Ростовский Кремль - это сердце Ростова Великого. Здесь несколько музеев с интереснейшими экспозициями и особого внимания, заслуживает Музей Финифти. Ростов – столица российской финифти и музей очень рекомендуем посмотреть экспозицию, попав в Ростовский Кремль. Вряд ли кто останется равнодушным к этой тонкой работе.
Здешние экспонаты, выполненные в 17-20в очень интересны, они считаются эталонными и по ним можно проследить всю историю развития этого промысла на Ростовской земле.
Ростов издавна славился своими иконописцами, а первые мастерские по изготовлению эмали появились в городе в 1760-е годы. Со временем открывались цеха, где над церковными заказами работали ремесленники.
На тяжелом и вредном производстве эмаль плавили в печах, в краски добавляли свинец, чтобы снизить температуру плавления. А затем, Ростов стал снабжать финифтью монастыри по всей стране, яркие иконки пользовались спросом у народа.
Параллельно развивалась и светская финифть, мастера изготавливали бытовые предметы - подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы полюбили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки.
Искусство финифти, или украшения эмалью, зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно во время плавки стекла. Известно, что на Русь финифть пришла из Византии (10 век), где ее называли огненным письмом.
Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. А со временем начали декорировать эмалью бытовые предметы.
Основой изделия служит тонкая пластинка из металлического листа, чаще всего использовали медь или серебро. На пластинку укладывался эмалевый грунт, который просушивался и запекался в печи, пока он не сплавится и не станет гладким. Затем на таким образом приготовленную эмаль наносили рисунок.
Краски для росписи готовились из тщательно растертых пигментов, которые имеют свою температуру плавления и в зависимости от температуры меняют цвет. И сегодня у каждого художника фабрики эмали есть такая шпаргалка-палира.
При помощи нее определяется температура плавления краски и ее цвет после обжига. Ну а после изготовления пластины с рисунком, ее обрамляют в тонкий кружевной узор из проволоки.
Финифть очень долговечна. Она не меняет цвет годами, ей не страшна влажность и высокая температура. Единственный ее недостаток – хрупкость, особенно у крупных предметов. А еще финифть легко поцарапать, поэтому хранить изделия из нее лучше отдельно от других украшений.
В 1920–30-е основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом, лозунги нового советского государства.
Финифть на религиозные темы стала неактуальной, вместо икон мастера писали портреты Ленина и Сталина и других ярких личностей страны. В промысле наметились два основных направления - цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись. Оставался большим спрос на копии картин, художники повторяли фотографии, открытки и картинки из журналов.
В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели и расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки. Художники изображали исторических деятелей и знаменитых ученых, героев и космонавтов, например в 1960-е годы появились финифти с изображением #юрия гагарина, к юбилейным датам выпускали предметы с портретами поэтов и писателей.
Сегодня промысел финифти в Ростове Великом по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова.
Многие из мастериц продолжают династии эмальеров, они, как и прежде, вручную расписывают изделия, а их работы можно встретить не только на прилавках ювелирных магазинов, но и в коллекциях ценителей и в музеях.