Опасный рост числа китайских охотников за скидками на предметы роскоши

Раздел: Торговля
12 августа 2021 г.

Ос­но­в­ные вы­во­ды:

- Бо­лее 63 про­цен­тов ки­тай­ских ре­с­пон­ден­тов при­з­на­лись, что ис­поль­зу­ют свои те­ле­фо­ны как «де­мон­стра­ци­он­ный зал» для про­вер­ки цен, вы­би­рая то­ва­ры в ма­га­зи­не.

- за­б­лу­ж­де­ни­ем яв­ля­ет­ся рас­про­стра­нен­ное мне­ние о том, что по­тре­би­те­ли, же­ла­ю­щие сде­лать вы­год­ную по­ку­п­ку и ищу­щие то­вар, от­но­сят­ся ис­клю­чи­тель­но к ни­ж­ней ча­сти ди­а­па­зо­на до­хо­дов, по­сколь­ку стре­м­ле­ние со­вер­шить вы­год­ную по­ку­п­ку на­хо­дит от­клик та­к­же у по­тре­би­те­лей с бо­лее вы­со­ки­ми до­хо­да­ми.

- Та­кие ин­стру­мен­ты, как ко­ды для скид­ки, уве­ли­чи­ва­ют до­ход от про­даж за счет сти­му­ли­ро­ва­ния проб­ных про­дук­тов - ме­тод, ко­то­рый та­к­же обес­пе­чи­ва­ет дол­го­сроч­ную ло­яль­но­сть.

Па­ра­докс про­цве­та­ю­ще­го ры­н­ка пред­ме­тов рос­ко­ши в Ки­тае за­клю­ча­ет­ся в том, что же­ла­ние вла­деть то­ва­ром лю­к­со­во­го брен­да при­ве­ло к по­яв­ле­нию со­вер­шен­но но­во­го се­г­мен­та по­тре­би­те­лей пред­ме­тов рос­ко­ши - охо­т­ни­ков ку­пить пред­ме­ты рос­ко­ши по вы­год­ной це­не. Эта тен­ден­ция по боль­шей ча­сти оста­лась не­за­ме­чен­ной, по­сколь­ку ру­ко­во­ди­те­ли брен­дов, ве­ро­ят­но, име­ют бо­лее иде­а­ли­зи­ро­ван­ное пред­став­ле­ние о сво­ей це­ле­вой кли­ен­ту­ре. Это пред­став­ле­ние, ско­рее все­го, не вклю­ча­ет че­ло­ве­ка, ко­то­рый про­смат­ри­ва­ет ре­зуль­та­ты по­ис­ка в Ин­тер­не­те, что­бы най­ти са­мое луч­шее пред­ло­же­ние.

Тем не ме­нее, ре­аль­ность та­ко­ва, что де­мо­кра­ти­че­ские устре­м­ле­ния бо­лее ши­ро­ко­го клас­са по­тре­би­те­лей при­в­ле­ка­ют по­ку­па­те­лей, ко­то­рые об­ра­ща­ют вни­ма­ние на бренд, а та­к­же чув­стви­тель­ны к це­нам. Мно­гие ки­тай­ские по­тре­би­те­ли с огра­ни­чен­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми от­но­сят­ся к бо­лее мо­ло­дой воз­рас­т­ной груп­пе и впе­р­вые по­ку­па­ют пред­ме­ты рос­ко­ши. Для срав­не­ния: ВВП на ду­шу на­се­ле­ния в Ки­тае в 2020 го­ду со­ста­вил око­ло $11 000 по срав­не­нию с $63 200 в США. Тем не ме­нее, не­ко­то­рые по­тре­би­те­ли не хо­тят упу­стить воз­мо­ж­ность осу­ще­ствить хо­тя бы часть сво­ей меч­ты о пред­ме­тах рос­ко­ши.

Вот здесь в иг­ру всту­па­ет це­на. Со­глас­но ис­сле­до­ва­нию, про­ве­ден­но­му McKinsey в 2019 го­ду, 63 про­цен­та ки­тай­ских ре­с­пон­ден­тов при­з­на­лись, что ис­поль­зу­ют свои те­ле­фо­ны как «де­мон­стра­ци­он­ный зал». Спро­си­те лю­бо­го про­дав­ца ма­га­зи­на пред­ме­тов клас­са «люкс», и он под­твер­дит, что по­ку­па­те­ли ис­поль­зу­ют свои те­ле­фо­ны для про­вер­ки цен во вре­мя про­смо­т­ра то­ва­ров в ма­га­зи­не.

По­ку­п­ка пред­ме­тов рос­ко­ши по вы­год­ной це­не - лишь один из спо­со­бов по­лу­чить до­ступ к все­лен­ной лю­к­со­вых брен­дов. Тем не ме­нее, за­б­лу­ж­де­ни­ем яв­ля­ет­ся рас­про­стра­нен­ное мне­ние о том, что по­тре­би­те­ли, же­ла­ю­щие сде­лать вы­год­ную по­ку­п­ку и ищу­щие то­вар, от­но­сят­ся ис­клю­чи­тель­но к ни­ж­ней ча­сти ди­а­па­зо­на до­хо­дов, по­сколь­ку стре­м­ле­ние со­вер­шить вы­год­ную по­ку­п­ку на­хо­дит от­клик та­к­же у по­тре­би­те­лей с бо­лее вы­со­ким уро­в­нем до­хо­дов.

Это яв­ле­ние не со­в­сем но­вое. Мо­ти­ва­ция ки­тай­ских пу­те­ше­ствен­ни­ков, сте­кав­ших­ся в Па­риж, Ми­лан и дру­гие ме­ста за по­ку­п­ка­ми за ру­бе­жом до COVID-19, за­клю­ча­лась в первую оче­редь в том, что­бы сэко­но­мить на по­ку­п­ках пред­ме­тов рос­ко­ши и при этом на­сла­дить­ся пу­те­ше­стви­я­ми за гра­ни­цу. А ес­ли это бы­ло не­воз­мо­ж­но, они все­г­да мо­г­ли об­ра­тить­ся к услу­гам «дай­гоу» (daigou, про­фес­си­о­наль­но­го по­сред­ни­ка по за­ку­п­ке то­ва­ров за гра­ни­цей для кли­ен­тов в Ки­тае), что­бы по­лу­чить ну­ж­ный пред­мет клас­са «люкс» по бо­лее низ­кой це­не, чем в сво­ей стра­не.

Но что за­мет­но из­ме­ни­лось се­год­ня, так это ле­г­кость по­ис­ка вы­год­ной це­ны на пред­ме­ты рос­ко­ши - и бли­же к до­му и все­го лишь с по­мо­щью од­но­го щел­ч­ка мы­ш­ки. Та­кие фе­сти­ва­ли шо­п­пин­га, как День хо­ло­стя­ков и рас­про­да­жа 618 (18 июня, в день со­з­да­ния ги­ган­та ки­тай­ской элек­трон­ной тор­го­в­ли JD.com - прим. ред.), поз­во­ля­ют сэко­но­мить на лю­к­со­вых пред­ме­тах. Не­у­ди­ви­тель­но, что McKinsey со­об­щи­ла, что глав­ным фа­к­то­ром по­ку­п­ки в День хо­ло­стя­ков был раз­мер ски­док. Это ис­сле­до­ва­ние та­к­же по­ка­зы­ва­ет, что по­тре­би­те­ли при­вы­к­ли ис­кать и по­ку­пать лю­к­со­вые брен­ды со скид­кой. Та­ким об­ра­зом, скид­ки ста­ли ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ный осо­бен­но­стью, свя­за­н­ной с пред­ме­та­ми рос­ко­ши в Ки­тае.

Sephora, на­при­мер, стре­ми­т­ся ис­поль­зо­вать ко­ды для скид­ки, уве­ли­чи­вая до­ход от про­даж за счет сти­му­ли­ро­ва­ния проб­ных про­дук­тов - ме­тод, ко­то­рый та­к­же обес­пе­чи­ва­ет дол­го­сроч­ную ло­яль­но­сть. Воз­мо­ж­но­сти де­лать скид­ки на пред­ме­ты рос­ко­ши про­дол­жа­ют про­цве­тать и ва­рьи­ру­ют­ся от пря­мых тран­с­ля­ций с по­ка­зом пред­ме­тов рос­ко­ши и Tmall Luxury Soho до мно­же­ства плат­форм элек­трон­ной тор­го­в­ли со скид­ка­ми.

В ре­зуль­та­те по­ку­п­ка пред­ме­тов рос­ко­ши по вы­год­ной це­не ста­ла об­ще­при­ня­той нор­мой или «но­вой нор­маль­но­стью» для по­ку­п­ки то­ва­ра клас­са «люкс». Бо­лее то­го, нет ни­ка­ких при­з­на­ков сни­же­ния этой тен­ден­ции, по­сколь­ку ма­га­зи­ны бес­по­шлин­ной тор­го­в­ли внут­ри стра­ны про­дол­жа­ют раз­ви­вать­ся как аль­тер­на­тив­ная «стра­на чу­дес» для по­ку­па­те­лей, чув­стви­тель­ных к це­нам. Со­глас­но по­след­ним дан­ным та­мо­ж­ни Хай­коу, об­щий объ­ем про­даж в ма­га­зи­нах бес­по­шлин­ной тор­го­в­ли на Хай­на­не со­ста­вил $7,2 млрд (46,8 млрд юа­ней), что на 226 про­цен­тов боль­ше по срав­не­нию с 1 июля 2020 го­да. Косме­ти­ка, ча­сы и юве­ли­р­ные из­де­лия со­ста­ви­ли 71,5 про­цен­та от об­ще­го объ­е­ма бес­по­шлин­ных про­даж. По про­г­но­зам Bernstein Research, к 2030 го­ду объ­ем бес­по­шлин­ных про­даж на Хай­на­не пре­вы­сит $200 млрд.

Л­ю­к­со­вые брен­ды стал­ки­ва­ют­ся с на­дви­га­ю­щей­ся ди­ле­м­мой: как прой­ти че­рез это мин­ное по­ле ски­док. Тео­рия за­клю­ча­ет­ся в том, что скид­ки не яв­ля­ют­ся ча­стью пред­став­ле­ния о пред­ме­тах рос­ко­ши. Со­об­ще­ния в СМИ о том, что ве­ду­щие лю­к­со­вые брен­ды, на­при­мер, Gucci, Louis Vuitton, Chanel и Dior, по­вы­ша­ют це­ны для ки­тай­ско­го ры­н­ка - это про­стая, но эф­фек­тив­ная та­к­ти­ка для по­вы­ше­ния ста­ту­са брен­да и кон­тро­ля над по­тре­би­тель­ским спро­сом.

Но на пра­к­ти­ке мно­гие лю­к­со­вые брен­ды по­па­да­ют­ся в ло­ву­ш­ку дис­кон­ти­ро­ва­ния, ча­сто для то­го, что­бы из­ба­вить­ся от из­бы­точ­ных за­па­сов или при­влечь но­вых по­тре­би­те­лей. На­при­мер, не­дав­нее от­кры­тый Florentia Village Chongqing пред­ло­жил по­ку­па­те­лям 60-­про­цен­т­ную скид­ку на от­дель­ные то­ва­ры брен­да Prada. Ко­неч­но, лю­бы­ми стра­те­ги­я­ми дис­кон­ти­ро­ва­ния ну­ж­но бу­дет осто­ро­ж­но управ­лять. Рекла­м­ные ак­ции, быст­рые рас­про­да­жи и дру­гие та­к­ти­ки про­даж, ос­но­ван­ные на це­не, не яв­ля­ют­ся ин­стру­мен­та­ми, укре­п­ля­ю­щи­ми бренд. При­мер Coach в США по­ка­зы­ва­ет нам, что дис­кон­ти­ро­ва­ние мо­жет не толь­ко сни­зить мар­жу, но и по­в­ли­ять на дол­го­сроч­ный ка­пи­тал брен­да.

Не бу­дет пре­у­мень­ше­ни­ем ска­зать, что су­ще­ству­ет по­вы­шен­ный риск то­го, что ки­тай­ские по­тре­би­те­ли бу­дут хо­дить по ма­га­зи­нам в ожи­да­нии по­ку­п­ки лю­к­со­во­го брен­да со скид­кой. Но ка­ж­дый ме­не­д­жер лю­к­со­во­го брен­да дол­жен от­ве­тить на этот во­прос как мо­ж­но че­ст­нее: ну­ж­ны ли мне скид­ки для про­да­жи мо­е­го лю­к­со­во­го брен­да? Ес­ли да, ско­рее все­го, ты не ту иг­ру вы­брал.

Г­лин Атвал - до­цент Бур­гун­д­ской шко­лы биз­не­са (Фран­ция). Он яв­ля­ет­ся со­ав­то­ром кни­ги «Брен­ды пред­ме­тов рос­ко­ши в Ки­тае и Ин­дии» (Luxury Brands in China and India), (Palgrave Macmillan).

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->