С вас алмаз: как пандемия повлияла на рынок бриллиантов

Раздел: Драгоценные камни
10 ноября 2021 г.

В 2020 го­ду си­ту­а­ция с це­на­ми на бри­л­ли­ан­ты на­по­ми­на­ла сю­жет пси­хо­ло­ги­че­ско­го три­л­ле­ра — спе­р­ва спрос сни­жал­ся из-­за пе­ре­из­бы­т­ка сы­рья, а за­тем пан­де­мия «до­би­ла» ры­нок. За­то со­бы­тия 2021 го­да по­ка раз­ви­ва­ет­ся по по­зи­тив­но­му сце­на­рию, в куль­ми­на­ции ко­то­ро­го це­нам на ка­м­ни на­ко­нец уда­ст­ся укре­пить­ся. Лю­ди при­вы­к­ли к тур­бу­лен­т­ной си­ту­а­ции в ми­ре и по­сто­ян­ным но­во­стям про COVID-19 и сно­ва на­ча­ли иг­рать сва­дь­бы. Рос­сия не ис­клю­че­ние: по дан­ным Ми­ню­ста, чис­ло бра­ков в на­шей стра­не за пе­р­вые шесть ме­ся­цев 2021 го­да вы­рос­ло на 40% по срав­не­нию с тем же пе­ри­о­дом про­ш­ло­го го­да. Об устой­чи­вом спро­се на об­ру­чаль­ные коль­ца на ры­н­ке США (од­ной из кру­п­ней­ших стран — по­тре­би­те­лей бри­л­ли­ан­тов, где, по дан­ным Statista, по­ку­па­ют по­ряд­ка 49% всех бри­л­ли­ан­тов ми­ра) го­во­рит ин­декс бри­л­ли­ан­тов RapNet (RAPI). Для са­мой по­пу­ляр­ной ка­те­го­рии ка­м­ней в 1 ка­рат (и­мен­но та­кие ча­ще все­го ис­поль­зу­ют­ся в по­мол­воч­ных коль­цах) он уве­ли­чи­л­ся с на­ча­ла го­да на 11%, для ка­м­ней по­мень­ше (0,5 ка­ра­та) под­рос на 1,4%. Прав­да, це­ны на кру­п­ные трех­ка­рат­ные ка­м­ни из­ме­ни­ли тен­ден­цию, опу­стив­шись на 0,1%.

Рост цен, в свою оче­редь, еще силь­нее по­до­гре­ва­ет ин­те­рес по­ку­па­те­лей, ко­то­рые от­кла­ды­ва­ли по­ку­п­ки, а те­перь то­ро­пят­ся при­об­ре­тать, рас­с­чи­ты­вая успеть со­вер­шить бо­лее вы­год­ную сдел­ку. Бла­го­да­ря со­во­ку­п­но­сти этих фа­к­то­ров ле­то 2021-­го для ры­н­ка укра­ше­ний США ста­ло дей­стви­тель­но успе­ш­ным. На­при­мер, в июле про­да­жи вы­рос­ли на 82,6% по срав­не­нию с тем же ме­ся­цем в 2020-м и бы­ли на 54,2% вы­ше, чем в июле до­кри­зис­но­го 2019 го­да. При этом по­ка нет се­рьез­ных воз­мо­ж­ных при­чин для за­мед­ле­ния по­ку­пок бри­л­ли­ан­тов, так как ры­нок от­ды­ха и раз­в­ле­че­ний не до­сту­пен в пол­ной ме­ре.

Дру­гой кру­п­ней­ший по­тре­би­тель бри­л­ли­ан­тов, где идет дол­го­ж­дан­ный всплеск тор­го­в­ли, — Ки­тай. Со­глас­но дан­ным Шан­хай­ской ал­маз­ной би­р­жи (Shanghai Diamond Exchange SDE), объ­ем им­пор­та бри­л­ли­ан­тов до­стиг $1,576 млрд, уве­ли­чив­шись на 49,24% по срав­не­нию с пе­р­вым по­лу­го­ди­ем 2019 го­да. При ны­не­ш­них те­м­пах ро­ста еже­год­ный им­порт ка­м­ней в 2021 го­ду зна­чи­тель­но пре­вы­сит по­ка­за­те­ли до­кри­зис­но­го 2019 го­да и ско­рее все­го об­го­нит пре­ды­ду­щий ре­кор­д­ный уро­вень в 2018 го­ду ($2,78 млрд).

Ин­ве­сти­ции в бри­л­ли­ан­ты ста­но­вят­ся бо­лее при­в­ле­ка­тель­ны­ми на фо­не по­вы­ше­ния тран­с­па­рен­т­но­сти от­рас­ли и про­з­ра­ч­но­сти це­но­об­ра­зо­ва­ни­я

Рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­нок с бри­л­ли­ан­та­ми очень мал и, по раз­ным оцен­кам, со­став­ля­ет ме­нее 1% от ми­ро­во­го, но о нем нель­зя не ска­зать. По дан­ным ко­м­па­нии Sokolov, на первую по­ло­ви­ну это­го го­да су­м­ма про­даж укра­ше­ний в Рос­сии до­сти­г­ла 129 млрд руб­лей. Эта ци­ф­ра на 27% вы­ше за ана­ло­ги­ч­ный пе­ри­од 2019 го­да, хо­тя са­мо ко­ли­че­ство по­ку­пок умень­ша­ет­ся. Еле­на Су­хо­ве­е­ва, ру­ко­во­ди­тель про­гра­м­мы Alrosa Diamond Exclusive, от­ме­ча­ет, что це­ны на бри­л­ли­ан­ты в Рос­сии в по­след­нее вре­мя скор­рек­ти­ро­ва­лись и на­хо­дят­ся на до­ста­точ­но ин­те­рес­ном уро­в­не для вхо­да: «Це­ны на вы­со­ко­клас­с­ные эк­зе­м­п­ля­ры ин­ве­сти­ци­он­но­го ка­че­ства от­ли­ча­ют­ся от­но­си­тель­но ма­лой во­ла­тиль­но­стью и сла­бой кор­ре­ля­ци­ей с дру­ги­ми фи­нан­со­вы­ми су­м­ма про­даж укра­ше­ний в Рос­сии до­сти­г­ла 129 млрд руб­лей. Эта ци­ф­ра на 27% вы­ше за ана­ло­ги­ч­ный пе­ри­од 2019 го­да, хо­тя са­мо ко­ли­че­ство по­ку­пок умень­ша­ет­ся. Еле­на Су­хо­ве­е­ва, ру­ко­во­ди­тель про­гра­м­мы Alrosa Diamond Exclusive, от­ме­ча­ет, что це­ны на бри­л­ли­ан­ты в Рос­сии в по­след­нее вре­мя скор­рек­ти­ро­ва­лись и на­хо­дят­ся на до­ста­точ­но ин­те­рес­ном уро­в­не для вхо­да: «Це­ны на вы­со­ко­клас­с­ные эк­зе­м­п­ля­ры ин­ве­сти­ци­он­но­го ка­че­ства от­ли­ча­ют­ся от­но­си­тель­но ма­лой во­ла­тиль­но­стью и сла­бой кор­ре­ля­ци­ей с дру­ги­ми фи­нан­со­вы­ми ак­ти­ва­ми. Об­ла­дая ма­к­си­маль­ной кон­цен­тра­ци­ей сто­и­мо­сти на еди­ни­цу ве­са, бри­л­ли­ан­ты не тре­бу­ют ре­ги­стра­ции вла­де­ния и пе­ре­да­чи и мо­гут стать оп­ти­маль­ным ин­стру­мен­том дол­го­сроч­но­го со­хра­не­ния и пе­ре­да­чи до­лей ка­пи­та­ла. Ин­ве­сти­ции в бри­л­ли­ан­ты ста­но­вят­ся бо­лее при­в­ле­ка­тель­ны­ми на фо­не по­вы­ше­ния тран­с­па­рен­т­но­сти от­рас­ли и про­з­ра­ч­но­сти це­но­об­ра­зо­ва­ния».

Д­ми­т­рий Мо­к­рин­ский, ос­но­ва­тель Parure Atelier, счи­та­ет, что рос­сий­ские кли­ен­ты в пе­ри­од пан­де­мии об­ра­ти­ли боль­шее вни­ма­ние на се­г­мент люкс, по­то­му что гра­ни­цы бы­ли за­кры­ты и боль­шая часть рас­хо­дов, свя­за­н­ных с от­ды­хом и по­ку­п­ка­ми за ру­бе­жом, зна­чи­тель­но сни­зи­лась. Он от­ме­ча­ет, что мно­гие кли­ен­ты со­вер­ши­ли во вре­мя же­ст­ко­го ло­к­да­у­на те по­ку­п­ки, ко­то­рые дав­но пла­ни­ро­ва­ли, но по­сто­ян­но от­кла­ды­ва­ли. Пре­и­му­ще­ствен­но по­ку­па­те­ли бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в не­о­бы­ч­ных, фан­та­зий­ных бри­л­ли­ан­тах и цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­нях. За­про­сы на изу­мру­ды, са­п­фи­ры, ру­би­ны и тур­ма­ли­ны Па­ра­и­ба ста­ли по­яв­лять­ся зна­чи­тель­но ча­ще.

[ forbes.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->