Проблемы лицензирования скупки ювелирных изделий

Раздел: Власть
24 сентября 2021 г.

Чуть бо­лее 3 ме­ся­цев оста­лось до вве­де­ния обя­за­тель­но­го ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, а та­к­же ло­ма та­ких из­де­лий. Ли­цен­зи­ро­ва­ние ску­п­ки бы­ло вве­де­но Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 2 ав­гу­ста 2019 г. № 282-ФЗ со сро­ком вве­де­ния с 2021 го­да. Бла­го­да­ря пе­ре­но­су сро­ка вве­де­ния ли­цен­зи­ро­ва­ния Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ, обя­за­н­ность по­лу­чить ли­цен­зию на осу­ще­ств­ле­ние со­о­т­вет­ству­ю­ще­го ви­да де­я­тель­но­сти ли­бо пре­кра­тить ее осу­ще­ств­ле­ние на­сту­па­ет толь­ко с 1 ян­ва­ря 2022 го­да.

Ли­цен­зи­ро­ва­ние — это де­я­тель­ность ли­цен­зи­ру­ю­щих ор­га­нов по пре­до­став­ле­нию и пе­ре­о­фор­м­ле­нию ли­цен­зий, про­д­ле­нию сро­ка их дей­ствия, по осу­ще­ств­ле­нию ли­цен­зи­он­но­го кон­тро­ля, при­о­ста­но­в­ле­нию, воз­об­но­в­ле­нию, пре­кра­ще­нию дей­ствия и ан­ну­ли­ро­ва­нию ли­цен­зий, фор­ми­ро­ва­нию и ве­де­нию ре­е­ст­ра ли­цен­зий и т.д. Со­о­т­вет­ствен­но, ли­цен­зия — это спе­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние на пра­во осу­ще­ств­ле­ния юри­ди­че­ским ли­цом или ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем кон­крет­но­го ви­да де­я­тель­но­сти (вы­пол­не­ния ра­бот, ока­за­ния услуг, со­став­ля­ю­щих ли­цен­зи­ру­е­мый вид де­я­тель­но­сти), ко­то­рое под­твер­ж­да­ет­ся за­пи­сью в ре­е­ст­ре ли­цен­зий.

О­су­ще­ств­ле­ние пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти без ли­цен­зии в слу­ча­ях, ко­г­да она обя­за­тель­на, вле­чет ад­ми­ни­стра­тив­ное на­ка­за­ние по Ста­тье 14.1 КоАП РФ «О­су­ще­ств­ле­ние пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти без го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции или без спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния (ли­цен­зии)», а в слу­ча­ях, ко­г­да это де­я­ние при­чи­ни­ло кру­п­ный ущерб гра­ж­да­нам, ор­га­ни­за­ци­ям или го­су­дар­ству ли­бо со­пря­же­но с из­в­ле­че­ни­ем до­хо­да в кру­п­ном раз­ме­ре (от 2,25 млн. руб.), яв­ля­ет­ся уго­ло­в­ным пре­сту­п­ле­ни­ем и ка­ра­ет­ся по ста­тье 171 УК РФ «Не­за­кон­ное пред­при­ни­ма­тель­ство» вплоть до ли­ше­ния сво­бо­ды на срок до пя­ти лет.

Итак, ли­цен­зия на ску­п­ку юве­ли­р­ных из­де­лий у фи­зи­че­ских лиц окон­ча­тель­но ста­но­ви­т­ся не­об­хо­ди­мой с 1 ян­ва­ря 2022 го­да. По­ря­док ли­цен­зи­ро­ва­ния та­кой ску­п­ки уста­но­в­лен «По­ло­же­ни­ем о ли­цен­зи­ро­ва­нии де­я­тель­но­сти по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, ло­ма та­ких из­де­лий», утвер­ж­ден­ным по­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 12 сен­тяб­ря 2020 г. № 1418 (да­лее по тек­сту – По­ло­же­ние).

В со­з­на­нии обы­ч­но­го гра­ж­да­ни­на «ску­п­ка» — это не­кая кон­то­ра за же­лез­ны­ми две­ря­ми с бро­ни­ро­ван­ным око­шеч­ком. На са­мом де­ле в юве­ли­р­ном биз­не­се ску­п­ка юве­ли­р­ных из­де­лий у на­се­ле­ния — это рас­про­стра­нен­ная пра­к­ти­че­ская де­я­тель­но­сть, ко­то­рую мо­ж­но се­г­мен­ти­ро­вать сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

- «тра­ди­ци­он­ная» ску­п­ка юве­ли­р­ных из­де­лий и их ло­ма как са­мо­сто­я­тель­ный вид биз­не­са с по­сле­ду­ю­щей ре­а­ли­за­ци­ей про­из­во­ди­те­лям по­с­ле аф­фи­на­жа;

- для кру­п­ных юве­ли­р­ных се­тей «ску­п­ка» — это ор­га­ни­за­ция про­цес­са по «трейд-ин», ко­г­да про­из­во­ди­т­ся об­мен ста­рых юве­ли­р­ных из­де­лий по­ку­па­те­лей на из­де­лия но­вые, с до­пла­той, про­из­ве­ден­ные в аф­фи­ли­ро­ван­ных с тор­го­вой се­тью про­из­вод­ствен­ных под­раз­де­ле­ни­ях. При этом ску­п­лен­ные из­де­лия яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком бо­лее де­ше­во­го сы­рья, не об­ла­га­е­мо­го НДС;

- для мел­ких юве­ли­р­ных се­тей и от­дель­ных юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов, не име­ю­щих соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, ску­п­ка юве­ли­р­ных из­де­лий у на­се­ле­ния та­к­же яв­ля­ет­ся по­сту­п­ле­ни­ем не­до­ро­го­го дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, но для его пре­до­став­ле­ния на да­валь­че­ских усло­ви­ях сто­рон­ним про­из­вод­ствен­ным юве­ли­р­ным пред­при­я­ти­ям с це­лью из­го­то­в­ле­ния на за­каз но­вых из­де­лий­;

- «ко­мис­си­он­ная» ску­п­ка юве­ли­р­ных из­де­лий и их ло­ма у на­се­ле­ния по до­го­во­ру по­ру­че­ния от мел­ких про­из­вод­ствен­ных юве­ли­р­ных пред­при­я­тий с по­ру­че­ни­ем ску­пить, пе­ре­ра­бо­тать и по­ста­вить им не­боль­шое ко­ли­че­ство дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, при­об­ре­те­ние ко­то­ро­го иным пу­тем ча­сто бы­ва­ет за­труд­ни­тель­но.

По­нят­но, что по­яв­ле­ние про­б­лем со сво­е­вре­мен­ным по­лу­че­ни­ем ли­цен­зий по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных из­де­лий и их ло­ма мо­жет дать сбой ор­га­ни­за­ции биз­нес-­про­цес­сов всех этих участ­ни­ков ры­н­ка.

Тре­бо­ва­ния к со­ис­ка­те­лям ли­цен­зии из­ло­же­ны в упо­мя­ну­том вы­ше По­ло­же­нии в пун­к­те 4. Это:

а) на­ли­чие на пра­ве соб­ствен­но­сти или ином за­кон­ном ос­но­ва­нии зда­ний, стро­е­ний, со­ору­же­ний и по­ме­ще­ний (ча­сти зда­ний, стро­е­ний, со­ору­же­ний и по­ме­ще­ний);

б) на­ли­чие не ме­нее од­но­го ра­бо­т­ни­ка, име­ю­ще­го вы­с­шее об­ра­зо­ва­ние по на­прав­ле­нию под­го­то­в­ки «То­ва­ро­ве­де­ние» или сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние по на­прав­ле­нию под­го­то­в­ки «То­ва­ро­ве­де­ние и экс­пе­р­ти­за ка­че­ства по­тре­би­тель­ских то­ва­ров», или до­пол­ни­тель­ное про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние по про­гра­м­ме по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции (не ме­нее 72 ча­сов) в об­ла­сти ли­цен­зи­ру­е­мой де­я­тель­но­сти, или име­ю­ще­го стаж ра­бо­ты в об­ла­сти ли­цен­зи­ру­е­мой де­я­тель­но­сти не ме­нее од­но­го го­да (за ис­клю­че­ни­ем слу­чая, ко­г­да та­ким ра­бо­т­ни­ком яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель-­ли­цен­зи­ат, пред­став­ля­ю­щий до­ку­мен­ты в от­но­ше­нии се­бя);

в) на­ли­чие си­сте­мы уче­та, хра­не­ния и обес­пе­че­ния со­хран­но­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов со­глас­но пра­ви­лам, утвер­ж­ден­ным Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­о­т­вет­ствии с под­пун­к­том 4 ста­тьи 11 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях»;

г) на­ли­чие не­об­хо­ди­мо­го для осу­ще­ств­ле­ния де­я­тель­но­сти по ску­п­ке у фи­зи­че­ских лиц юве­ли­р­ных и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, ло­ма та­ких из­де­лий, а та­к­же при­на­д­ле­жа­ще­го на пра­ве соб­ствен­но­сти или ином за­кон­ном ос­но­ва­нии ве­со­из­ме­ри­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния.

Гру­бым на­ру­ше­ни­ем ли­цен­зи­он­ных тре­бо­ва­ний По­ло­же­ние рас­смат­ри­ва­ет не­вы­пол­не­ние ли­цен­зи­а­том тре­бо­ва­ний, пре­ду­смо­т­рен­ных под­пун­к­та­ми «а» и «в». На что сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние: смысл под­пун­к­та в) пун­к­та 4 По­ло­же­ния рас­крыт в пун­к­те 7, ко­то­рый гла­сит: «к за­яв­ле­нию, ука­за­н­но­му в пун­к­те 6 на­сто­я­ще­го По­ло­же­ния, со­ис­ка­тель ли­цен­зии при­ла­га­ет: в) ко­пии до­ку­мен­тов, под­твер­ж­да­ю­щих на­ли­чие у юри­ди­че­ско­го ли­ца или ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля по­ме­ще­ний, от­ве­ча­ю­щих спе­ци­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти и обо­ру­до­ва­нию охран­ной и по­жар­ной си­г­на­ли­за­ци­ей.

Со­став тре­бо­ва­ний по хра­не­нию и обес­пе­че­нию со­хран­но­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов дол­жен быть опре­делeн в со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 4 ста­тьи 11 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», но там ука­за­но лишь то, что по­ря­док хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­дук­ции из них уста­нав­ли­ва­ет Пра­ви­тель­ство РФ.

Та­кой до­ку­мент есть – это «Пра­ви­ла уче­та и хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и про­дук­ции из них, а та­к­же ве­де­ния со­о­т­вет­ству­ю­щей от­чет­но­сти», утвер­ж­ден­ные По­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 28 сен­тяб­ря 2000 г. № 731. Кон­крет­но, пра­ви­ла хра­не­ния в до­ку­мен­те за­да­ют пун­к­ты 17 и 18:

«17. Хра­не­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, из­де­лий из них, а та­к­же ло­ма и от­хо­дов, их со­дер­жа­щих, осу­ще­ств­ля­ет­ся в ор­га­ни­за­ци­ях и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми та­ким об­ра­зом, что­бы бы­ла обес­пе­че­на со­хран­ность их при про­из­вод­стве, пе­ре­ра­бо­т­ке, ис­поль­зо­ва­нии, экс­плу­а­та­ции и тран­с­пор­ти­ро­в­ке.

18. Хра­не­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней осу­ще­ств­ля­ет­ся в по­ме­ще­ни­ях, от­ве­ча­ю­щих спе­ци­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти и обо­ру­до­ва­нию сред­ства­ми охран­ной и по­жар­ной си­г­на­ли­за­ции, уста­нав­ли­ва­е­мым фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в со­о­т­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Нетруд­но за­ме­тить, что ес­ли пункт 17 до­ку­мен­та фа­к­ти­че­ски поз­во­ля­ет участ­ни­ку ры­н­ка са­мо­сто­я­тель­но опре­де­лять, как обес­пе­чи­вать со­хран­ность цен­но­стей («та­ким об­ра­зом, что­бы бы­ла обес­пе­че­на со­хран­но­сть»), то пункт 18 до­ку­мен­та, во­пре­ки пун­к­ту 17 то­го же до­ку­мен­та, пред­пи­сы­ва­ет на­ли­чие по­ме­ще­ний, от­ве­ча­ю­щих спе­ци­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти и обо­ру­до­ван­ных сред­ства­ми охран­ной и по­жар­ной си­г­на­ли­за­ции. При­чем со­о­т­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся ФОИВа­ми. Но та­ких тре­бо­ва­ний для хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них не су­ще­ству­ет, они не сфор­му­ли­ро­ва­ны в ка­ком-­ли­бо нор­ма­тив­ном до­ку­мен­те. Хо­тя с мо­мен­та утвер­ж­де­ния этих пра­вил про­шло 20 лет.

У всех ли участ­ни­ков ры­н­ка име­ют­ся та­кие по­ме­ще­ния?

В ито­ге, для участ­ни­ков ры­н­ка воз­ни­ка­ют ри­с­ки от­ка­за в по­лу­че­нии ли­цен­зии на ску­п­ку из-­за не­вы­пол­не­ния тре­бо­ва­ний по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти и обо­ру­до­ва­нию сред­ства­ми охран­ной и по­жар­ной си­г­на­ли­за­ции по­ме­ще­ний для со­о­т­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Еще ху­же то, что по­яв­ле­ние до­ку­мен­та, за­да­ю­ще­го дан­ные тре­бо­ва­ния, не ре­ша­ет про­б­ле­мы, т.к. со­дер­жа­ние та­ко­го до­ку­мен­та мо­жет при­ве­сти к не­воз­мо­ж­но­сти пра­к­ти­че­ско­го ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний.

Во-­пе­р­вых, ка­кие-­ли­бо ме­ры по тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти юве­ли­р­ных «о­ст­ро­в­ков» в тор­го­вых цен­трах про­сто не­ре­а­ли­зу­е­мы, да­же тео­ре­ти­че­ски – это же «о­ст­ро­в­ки». Да и в тор­го­вых от­де­лах при тор­го­во-раз­в­ле­ка­тель­ных цен­трах обо­ру­до­вать та­кие по­ме­ще­ния сло­ж­но.

Во-в­то­рых, на арен­ду­е­мых пло­ща­дях хо­зя­ин арен­до­да­тель. Не факт, что он по­же­ла­ет иметь «тех­ни­че­ское укре­п­ле­ние» пре­до­став­ля­е­мо­го в арен­ду объ­ек­та.

В-тре­тьих, юве­ли­р­ные точ­ки вы­ну­ж­де­ны ча­сто ме­нять ло­ка­ции в по­ис­ке ма­к­си­маль­ной по­се­ща­е­мо­сти. Вы­хо­дит, что ка­ж­дый раз ну­ж­но бу­дет «укре­п­лять­ся».

Кро­ме то­го, «тех­ни­че­ская укре­п­лен­но­сть» объ­ек­та, да­же ес­ли сде­лать это бу­дет поз­во­ле­но, об­хо­ди­т­ся не­де­ше­во — до по­лу­ми­л­ли­о­на руб­лей на объ­ект. Да и вре­ме­ни «укре­п­лять­ся» оста­лось со­в­сем не­м­но­го.

Ка­кой же вы­ход из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции ви­дит Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»? Один из двух:

- или огра­ни­чить­ся тре­бо­ва­ни­я­ми пун­к­та 17 пра­вил хра­не­ния по По­ста­но­в­ле­нию № 731 и пре­до­ста­вить участ­ни­кам ры­н­ка са­мо­сто­я­тель­но опре­де­лять, как им обес­пе­чи­вать со­хран­ность цен­но­стей (тем бо­лее, что нор­ма­тив­но­го до­ку­мен­та за три ме­ся­ца до всту­п­ле­ния в си­лу тре­бо­ва­ний по ли­цен­зи­ро­ва­нию ску­п­ки так и не по­яви­лось),

- или огра­ни­чить воз­мо­ж­ные тре­бо­ва­ния по «тех­ни­че­ской укре­п­лен­но­сти» объ­ек­та для по­лу­че­ния ли­цен­зии на ску­п­ку юве­ли­р­ных из­де­лий у на­се­ле­ния на­ли­чи­ем сей­фов.

Се­год­ня ма­лый и ми­к­ро - биз­нес в сфе­ре ДМДК тя­го­ти­т­ся не на­ло­го­вым бре­ме­нем, а ад­ми­ни­стри­ро­ва­ни­ем из­бы­точ­ных обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и усло­ж­не­ни­ем ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти. Имен­но эти тре­бо­ва­ния тол­ка­ют пред­при­ни­ма­те­лей на уход в «тень». Се­год­ня для раз­ви­тия ле­галь­но­го юве­ли­р­но­го биз­не­са тре­бу­ет­ся вы­ра­бо­т­ка при­н­ци­па ра­зу­м­ной до­ста­точ­но­сти кон­тро­ля и всех обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний.

Мы пред­ла­га­ем вне­сти со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в нор­ма­тив­но-­пра­во­вые ак­ты. Ре­ше­ние, ко­неч­но, за ре­гу­ля­то­ром.

Пред­при­ни­ма­тель­ские ри­с­ки луч­ше оста­вить са­мим пред­при­ни­ма­те­лям. Тем бо­лее, что пред­при­ни­ма­те­ли и са­ми, как ни­кто дру­гой, за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­хран­но­сти сво­е­го иму­ще­ства.

За­чем же го­су­дар­ство бе­рет управ­ле­ние эти­ми ри­с­ка­ми на се­бя?

Это ста­но­ви­т­ся по­нят­но, ес­ли про­сле­дить ис­то­рию от­но­ше­ния на­ше­го го­су­дар­ства к зо­ло­ту. Еще 13 июля 1920 г. бы­ло из­да­но по­ста­но­в­ле­ние СНК РСФСР «Об изъ­я­тии бла­го­род­ных ме­тал­лов, де­нег и раз­ли­ч­ных цен­но­стей», в со­о­т­вет­ствии с ко­то­рым без­воз­мезд­но и не­за­ви­си­мо от ко­ли­че­ства та­ко­вых изы­ма­лись зо­ло­то и пла­ти­на в сли­т­ках и «сы­ром ви­де». А 15 июня 1921 г. на за­се­да­нии кол­ле­гии Нар­ко­м­фи­на РСФСР был по­став­лен во­прос и при­ня­то ре­ше­ние уже о ску­п­ке зо­ло­та. По­след­ним из длин­ной че­ре­ды со­вет­ских ак­тов, пред­пи­сы­ва­ю­щих стро­гие пра­ви­ла хра­не­ния цен­но­стей, ста­ла Ин­струк­ция Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов СССР от 15 июня 1978 го­да № 53 «О по­ряд­ке по­лу­че­ния, рас­хо­до­ва­ния, уче­та и хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней на пред­при­я­ти­ях, в учре­ж­де­ни­ях и ор­га­ни­за­ци­ях». Она уста­но­ви­ла жeст­кий кон­троль за со­ци­а­ли­сти­че­ской на тот мо­мент соб­ствен­но­стью. За­тем бы­ла ин­струк­ция Мин­фи­на Рос­сии от 04 ав­гу­ста 1992 го­да № 67. Уже не бы­ло со­вет­ской вла­сти, но ДМДК от­но­си­лись к ка­те­го­рии ва­лют­ных цен­но­стей. Ны­не дей­ству­ю­щее по­ста­но­в­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ № 731 от 28 сен­тяб­ря 2000 го­да уна­сле­до­ва­ло часть пре­ж­них норм.

Так что се­го­д­ня­ш­ний кон­троль и на­д­зор за зо­ло­том — это пря­мое на­сле­дие из да­ле­ко­го со­вет­ско­го про­ш­ло­го. Со­в­сем от не­го от­ка­зы­вать­ся не­б­ла­го­ра­зу­м­но, но и пол­но­стью его ко­пи­ро­вать не­про­грес­сив­но.

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->