В 2020 году ситуация с ценами на бриллианты напоминала сюжет психологического триллера — сперва спрос снижался из-за переизбытка сырья, а затем пандемия «добила» рынок. Зато события 2021 года пока развивается по позитивному сценарию, в кульминации которого ценам на камни наконец удастся укрепиться. Люди привыкли к турбулентной ситуации в мире и постоянным новостям про COVID-19 и снова начали играть свадьбы. Россия не исключение: по данным Минюста, число браков в нашей стране за первые шесть месяцев 2021 года выросло на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об устойчивом спросе на обручальные кольца на рынке США (одной из крупнейших стран — потребителей бриллиантов, где, по данным Statista, покупают порядка 49% всех бриллиантов мира) говорит индекс бриллиантов RapNet (RAPI). Для самой популярной категории камней в 1 карат (именно такие чаще всего используются в помолвочных кольцах) он увеличился с начала года на 11%, для камней поменьше (0,5 карата) подрос на 1,4%. Правда, цены на крупные трехкаратные камни изменили тенденцию, опустившись на 0,1%.
Рост цен, в свою очередь, еще сильнее подогревает интерес покупателей, которые откладывали покупки, а теперь торопятся приобретать, рассчитывая успеть совершить более выгодную сделку. Благодаря совокупности этих факторов лето 2021-го для рынка украшений США стало действительно успешным. Например, в июле продажи выросли на 82,6% по сравнению с тем же месяцем в 2020-м и были на 54,2% выше, чем в июле докризисного 2019 года. При этом пока нет серьезных возможных причин для замедления покупок бриллиантов, так как рынок отдыха и развлечений не доступен в полной мере.
Другой крупнейший потребитель бриллиантов, где идет долгожданный всплеск торговли, — Китай. Согласно данным Шанхайской алмазной биржи (Shanghai Diamond Exchange SDE), объем импорта бриллиантов достиг $1,576 млрд, увеличившись на 49,24% по сравнению с первым полугодием 2019 года. При нынешних темпах роста ежегодный импорт камней в 2021 году значительно превысит показатели докризисного 2019 года и скорее всего обгонит предыдущий рекордный уровень в 2018 году ($2,78 млрд).
Инвестиции в бриллианты становятся более привлекательными на фоне повышения транспарентности отрасли и прозрачности ценообразования
Российский ювелирный рынок с бриллиантами очень мал и, по разным оценкам, составляет менее 1% от мирового, но о нем нельзя не сказать. По данным компании Sokolov, на первую половину этого года сумма продаж украшений в России достигла 129 млрд рублей. Эта цифра на 27% выше за аналогичный период 2019 года, хотя само количество покупок уменьшается. Елена Суховеева, руководитель программы Alrosa Diamond Exclusive, отмечает, что цены на бриллианты в России в последнее время скорректировались и находятся на достаточно интересном уровне для входа: «Цены на высококлассные экземпляры инвестиционного качества отличаются относительно малой волатильностью и слабой корреляцией с другими финансовыми сумма продаж украшений в России достигла 129 млрд рублей. Эта цифра на 27% выше за аналогичный период 2019 года, хотя само количество покупок уменьшается. Елена Суховеева, руководитель программы Alrosa Diamond Exclusive, отмечает, что цены на бриллианты в России в последнее время скорректировались и находятся на достаточно интересном уровне для входа: «Цены на высококлассные экземпляры инвестиционного качества отличаются относительно малой волатильностью и слабой корреляцией с другими финансовыми активами. Обладая максимальной концентрацией стоимости на единицу веса, бриллианты не требуют регистрации владения и передачи и могут стать оптимальным инструментом долгосрочного сохранения и передачи долей капитала. Инвестиции в бриллианты становятся более привлекательными на фоне повышения транспарентности отрасли и прозрачности ценообразования».
Дмитрий Мокринский, основатель Parure Atelier, считает, что российские клиенты в период пандемии обратили большее внимание на сегмент люкс, потому что границы были закрыты и большая часть расходов, связанных с отдыхом и покупками за рубежом, значительно снизилась. Он отмечает, что многие клиенты совершили во время жесткого локдауна те покупки, которые давно планировали, но постоянно откладывали. Преимущественно покупатели были заинтересованы в необычных, фантазийных бриллиантах и цветных драгоценных камнях. Запросы на изумруды, сапфиры, рубины и турмалины Параиба стали появляться значительно чаще.