Бриллиант — ненастоящий: почему в мире растет мода на искусственные алмазы

Раздел: Рынки
16 ноября 2021 г.

В США рас­тет по­пу­ляр­ность укра­ше­ний с син­те­ти­че­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми. По сло­вам юве­ли­ров, от­ли­чить ис­кус­ствен­ный ка­мень от на­ту­раль­но­го, по­рой, не под си­лу да­же опы­т­ным ге­м­мо­ло­гам. Но не­смо­т­ря на это, рос­си­я­не по­ка не го­то­вы про­ме­нять на­ту­раль­ные ка­м­ни на «син­те­ти­ку». «Га­зе­та.Ru» о том, как «вы­ра­щи­ва­ют» син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты и по­че­му за ни­ми бу­ду­щее юве­ли­р­ной ин­ду­стрии.

В США вхо­дят в мо­ду син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты — кри­стал­лы ал­ма­за, по­лу­чен­ные в ла­бо­ра­тор­ных усло­ви­ях и огра­нен­ные со­о­т­вет­ству­ю­щим об­ра­зом. Про­из­во­ди­те­ли утвер­ж­да­ют, они де­шев­ле, чем на­сто­я­щие, а по вне­ш­не­му ви­ду и сво­им ка­че­ствам ни­чуть им не усту­па­ют, они об­ла­да­ют той же твер­до­стью, пло­т­но­стью и спай­но­стью, что и при­род­ные. К то­му же, их про­из­вод­ство — бо­лее эти­ч­но, чем до­бы­ча ал­ма­зов: в ми­ре, где ак­тив­но про­дви­га­ет­ся идея осо­знан­но­го по­треб­ле­ния, это ста­но­ви­т­ся ос­но­в­ной при­чи­ной для по­ку­п­ки бри­л­ли­ан­тов, вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии.

Со­глас­но ис­сле­до­ва­нию юве­ли­р­но­го жур­на­ла Instore, из­де­лия из син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов про­да­ют две тре­ти не­за­ви­си­мых аме­ри­кан­ских юве­ли­р­ных ко­м­па­ний — все­го в опро­се из­да­ния при­ня­ли уча­стие 600 ри­тей­ле­ров. Из них 56% утвер­ж­да­ют, что вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии кри­стал­лы не усту­па­ют по ка­че­ствам тем, что до­бы­ты на ал­маз­ных ме­сто­ро­ж­де­ни­ях. Ме­ж­ду тем, еще пять лет на­зад чис­ло ко­м­па­ний, тор­гу­ю­щих ис­кус­ствен­но вы­ра­щен­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, со­став­ля­ло 10% от их об­ще­го чис­ла в США.

При­чин ро­ста по­пу­ляр­но­сти, как утвер­ж­да­ют ав­то­ры ис­сле­до­ва­ния, две — во-­пе­р­вых, мо­ж­но ку­пить «боль­ше ка­м­ней за ту же це­ну», во-в­то­рых, ко­неч­ный по­тре­би­тель обес­по­ко­ен за­щи­той окру­жа­ю­щей сре­ды, стра­да­ю­щей, в том числе, от раз­ра­бо­т­ки ме­сто­ро­ж­де­ний ал­ма­зов.

Как рас­ска­за­ла «Га­зе­те.Ru» Ви­к­то­рия Стри­жак, ди­зай­нер и ос­но­ва­тель юве­ли­р­ной ла­бо­ра­то­рии VERTIGO, ро­до­на­чаль­ни­ка­ми мо­ды на син­те­ти­че­ские ка­м­ни бы­ла ко­м­па­ния DeBeers: она плав­но по­до­ш­ла к про­да­же ла­бо­ра­тор­ных бри­л­ли­ан­тов, за­пу­стив в 2018 го­ду ка­м­па­нию lightbox. Вслед за юве­ли­р­ным ги­ган­том, за­дав­шим тренд, под­тя­ну­лись и дру­гие брен­ды, оза­бо­чен­ные во­про­са­ми эти­ч­но­сти и эко­ло­ги­ч­но­сти ма­те­ри­а­лов, ис­поль­зу­е­мых ими в про­из­вод­стве.

«На­ту­раль­ные ка­м­ни про­дол­жа­ют рас­ти в це­не по шка­ле Ра­па­пор­та (прайс-­лист Rapaport Group пред­став­ля­ет счи­та­ет­ся стан­дар­том ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­сти для це­но­об­ра­зо­ва­ния бри­л­ли­ан­тов — «Га­зе­та.Ru»). Но у син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов есть глав­ное пре­и­му­ще­ство, и это да­же не це­на. В слу­чае с на­ту­раль­ны­ми ка­м­ня­ми ни­ко­г­да нель­зя быть на 100 % уве­рен­ны­ми в их эти­ч­ной до­бы­че, а зна­чит, устой­чи­вое про­из­вод­ство, о ко­то­ром так гро­м­ко за­яв­ля­ют мно­гие брен­ды, зи­ж­дет­ся ис­клю­чи­тель­но на че­ст­ном сло­ве по­став­щи­ка», — объ­яс­ня­ет Ви­к­то­рия Стри­жак.

О­на под­твер­ж­да­ет, что се­го­д­ня в юве­ли­р­ной ин­ду­стрии та­ких брен­дов не­ма­ло. Пе­ре­хо­дя на ла­бо­ра­тор­но вы­ра­щен­ные бри­л­ли­ан­ты, они за­яв­ля­ют о сво­ей по­зи­ции в от­но­ше­нии до­бы­чи ка­м­ней. «О­ни не хо­тят ис­поль­зо­вать в сво­ем про­из­вод­стве ка­м­ни, до­бы­ча ко­то­рых фи­нан­си­ру­ет вспы­ш­ки на­си­лия в ря­де за­па­д­но-а­ф­ри­кан­ских стран, ли­бо же та­ли­бов (ор­га­ни­за­ция, за­пре­щен­ная ООН)*, ес­ли речь идет о цвет­ных ка­м­нях, до­бы­ва­е­мых в Аф­га­ни­ста­не», — го­во­рит юве­лир.

По мне­нию не­за­ви­си­мо­го юве­ли­ра Ан­то­на Ше­ста­ко­ва, это, ско­рее, PR-­ход, свя­за­н­ный с мод­ной те­мой за­щи­ты эко­ло­гии, от­ка­за от «кон­фли­к­т­ных» ма­те­ри­а­лов, оза­бо­чен­но­стью ис­поль­зо­ва­ния дет­ско­го тру­да в стра­нах-­про­из­во­ди­те­лях и т.д. «При этом от­ка­зы­вать­ся от ис­поль­зо­ва­ния зо­ло­та и се­реб­ра спе­шат не­м­но­гие», — за­ме­ча­ет экс­перт.

Пер­вые син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты бы­ли вы­ра­ще­ны 60 лет на­зад, но ка­че­ство ми­не­ра­лов бы­ло сли­ш­ком низ­ким, что­бы они мо­г­ли ис­поль­зо­вать­ся в юве­ли­р­ных це­лях.

Со вре­ме­нем тех­но­ло­гии со­вер­шен­ство­ва­лись, и в 1970 го­ду уче­ные из ко­м­па­нии General Electric смо­г­ли вы­рас­тить ал­маз юве­ли­р­но­го ка­че­ства ве­сом в один ка­рат. Од­на­ко, то­г­да се­бе­сто­и­мость про­из­вод­ства ока­за­лась сли­ш­ком вы­со­кой, и син­те­ти­че­ские ка­м­ни не смо­г­ли со­ста­вить кон­ку­рен­цию на­ту­раль­ным.

«До 2000 го­да про­из­вод­ство бы­ло очень до­ро­го­сто­я­щим. Це­на син­те­ти­че­ских ка­м­ней не­з­на­чи­тель­но от­ли­ча­лась от на­ту­раль­ных ана­ло­гов. Ак­тив­ное раз­ви­тие в ни­ше син­те­ти­че­ских ал­ма­зов на­ча­лось не­дав­но. В 2005-2008 го­дах сто­и­мость ис­кус­ствен­но­го бри­л­ли­ан­та в один ка­рат бы­ла в ди­а­па­зо­не 4 ты­сяч дол­ла­ров США, се­го­д­ня це­на сни­зи­лась до 300-500 дол­ла­ров США», — рас­ска­зы­ва­ет Ла­ри­он Кан­тор, экс­перт по дра­го­цен­ным ка­м­ням и юве­ли­р­ным из­де­ли­ям, ос­но­ва­тель ко­м­па­нии Larion Kantor.

Юве­ли­ры при­з­на­ют­ся, что от­ли­чить син­те­ти­че­ский бри­л­ли­ант от на­ту­раль­но­го, по­рой, не под си­лу да­же опы­т­ным ге­м­мо­ло­гам. Как объ­яс­ни­ла «Га­зе­те.Ru» ос­но­ва­тель и кре­а­тив­ный ди­рек­тор бри­тан­ско­го юве­ли­р­но­го брен­да LAV'Z Лю­бовь Вас­си­лев­ская, син­те­ти­че­ский ка­мень об­ла­да­ет та­ки­ми же от­ра­жа­ю­щи­ми свет свой­ства­ми, как и бри­л­ли­ант, по­это­му че­ло­век, не ра­бо­та­ю­щий в ин­ду­стрии и не име­ю­щий спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния, вряд ли за­ме­тит раз­ни­цу.

«Ко­неч­но, син­те­ти­че­ские ал­ма­зы име­ют не­ко­то­рые спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти. На­при­мер, при­ме­си в них рас­пре­де­ле­ны чет­ко по сек­то­рам и об­ра­зу­ют кре­сто­об­раз­ный ри­су­нок, та­к­же в них встре­ча­ют­ся вклю­че­ния ме­тал­ли­че­ских спла­вов», — до­бав­ля­ет Ан­тон Ше­ста­ков. Од­на­ко и это за­ме­тить мо­гут толь­ко спе­ци­а­ли­сты.

Но го­то­вы ли лю­ди от­ка­зать­ся от на­ту­раль­ных ка­м­ней в поль­зу «син­те­ти­ки»? В США это уже про­ис­хо­дит — осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся по­мол­воч­ные коль­ца с син­те­ти­че­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми, что ле­г­ко объ­яс­ня­ет­ся раз­ни­цей в це­не.

«По прай­су Ра­п­па­порт коль­цо с на­ту­раль­ным бри­л­ли­ан­том в один ка­рат бу­дет сто­ит от од­ной до два­д­ца­ти ты­сяч дол­ла­ров. В то вре­мя, как та­кое же коль­цо с син­те­ти­че­ским ана­ло­гом бу­дет сто­ить в три ра­за де­шев­ле», — го­во­рит Ла­ри­он Кан­тор.

А вот рос­сий­ские по­ку­па­те­ли к «не­на­сто­я­щим» бри­л­ли­ан­там по­ка не го­то­вы.

Не­по­пу­ляр­ность син­те­ти­че­ских ка­м­ней Ви­к­то­рия Стри­жак объ­яс­ня­ет тем, что у рос­си­ян есть «не­кий из­на­чаль­ный сно­бизм» в от­но­ше­нии ла­бо­ра­тор­ных ка­м­ней. «М­но­гие пред­по­чи­та­ют ку­пить ка­мень худ­ших ха­ра­к­те­ри­стик, но на­ту­раль­ный. Есть в на­шем со­з­на­нии ас­со­ци­а­ции с фи­а­ни­та­ми из СССР», — счи­та­ет она. По этой при­чи­не, кру­п­ные мас­со­вые за­во­ды скро­м­но умал­чи­ва­ют о ла­бо­ра­тор­ном про­ис­хо­ж­де­нии юве­ли­р­ных вста­вок в сво­их из­де­ли­ях.

Од­на­ко ди­зай­нер да­ет рос­сий­ским по­ку­па­те­лям вре­мя: она по­ла­га­ет, что ра­но или позд­но вслед за мо­ло­ды­ми про­грес­сив­ны­ми брен­да­ми, ко­то­рые уже се­го­д­ня ис­поль­зу­ют син­те­ти­че­ские ка­м­ни из эти­че­ских со­об­ра­же­ний, под­тя­нут­ся и осталь­ные.

По сло­вам Ан­то­на Ше­ста­ко­ва, ему и сей­час до­воль­но ча­сто по­сту­па­ют за­ка­зы на укра­ше­ния с син­те­ти­че­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми. Но не­смо­т­ря на по­вы­ше­ние спро­са, он уве­рен, что ис­кус­ствен­ные ка­м­ни ни­ко­г­да не вы­тес­нят на­ту­раль­ные бри­л­ли­ан­ты.

«На­ту­раль­ные бри­л­ли­ан­ты бу­дут до­ро­жать, син­те­ти­че­ские — де­ше­веть. Но по­ка есть лю­ди, го­то­вые пла­тить боль­шие и да­же не­при­ли­ч­но боль­шие день­ги за об­ла­да­ние экс­клю­зив­ны­ми пред­ме­та­ми рос­ко­ши, ры­н­ку при­род­ных ал­ма­зов ни­че­го не гро­зит», — за­клю­ча­ет юве­лир.

[ gazeta.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->