Роскошная работа: как справляется с кризисом отрасль, заточенная на блеск и красоту
Раздел: Рынки
31 августа 2021 г.
Производители драгоценностей подвели итоги полугодия. Москвичи и тут оказались в авангарде, подняв рынок ювелирных изделий на 14 с лишним процентов по сравнению со всем доковидным 2019 годом. Ювелирка всегда считалась индикатором состояния экономики (есть спрос на драгоценности — есть уверенность в завтрашнем дне). Означают ли приведенные цифры конец кризиса в отрасли, а заодно и в жизни потребителей? Давайте разбираться.
В первом полугодии нынешнего года москвичи накупили драгоценностей на 30,4 миллиарда рублей, догнав и перегнав объем годовых продаж 2019-го, когда столица спустила на украшения 26,66 миллиарда. Как быть с показателями 2020-го, не совсем ясно, так как, подводя итоги за прошлый год, Росстат решил объединить в подсчетах Москву и область. Но даже с учетом этого весь столичный регион всего за шесть прошедших месяцев лишь немного не дотянул до итоговой цифры всего 2020 года (39,22 миллиарда рублей против 41 прошлогоднего миллиарда) и уже переплюнул суммарный показатель Москвы и области за 2019-й (35,32 миллиарда). Наверное, неплохая тенденция для отрасли, которая с 2014 года находится в перманентном кризисе.
А с камнями не повезло
Понятно, что пандемия ударила ее под дых: количество заводов сократилось с 4500 до 3500, из отрасли были вынуждены уйти примерно 60 тысяч человек. Активно закрываются и стационарные магазины — почти 5 тысяч за год. Нынешним летом, например, умер один из старейших (если не старейший) ювелирный магазин на проспекте Мира — бывший советский «Сапфир», торговавший украшениями как минимум с середины 1950-х. Путчи с перестройками пережил, дефолты с кризисами, а тут не устоял… Некоторый рост демонстрируют сейчас разве что мастерские по ремонту ювелирки — их стало сотен на семь больше. Видимо, мы активнее понесли в починку уже имеющиеся украшения вместо того, чтобы покупать новые.
На вполне объективные причины вроде падения покупательной способности населения наложился и рост стоимости золота и драгоценных камней — сразу на 50–70 процентов (некоторые камни вообще подорожали в два-три раза). А ведь именно они составляют основную (85–90 процентов) часть конечной цены. И если с добычей золота у нас все нормально (третье место в мире после Китая и Австралии), то львиную долю камней нам приходится закупать за границей.
— К сожалению, кроме алмазов и янтаря, ничего другого у нас в стране не добывается, — объясняет генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. — Не повезло. Нефть есть, газ есть, цветные металлы… А с камнями — только две позиции из 300 необходимых. Приходится везти из Таиланда, Индии, Бразилии, да еще при ввозе и пошлину в 10 процентов платить, в отличие от зарубежных конкурентов. В итоге мы уже на этом этапе проигрываем им в цене.
Впрочем, некоторые эксперты смотрят на ситуацию довольно оптимистично.
— Если верить Пробирной палате РФ, производство ювелирных украшений по отношению к прошлому году сократилось у нас на треть, и почти в два раза — по сравнению с 2019-м, — говорит директор Аналитического центра SOKOLOV Алина Колпакова. — Ощущение, что рынок рухнул. Но это не так. Если считать в деньгах, он растет. Дело в том, что ювелирка исторически не самая прозрачная отрасль в РФ, единой методики оценки ее производства и продаж до сих пор нет. Например, Росстат собирает статистику по кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и в результате часто смешивает в своих отчетах розничные и оптовые продажи. Влияют на ситуацию и макроэкономика, инфляция и другие факторы. По нашим оценкам, в прошлом году в натуральном выражении рынок сжался процентов на 40, но в этом уже вернулся (с небольшим снижением в 2 процента) к уровню двух первых кварталов 2019-го. При этом производство золотых украшений сейчас уже выросло на 52 процента по сравнению с первым полугодием 2020-го и практически вернуло доковидные (2019 года) показатели.
По словам Колпаковой, нестыковки в ювелирной статистике связаны и с изменением требований к обороту серебра, которое в силу цены сейчас составляет львиную долю продаж. Если раньше производитель обязан был ставить клейма на все серебряные изделия весом до 3 граммов, то с прошлого года это дело добровольное.