Комментарии к предложениям Ассоциации «Гильдия ювелиров России» по упрощению экспорта ювелирных изделий в режиме B2C (интернет-торговля в адрес физических лиц)
По данным Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) доля электронной торговли в Российской Федерации в 2020 году была рекордной, в том числе благодаря пандемии она по всем товарам составила 9,6 % от всего объема розничных продаж.
Согласно косвенным данным (по аналогии с рынком косметики и парфюмерии), доля интернет торговли ювелирными изделиями от розницы составляет 3 %.
13 % электронной торговли происходит на не российских электронных площадках. Эту цифру можно считать равной объемам трансграничной интернет торговли.
Следовательно, весь объем трансграничной интернет торговли ювелирных изделий в Российской Федерации составляет 0,4 % от объема их розничных продаж. Цифра включает импорт и экспорт.
Реально экспортные поставки ювелирных изделий в режиме В2С осуществляет единственная российская компания, которая не является производителем. Она экспортирует как изделия российского, так и иностранного производства. Данная компания занимается интернет торговлей различных товаров посредством исключительно телекоммуникаций. Доставка до покупателя осуществляется в том числе Почтой России.
Еe доля в российском экспорте ювелирной продукции – 1,4 % от стоимости, 5,3 % от веса нетто и 82 % от количества деклараций на товары.
Основной особенностью ювелирных изделий является их высокая стоимость при минимальных физических объeмах, что относит их к ценным грузам и определяет специальные требования к их безопасности и сохранности при проведении любых операций.
Неслучайно, что Всемирная почтовая конвенция, подписанная всеми участниками Всемирного почтового союза (практически все страны мира) в Статье 18 «Не допускаемые отправления. Запрещения» рассматривает возможность пересылки ювелирных изделий только при объявлении ценности.
Целый ряд стран при подписании Конвенции зафиксировал особые положения, касающиеся МПО с ювелирными изделиями.
Например, Китай не принимает посылки с изделиями из драгоценных металлов не на предъявителя, не с объявленной ценностью. Почтовые службы Азербайджана и Казахстана вообще не принимают посылки, содержащие драгоценные металлы и камни.
Существуют и другие ограничения при пересылке в международных правовых отношениях. Согласно решению ЕЭК № 107, в МПО нельзя пересылать драгоценные металлы и драгоценные камни.
Кроме того, «Почта России» ограничивает стоимость перевозимых ценностей - 50 000 рублей (для стандартных перевозок).
Министерство Финансов Российской Федерации и Федеральная пробирная палата России рассматривают перевозчиков драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, как участников оборота ДМДК и субъектов государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК). В первую очередь это связано с определением действующей ответственности в отношении данных товаров в любой момент времени. Например, при длительном хранении или при пересечении границ Российской Федерации.
Локализация мест таможенного оформления ювелирных изделий так же определяется их спецификой.
В случае экспорта это пять таможенных постов. С учетом возможностей международного авиасообщения реально работают четыре.
Наличие в штате таможенных постов дипломированных специалистов, имеющих опыт работы исключительно с этой группой товаров, а также их взаимодействие с государственными контролерами являются основой максимально прозрачных условий для скорейшего принятия решений по определению таможенной стоимости и выпуску в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Достигнут баланс затрат государства на контроль за оборотом ДМДК и потребностей бизнеса.
В общей логистике доставки изделий до потребителя за границей (В2С) сегодня государственный контроль и таможенное оформление в Российской Федерации занимают 1,5 дня. Доставка почтой России – 2/3 недели в Европу.
Выводы:
Предлагается:
Для создания благоприятных условий для экспорта ювелирных изделий в режиме В2С (интернет торговля в адрес физических лиц):
- провести анализ рынка трансграничной интернет торговли ювелирными изделиями Российской Федерации (за счет сил и средств заинтересованных сторон);
- установить временные нормативы проведения госконтроля и таможенного оформления (вместе не более двух рабочих дней);
- выделить в составе таможенных постов и подразделений государственного контроля отдельные группы сотрудников, отвечающие за оформление экспорта;
- провести круглые столы, мастер-классы, другие обучающие мероприятия по вопросам организации экспортной деятельности;
- использовать риск-ориентированный подход (в зависимости от присвоенной компании категории — осуществлять госконтроль на 100%, 50% и т.д.).