АЛРОСА представляет революционную технологию трейсинга алмазов и бриллиантов с помощью неинвазивной лазерной маркировки. В отличие от привычной лазерной гравировки, нанометку невозможно уничтожить или сполировать. Она однозначно идентифицирует бриллианты АЛРОСА, отличая их от других, в том числе лабораторно выращенных, и позволяет получить полную информацию об их происхождении.
По данным опросов потребителей на ключевых рынках США и Китая, возможность трейсинга служит важным фактором при принятии решения о покупке. Трейсинг подразумевает регистрацию всех этапов, которые алмаз проходит от месторождения до витрины в ювелирном магазине, для гарантированного подтверждения его происхождения.
АЛРОСА представляет технологию неинвазивной физической маркировки алмазов и созданных из них бриллиантов. В еe разработке принимали участие ученые Российской академии наук, а также специалисты входящих в АЛРОСА Научно-исследовательского геологического предприятия (НИГП) и института Якутнипроалмаз.
В отличие от существующих сегодня на рынке методик трейсинга, основанных на сличении с цифровой копией, физическая наномаркировка АЛРОСА дает 100-процентную вероятность идентификации драгоценного камня. Она отличается также от лазерной гравировки, которые наносится ближе к поверхности бриллианта.
Лазерная нанометка АЛРОСА наносится в кристаллическую решeтку на атомарном уровне, распределена по всему объeму кристалла и ее невозможно увидеть без сканера. Бриллианты с такой меткой проходили сертификацию в крупнейшем мировом геммологическом центре GIA.
Метка представляет собой трехмерный код, связанный с платформой ALROSA Provenance. Там представлена подробная информация о происхождении бриллианта и его характеристиках, уникальном идентификационном номере, а также фото, видео, схемы планирования огранки и т.п.
Ученые считают, что по мере дальнейшего развития технология также выглядит перспективной с точки зрения записи внутрь бриллианта больших массивов данных, включая медийные файлы – вплоть до изображений и музыки.
На данный момент компания предлагает своим партнерам бриллианты с нанесенными в них метками, а также считывающее оборудование. Считывание метки занимает менее минуты и со временем будет оптимизировано.
Проведенный патентный поиск подтвердил, что данная технология впервые используется с коммерческими целями для трейсинга алмазов и бриллиантов. В настоящий момент АЛРОСА получает патенты на нее в основных центрах алмазно-бриллиантовой торговли, соответствующие процедуры запущены в США, Китае, Гонконге, Макао, Тайване, Великобритании, Израиле, Бельгии и Индии.
«Нанометку наносят, воздействуя на кристалл лазерным импульсом определенной длины волны, интенсивности и длительности. Это лазерное излучение воздействует на кристаллическую решетку на уровне отдельных атомов и ускоряет процессы их диффузии аналогично процессам, которые в природных условиях происходят в условиях верхней мантии Земли в течение миллионов лет. В результате в кристалле образуются нанообласти, которые отличаются от фоновых и видны только с помощью сканера, специально созданного для считывания меток. На сегодняшний день мы разработали стандартизированные процедуры записи в метку нескольких десятков бит информации. Этого достаточно для маркировки алмаза распределенной меткой», - сказал Олег Ковальчук, к.т.н., курирующий данный проект в институте Якутнипроалмаз.
«Ориентируясь на растущий запрос рынка, мы уделяем большое внимание вопросу трейсинга и гарантий происхождения своих алмазов и бриллиантов. Будучи крупнейшей вертикально интегрированной алмазодобывающей компанией в мире, АЛРОСА занимает уникальную позицию: имея замкнутый периметр производства полного цикла, мы располагаем всей информацией о бриллианте и алмазе, из которого он сделан. Созданная нами технология лазерных нанометок позволяет расширить эти гарантии на бриллианты, реализуемые партнерами. Приобретая украшение с бриллиантом, защищенным лазерной нанометкой, покупатель может быть уверен в том, что он действительно произведен АЛРОСА: нанесенный в бриллиант трехмерный код однозначно связан с его уникальным идентификатором и цифровым паспортом на платформе компании, который включает, помимо прочего, информацию о пользе, которую его создание принесло обществу», - сказал генеральный директор АЛРОСА Сергей Иванов.
[ Ювелирные Известия ]