Ростовская финифть, промысел ростовской земли

Раздел: Выставки
29 сентября 2021 г.

Ро­сто­в­ский Кремль - это сер­д­це Ро­сто­ва Ве­ли­ко­го. Здесь не­сколь­ко му­зеев с ин­те­рес­ней­ши­ми экс­по­зи­ци­я­ми и осо­бо­го вни­ма­ния, за­слу­жи­ва­ет Му­зей Фи­ни­ф­ти. Ро­стов – сто­ли­ца рос­сий­ской фи­ни­ф­ти и му­зей очень ре­ко­мен­ду­ем по­смо­т­реть экс­по­зи­цию, по­пав в Ро­сто­в­ский Кре­м­ль. Вряд ли кто оста­нет­ся рав­но­ду­ш­ным к этой тон­кой ра­бо­те.

З­де­ш­ние экс­по­на­ты, вы­пол­нен­ные в 17-20в очень ин­те­рес­ны, они счи­та­ют­ся эта­лон­ны­ми и по ним мо­ж­но про­сле­дить всю ис­то­рию раз­ви­тия это­го про­мыс­ла на Ро­сто­в­ской зе­м­ле.

Ро­стов из­дав­на сла­ви­л­ся сво­и­ми ико­но­пис­ца­ми, а пе­р­вые ма­стер­ские по из­го­то­в­ле­нию эма­ли по­яви­лись в го­ро­де в 1760-е го­ды. Со вре­ме­нем от­кры­ва­лись це­ха, где над цер­ко­в­ны­ми за­ка­за­ми ра­бо­та­ли ре­мес­лен­ни­ки.

На тя­же­лом и вред­ном про­из­вод­стве эмаль пла­ви­ли в пе­чах, в крас­ки до­бав­ля­ли сви­нец, что­бы сни­зить те­м­пе­ра­ту­ру плав­ле­ния. А за­тем, Ро­стов стал сна­б­жать фи­нифтью мо­на­сты­ри по всей стра­не, яр­кие икон­ки поль­зо­ва­лись спро­сом у на­ро­да.

Па­рал­лель­но раз­ви­ва­лась и свет­ская фи­нифть, ма­сте­ра из­го­тав­ли­ва­ли бы­то­вые пред­ме­ты - под­но­сы и блю­да, укра­ша­ли сто­ло­вые при­бо­ры. Со­сто­я­тель­ные да­мы по­лю­би­ли брас­ле­ты и коль­ца с эма­ля­ми вме­сто дра­го­цен­ных ка­м­ней, му­ж­чи­ны по­ку­па­ли де­ко­ри­ро­ван­ные фи­нифтью ча­сы, труб­ки и та­ба­кер­ки.


Искус­ство фи­ни­ф­ти, или укра­ше­ния эма­лью, за­ро­ди­лось не­сколь­ко ты­сяч лет на­зад на Во­сто­ке. Этот спо­соб стал из­ве­стен слу­чай­но во вре­мя плав­ки стек­ла. Из­ве­ст­но, что на Русь фи­нифть при­ш­ла из Ви­за­н­тии (10 век), где ее на­зы­ва­ли ог­нен­ным пись­мом.

Рус­ские юве­ли­ры осво­и­ли но­вую тех­ни­ку и ста­ли укра­шать ею ико­ны, цер­ко­в­ную утварь и окла­ды ре­ли­ги­оз­ных книг. А со вре­ме­нем на­ча­ли де­ко­ри­ро­вать эма­лью бы­то­вые пред­ме­ты.

Ос­но­вой из­де­лия слу­жит тон­кая пла­стин­ка из ме­тал­ли­че­ско­го ли­ста, ча­ще все­го ис­поль­зо­ва­ли медь или се­ре­бро. На пла­стин­ку укла­ды­вал­ся эма­ле­вый грунт, ко­то­рый про­су­ши­вал­ся и за­пе­кал­ся в пе­чи, по­ка он не спла­ви­т­ся и не ста­нет гла­д­ким. За­тем на та­ким об­ра­зом при­го­то­в­лен­ную эмаль на­но­си­ли ри­су­нок.

Крас­ки для рос­пи­си го­то­ви­лись из тща­тель­но рас­тер­тых пи­г­мен­тов, ко­то­рые име­ют свою те­м­пе­ра­ту­ру плав­ле­ния и в за­ви­си­мо­сти от те­м­пе­ра­ту­ры ме­ня­ют цвет. И се­го­д­ня у ка­ж­до­го ху­до­ж­ни­ка фаб­ри­ки эма­ли есть та­кая шпар­гал­ка-­па­ли­ра.

При по­мо­щи нее опре­де­ля­ет­ся те­м­пе­ра­ту­ра плав­ле­ния крас­ки и ее цвет по­с­ле об­жи­га. Ну а по­с­ле из­го­то­в­ле­ния пла­сти­ны с ри­сун­ком, ее об­ра­м­ля­ют в тон­кий кру­жев­ной узор из про­во­ло­ки.

Фи­нифть очень дол­го­веч­на. Она не ме­ня­ет цвет го­да­ми, ей не стра­ш­на вла­ж­ность и вы­со­кая те­м­пе­ра­ту­ра. Един­ствен­ный ее не­до­ста­ток – хру­п­ко­сть, осо­бен­но у кру­п­ных пред­ме­тов. А еще фи­нифть ле­г­ко по­ца­ра­пать, по­это­му хра­нить из­де­лия из нее луч­ше от­дель­но от дру­гих укра­ше­ний.

В 1920–30-е ос­но­в­ны­ми те­ма­ми ро­сто­в­ских эма­лей ста­ли ге­ро­и­че­ские по­бе­ды в Гра­ж­дан­ской вой­не и тру­до­вые по­дви­ги на­ро­да. Ря­дом с тра­ди­ци­он­ны­ми цве­точ­ны­ми ор­на­мен­та­ми по­яви­лись пя­ти­ко­неч­ная звез­да, лен­ты, ко­ло­сья с сер­пом и мо­ло­том, ло­зун­ги но­во­го со­вет­ско­го го­су­дар­ства.

Фи­нифть на ре­ли­ги­оз­ные те­мы ста­ла не­а­к­ту­аль­ной, вме­сто икон ма­сте­ра пи­са­ли пор­т­ре­ты Ле­ни­на и Ста­ли­на и дру­гих яр­ких ли­ч­но­стей стра­ны. В про­мыс­ле на­ме­ти­лись два ос­но­в­ных на­прав­ле­ния - цве­точ­ные мо­ти­вы на юве­ли­р­ных из­де­ли­ях и пор­т­рет­ная жи­во­пись. Оста­вал­ся боль­шим спрос на ко­пии кар­тин, ху­до­ж­ни­ки по­в­то­ря­ли фо­то­гра­фии, от­кры­т­ки и кар­тин­ки из жур­на­лов.

В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од ма­сте­ров ро­сто­в­ской­ ­фи­ни­ф­ти оста­лось ма­ло, они объ­е­ди­ня­лись в ар­те­ли и рас­пи­сы­ва­ли в ос­но­в­ном поль­зо­вав­ши­е­ся спро­сом бро­ши и шка­тул­ки. Ху­до­ж­ни­ки изоб­ра­жа­ли ис­то­ри­че­ских де­я­те­лей и зна­ме­ни­тых уче­ных, ге­ро­ев и кос­мо­нав­тов, на­при­мер в 1960-е го­ды по­яви­лись фи­ни­ф­ти с изоб­ра­же­ни­ем #ю­ри­я ­га­га­ри­на, к юби­лей­ным да­там вы­пус­ка­ли пред­ме­ты с пор­т­ре­та­ми по­этов и пи­са­те­лей.

Се­год­ня про­мы­сел фи­ни­ф­ти в Ро­сто­ве Ве­ли­ком по-­пре­ж­не­му раз­ви­ва­ет­ся. В го­ро­де ра­бо­та­ет не­сколь­ко твор­че­ских объ­е­ди­не­ний и фаб­ри­ка, здесь вы­пус­ка­ют ико­ны, юве­ли­р­ные из­де­лия, сто­ло­вые при­бо­ры и де­ко­ра­тив­ные пред­ме­ты с ви­да­ми Ро­сто­ва.

М­но­гие из ма­сте­риц про­дол­жа­ют ди­на­стии эма­лье­ров, они, как и пре­ж­де, вруч­ную рас­пи­сы­ва­ют из­де­лия, а их ра­бо­ты мо­ж­но встре­тить не толь­ко на при­лав­ках юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов, но и в кол­лек­ци­ях це­ни­те­лей и в му­зе­ях.

[ 100dorog.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->