Вирус полностью перевернул представление людей о мире и о самих себе. Даже в такой процветающей стране, как Швейцария, многие потеряли работу или лишились бизнеса. Закрываются привычные магазинчики у дома и любимые рестораны. Слишком много потерь вокруг, чтобы думать о такой неважной и узкой отрасли, как ювелирная. Что происходит в ювелирном бизнесе? Как изменились потребительские привычки? Как продавать «ненужные» вещи за очень большие деньги в период всемирной пандемии?
Еще в феврале 2020 года ювелирный мир был полон планов на будущее, но уже весной закрылись все производства и магазины по продаже драгоценностей, начались первые сокращения рабочих мест. К лету всем стало понятно, что как прежде — не будет уже никогда.
Лишенные возможности путешествовать и общаться с коллегами, ювелиры закрылись в мастерских и начали создавать новые украшения. Спрос на драгоценности к лету 2020 года стал постепенно восстанавливаться, благодаря азиатским рынкам, которые справились с вирусом быстрее Европы и Америки. Осенью «драматичный» сценарий карантинных мер повторился, и лишь немногие ювелирные компании смогли похвастаться хорошими продажами в канун Рождества — традиционный пик продаж ювелирных украшений.
Прошедший год внес свои коррективы и в деятельность ювелирных аукционов. Налаженный механизм, работающий на полной мощности десятки последних лет, вынужден был снизить обороты и «умерить пыл». Главные ювелирные торги Magnificent Jewels в Женеве, Гонконге и Нью-Йорке прошли не по графику и не по привычному сценарию. Во-первых, снизилось количество лотов, то есть украшений, которые были выставлены на продажу. Дилеры и коллекционеры не спешили расставаться с сокровищами в непростые времена, дожидаясь бонусов отложенного спроса и «повышенного аппетита» постковидного времени. Как следствие, к середине года снизился объем торгов, ну и, разумеется, прибыль аукционных домов, но уже к осени ситуация улучшилась, аукционы рапортовали об успешных и даже рекордных продажах. В то же время торги в непривычном онлайн-формате принесли свои плоды в виде новых покупателей, которые до этого никогда не приобретали украшения через аукционы, то есть молодая аудитория потянулась к прекрасному.
В целом рекордных продаж было немного, впрочем, как и лотов, благодаря которым они были бы возможны Тем не менее были и любопытные моменты.
Так, в июне аукцион Christie’s выставил на онлайн-торги кольцо с безупречным бриллиантом 28,86 карат, цвета D. Конечная
цена продажи в 2,115 млн американских долларов стала абсолютным рекордом для онлайн-продаж и убедила самых заядлых скептиков, что интернет-торги открывают большие перспективы перед аукционами в будущем.
Потребительские привычки тоже претерпели заметные изменения. В отсутствие привычных путешествий люди предпочли тратить деньги традиционным способом. Теперь в приоритете покупка вещей, имеющих «вторую жизнь», то есть на которых, продав их в будущем, возможно получится даже заработать, и уж по крайней мере удастся вернуть потраченную сумму. Ювелирные украшения относятся к такой категории покупок, поэтому теперь драгоценности покупают со знанием дела, со множеством вопросов о качестве материалов.
С драгоценными камнями еще сложнее, покупатели хотят знать, где и когда был добыт камень, какие он имеет характеристики цвета и чистоты, имеется ли сертификат и за сколько, в случае необходимости, можно будет продать этот камень в будущем. Желание клиентов ювелирных магазинов разобраться в качестве и цене стало одним из позитивных моментов пандемии.
Несмотря на вдумчивый выбор одних покупателей, преимущественно мужского пола, главные потребители драгоценностей — женщины —продолжают делать эмоциональные покупки. Так, пандемия возродила спрос на сентиментальные украшения: милые «зверушки» и прочие прелести, которые вызывают положительные эмоции, стали хитом продаж 2020 года. Если обратиться к истории, то после потрясений XX века ювелирные компании отвечали на запрос общества и производили простые, но очень понятные и милые сердцу украшения с природной, анималистической тематикой, восполняя таким образом недостаток позитивных эмоций и усталость от сильных психологических потрясений. Даже знаменитая пантера от Cartier появилась именно в период «ревущих двадцатых», сразу после окончания Первой мировой войны и эпидемии испанского гриппа в Европе.
Основной вопрос, который волнует всю ювелирную индустрию: как продавать ювелирные украшения — по сути, абсолютно «ненужные» вещи — в период пандемии? Сейчас как никогда важно доверие между продавцом и покупателем. Украшения все больше укрепляются в статусе покупки со смыслом, с философией, вещи с важным эмоциональным значением. Подарка в честь важного события от дорогого и близкого человека, который хочется носить долго и с удовольствием. Для таких продаж от ювелиров и продавцов требуются новые навыки, способность услышать и понять своего клиента, желание создать и предложить ему нечто особенное, чтобы покупатель ушел с важной и очень ценной для него покупкой, а спустя некоторое время — обязательно вернулся снова.