Камни, которые ранее называли полудрагоценными, а сегодня зовут поделочными или минеральными, уверенно пробивают себе дорогу в высокое ювелирное искусство. В них меньше романтики и блеска, чем в прозрачных камнях с огранкой, но эти матовые красавцы доказали, что могут быть верными напарниками для более ценных собратьев, подчеркивая их цвет и увеличивая масштаб всего украшения. И если небольшие подвески и кольца на каждый день с малахитом, бирюзой, ониксом и карнелианом уже привычны, то, появившись в высоком ювелирном искусстве, горный хрусталь и лазурит окончательно закрепили за собой место на ювелирном олимпе.
Поделочные камни за последние два года стали привычным фигурантом коллекций высокого ювелирного искусства, служа востребованными компаньонами для дорогих драгоценных камней. К счастью, поделочные камни не так редки, как их драгоценные собратья, а значит, их можно использовать не скупясь и создавать таким образом крупные цветные украшения. После локдаунов 2020 года, когда спрос на все цветное значительно вырос, это особенно ценно.
Одно из самых ярких украшений этого года — колье Constellation Astrale из коллекции Chanel Escal a Venise, которое напомнило запертым в локдауне любителям путешествий о прекрасной Венеции. Чтобы передать впечатление от звездного неба, директор ювелирного направления компании Патрис Легеро предпочел сапфирам и танзанитам гораздо более доступный лазурит оттенка индиго с блестящими вкраплениями золотого пирита. Его доступная цена позволила Легеро не ограничиваться в размерах. Так родилось масштабное колье с вырезанными на манер древнеримских мозаик плитками лазурита с акцентами из бриллиантов и звездами из желтых сапфиров.
Поделочные камни в этом году появились и у британской марки Garrard в украшениях Fanfare Symphony в форме веера, вдохновленных женским аксессуаром XVIII века, служившим для сокрытия личности на лондонских маскарадах. В каждом украшении поделочный камень использован в паре с хроматически комплементарным ограненным драгоценным: розовый опал с розовым сапфиром, бирюза с аквамарином, малахит с изумрудом. В коллекции грани драгоценных камней контрастируют с матовостью и глубиной цвета поделочных.
Для креативного директора Dior Joailerie Виктуар де Кастеллан цвет в украшениях очень важен. Одним из лучших примеров ее колористических экспериментов стала коллекция Gem Dior, которую сама де Кастеллан описывает как «абстрактно-органическую». Украшения вдохновлены процессом формирования минералов горных недрах, поэтому тонкие прямоугольные полоски из хризопраза, оникса, карнелиана и арагонита образуют неровные, асимметричные браслеты и кольца. Виктуар и раньше использовала поделочные камни, но в более демократичных линиях, например, в коллекции Rose de Vents, обращаясь к их так называемым целебным свойствам. А восьмигранный малахитовый циферблат часов Gem Dior — знак солидарности с новейшим увлечением часовщиков устанавливать поделочные камни на циферблаты. Что, в свою очередь, является предложением на повышенный спрос — в апреле винтажные Rolex Daytona с циферблатом из бирюзы были проданы на аукционе Sotheby`s за $3,1 млн, что в шесть раз превысило эстимейт.
Тренду последовали и другие ювелиры. Коллекция Les Berlingots французского дома Cartier сверкает миниатюрными брусками из розового и голубого халцедона, оникса и малахита с пирамидальными наконечниками из золота с бриллиантами. Van Cleef & Arpels добавили поделочные камни в свои коллекции Perlee и Alhambra. А итальянцы Pomellato использовали матовые камни не самым очевидным способом в коллекции Kintsugi, взяв сломанные агат и кахолонг и соединив неровные кусочки с помощью золота на манер японской керамики кинцуги. Искусство склеивать разбитые черепки посуды золотым раствором идеально передает идею ответственного потребления и того, как шрамы могут стать силой. Это не первый раз, когда Pomellato работают с минеральными камнями. В 2017 году у бренда появилась коллекция коктейльных колец с матовыми камнями в честь 50-летнего юбилея марки. Тогда ювелиры тоже взяли не самые известные экземпляры: цоизит, родохрозит, древесный агат и хризоколлу.
Несмотря на то что поделочные камни вновь в моде, эти минералы ценились с незапамятных времен. Современных ювелиров в них привлекают разнообразие цвета, а древних больше интересовала их способность выдерживать гравировку. Их использовали для инталий, украшений в технике углубленного рельефа. На карнелиане, яшме, агате вырезали в основном портреты, и иногда они служили в качестве оттиска на восковой печати. В Древнем Риме гравированный портретами карнелиан использовали для свадебных колец. Сегодня есть практика устанавливать эти древние артефакты в новую, современную оправу.