommerce достигает сегодня 30%. Активно развивать онлайн-канал Sokolov начал с запуска мобильного приложения в апреле 2020 г. в самый разгар локдауна. К концу года количество инсталляций уже достигало 1 млн", - отмечает Артем Соколов.
"В первую очередь это результат реализации стратегии омниканальной дистрибуции. Наша аудитория в онлайн-канале растет пропорционально с развитием розничной сети. И наоборот, формируем трафик в розничную сеть через онлайн-канал. В этом смысле ювелирный ретейл - одна из немногих отраслей, имеющая все шансы быть по-настоящему омниканальной и использовать синергию онлайн - и офлайн-каналов коммуникации с клиентом в полной мере", - считает Артем Соколов.
По прогнозам аналитического центра Sokolov, по итогам 2021 г. объем рынка ювелирного e-commerce вырастет на 64% и достигнет 46 млрд руб. - 17% всего ювелирного рынка (270 млрд руб.), приводит данные Артем Соколов.
"Специфика российского ювелирного e-commerce - это высокая доля продаж через мобильные приложения. Нигде в мире ни у одного ведущего рыночного игрока нет по-настоящему продающих мобильных приложений. В России это более 60% всего онлайна. 66% наших клиентов изучают ассортимент онлайн перед приходом в магазин. 20% приходят с намерением приобрести конкретный артикул. Это новый поведенческий паттерн, который сложился за время самоизоляции: выбирать онлайн, а потом посмотреть, померять и выкупить в магазине", - отмечает управляющий партнер Sokolov Jewelry.
"До 2020 г. ювелирный e-commerce не был развит нигде в мире. Ювелирная отрасль очень консервативна, считалось, что клиенту важно совершить выбор и покупку лично. Пандемия показала, что это не так. Во-первых, кратно увеличилось проникновение e-commerce в целом по всем категориям, сформировался клиентский опыт. Во-вторых, развитие в последние несколько лет федеральных ювелирных сетей увеличило значимость бренда продавца и доверие к нему. В результате за 2020 г. доля e-commerce в общем объеме ювелирного рынка увеличилась с 8% до 13%, а по итогам текущего года превысит, по нашим прогнозам, 17%", - подчеркивает Артем Соколов.
Он считает, что развитию дистанционных продаж очень способствует тренд развития инфраструктуры последней мили, а также распространение технологий виртуальной примерки, поиска по фото, платежных систем.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал отмечает, что в 2021 г. больше россиян, чем до кризиса, стали выбирать онлайн-покупки, в том числе и ювелирных изделий.
"Объемы электронных продаж по разным сегментам выросли на 20-25%, если сравнивать с результатами 2019 г. Во многом это произошло благодаря развитию онлайн-сервисов, цифровизации и улучшению качества сервисов ювелирных магазинов. Положительным аспектом для покупателей становится наличие программ лояльности и возможности быстрого возврата товара, который не подошел по той или иной причине", - называет аспекты Павел Сигал.
В целом, отмечает он, к сентябрю ювелирный рынок превысил 200 млрд руб., но все равно остается небольшое отставание от показателей прошлого года.
"Причин тому несколько. Во-первых, граждане экономят семейный бюджет и приобретают в подарок и другие виды товаров. Во-вторых, многие клиенты привыкли к обычному шопингу, для них важно предварительно посетить торговую точку, посмотреть и примерить изделие перед покупкой. Даже если она в дальнейшем будет произведена в режиме онлайн. Из-за нового локдауна формируется отложенный спрос. После отмены ограничений в регионах продажи могут традиционно вырасти к Новому году", - считает Павел Сигал.
Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман уверен, что рынок онлайн-продаж будет расти в пределах 20% в год, наибольшим спросом будут пользоваться относительно недорогие изделия, потому что они достаточно утилитарны и люди понимают, что им нужно.
"С другой стороны, для покупки дорогих вещей нужен такой психологический фактор, как поход в магазин, возможно, совместный, примерка, общение с продавцом и т.д., то есть это не просто обычная покупка. Этот психологический момент будет играть важную роль в приобретении дорогих товаров, но сам рынок будет идти в ногу со временем и подстраиваться под запросы онлайн-обслуживания. Важную роль здесь будет играть постпродажное обслуживание, чтобы сервис оставался на высоком уровне", - отмечает Марк Шерман.