Дистанционная продажа ювелирных изделий — тонкий вопрос

Раздел: Ювелиры и компании
04 июня 2021 г.

Тор­го­в­ля юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми пе­ре­жи­ла за­ко­но­мер­ный спад в 2020 го­ду, од­на­ко уже в на­ча­ле 2021 го­да пре­вы­си­ла по­ка­за­те­ли до­кри­зис­но­го 2019 го­да. По­че­му так про­и­зо­шло и ка­кие по­тря­се­ния мо­гут ожи­дать от­расль в бу­ду­щем в свя­зи с за­ко­но­да­тель­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми — в ин­тер­вью РБК Пе­тер­бург рас­ска­зал ге­не­раль­ный ди­рек­тор АО «Юве­ли­р­т­орг» Сер­гей Бо­го­мо­лов.

— Как юве­ли­р­ная от­расль пе­ре­жи­ла 2020 год и с ка­ки­ми ре­зуль­та­та­ми всту­пи­ла в 2021-й?

— Пан­де­мия 2020 го­да ста­ла шо­ком для всех. Два ме­ся­ца мы не ра­бо­та­ли. По­нят­но, что фи­нан­со­вые ре­зуль­та­ты ока­за­лись ни­же, чем в 2019 го­ду. Од­на­ко уже в 2021 го­ду мы уви­де­ли рост по­ка­за­те­лей от­но­си­тель­но ана­ло­ги­ч­ных ме­ся­цев до­кри­зис­но­го 2019 го­да.

— С чем вы свя­зы­ва­е­те ро­ст?

— В мень­шей сте­пе­ни — с от­ло­жен­ным спро­сом. Во мно­гом, на мой взгляд, ска­за­лось от­сут­ствие вы­езд­но­го ту­риз­ма. День­ги, ко­то­рые не бы­ли по­тра­че­ны на от­дых за гра­ни­цей, лю­ди по­тра­ти­ли в том чис­ле на по­ку­п­ку юве­ли­р­ных из­де­лий. Те, кто ра­нь­ше по­ку­па­ли укра­ше­ния за ру­бе­жом, се­го­д­ня по­ку­па­ют у нас. Со­о­т­вет­ствен­но, спрос не­сколь­ко сме­сти­л­ся в сто­ро­ну бо­лее до­ро­гих из­де­лий.

Те, кто ра­нь­ше по­ку­па­ли укра­ше­ния за ру­бе­жом, се­го­д­ня по­ку­па­ют у нас. Со­о­т­вет­ствен­но, спрос не­сколь­ко сме­сти­л­ся в сто­ро­ну бо­лее до­ро­гих из­де­лий.

— Как от­ра­зи­л­ся на ры­н­ке юве­ли­р­ных из­де­лий рост цен на зо­ло­то?

— Це­ны на дра­г­ме­тал­лы, и на зо­ло­то в част­но­сти, цик­ли­ч­но рас­тут и па­да­ют. Сей­час цикл ро­ста. Со­о­т­вет­ствен­но, це­на из­де­лий вы­ро­сла, по­ку­па­те­ли с огра­ни­чен­ным бюд­же­том ста­ли вы­би­рать укра­ше­ния мень­ше­го ве­са. Но во мно­гих слу­ча­ях лю­ди при­об­ре­та­ют юве­ли­р­ные из­де­лия при не­об­хо­ди­мо­сти. На­при­мер, об­ру­чаль­ные коль­ца или зо­ло­той кре­стик для ре­бен­ка. Не имея ка­кой-то пра­к­ти­че­ской поль­зы, юве­ли­р­ные из­де­лия, зо­ло­то да­ют столь не­об­хо­ди­мые по­ло­жи­тель­ные эмо­ции и ста­тус.

— Как про­яв­ля­ет­ся в от­рас­ли все­об­щий тренд на ци­ф­ро­ви­за­цию и он­лайн-­про­да­жи?

— Ди­стан­ци­он­ная про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий — тон­кий во­прос. С од­ной сто­ро­ны, по за­ко­ну ка­че­ствен­ное юве­ли­р­ное из­де­лие об­ме­ну и воз­вра­ту не под­ле­жит. С дру­гой — в слу­чае пол­но­стью ди­стан­ци­он­ной про­да­жи и опла­ты по­ку­па­тель име­ет без­усло­в­ное пра­во вер­нуть при­об­ре­тен­ный то­вар. Уже по­яви­лась ка­те­го­рия по­тре­би­те­лей, ко­то­рые за­ка­зы­ва­ют укра­ше­ния, де­ла­ют, на­при­мер, фо­то для Instagram, по­лу­ча­ют «ин­фор­ма­ци­он­ную мар­жу» и офор­м­ля­ют воз­врат. Но да, до­ля про­даж с ис­поль­зо­ва­ни­ем ди­стан­ци­он­ных ка­на­лов не­сколь­ко вы­ро­сла. Я ду­маю, что за­ко­но­да­тель­ство в сфе­ре ди­стан­ци­он­ных про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий еще бу­дет ме­нять­ся. В лю­бом слу­чае на­ши внут­рен­ние про­из­вод­ствен­ные про­цес­сы пол­но­стью под­го­то­в­ле­ны для это­го ка­на­ла про­даж.

— Как вы от­но­си­тесь к вве­де­нию обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий?

— В це­лом я под­дер­жи­ваю эту ини­ци­а­ти­ву с точ­ки зре­ния си­сте­ма­ти­за­ции ры­н­ка. Это не па­на­цея, но сде­лать ры­нок бо­лее про­з­ра­ч­ным она спо­соб­на. Еще один по­ло­жи­тель­ный мо­мент в том, что юве­ли­р­но­му со­об­ще­ству уда­лось от­сро­чить вве­де­ние обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки до 2024 го­да.

Есть от­дель­ные ню­ан­сы, це­ле­со­об­раз­ность ко­то­рых под во­про­сом. На­при­мер, на­не­се­ние мар­ки­ро­в­ки пря­мо на из­де­лие. Ин­фор­ма­ци­он­ная ем­кость дву­мер­но­го штрих­ко­да, на­не­сен­но­го на столь ма­лую пло­ща­дь, ми­ни­маль­на. Все, что мо­ж­но за­ко­ди­ро­вать, — уни­каль­ный иден­ти­фи­ка­ци­он­ный но­мер, при­вя­за­н­ный к ба­зе дан­ных опе­ра­то­ра, где со­дер­жи­т­ся ин­фор­ма­ция об из­де­лии. Ло­ги­ч­нее бы­ло бы раз­ме­стить штрих­код на би­р­ке, то­г­да всю эту ин­фор­ма­цию мо­ж­но про­дуб­ли­ро­вать в са­мом штрих­ко­де. Это поз­во­ли­ло бы в том чис­ле под­стра­хо­вать­ся на слу­чай, ес­ли ба­за ока­жет­ся не­до­сту­п­на на мо­мент по­ку­п­ки.

Кро­ме то­го, го­су­дар­ство обе­ща­ет обес­пе­чить бес­плат­ную мар­ки­ро­в­ку всех из­де­лий. Од­на­ко вста­ет во­прос, сколь­ко вре­ме­ни по­на­до­би­т­ся про­би­р­ной па­ла­те, что­бы вы­пол­нить та­кой объ­ем ра­бо­ты, и в ка­кую су­м­му не­пря­мых рас­хо­дов это вы­льет­ся.

— Это ведь не един­ствен­ное за­ко­но­да­тель­ное из­ме­не­ние, ко­то­рое го­то­вит го­су­дар­ство?

— Да, ко­неч­но, го­то­вят­ся зна­чи­тель­ные по­прав­ки в 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». По­ка ра­но их об­су­ж­дать, на­де­юсь, при­ня­тие этих по­пра­вок поз­во­лит про­дол­жить ра­бо­ту пред­при­я­тий юве­ли­р­ной от­рас­ли. Та­к­же об­су­ж­да­ет­ся воз­мо­ж­ность от­ме­ны НДС на дра­г­ме­тал­лы, как сы­рье для юве­ли­р­ной от­рас­ли. При этом ожи­да­ет­ся от­ме­на спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов: УСН, ЕНВД и т. д. Я счи­таю это спра­вед­ли­вым и ло­ги­ч­ным. Не ис­клю­че­но, что часть иг­ро­ков в ре­зуль­та­те уй­дет с это­го ры­н­ка, но про­з­ра­ч­ность биз­не­са по­вы­си­т­ся.

— Вы до­пус­ка­е­те та­кое раз­ви­тие со­бы­тий?

— Я до­пус­каю лю­бое раз­ви­тие со­бы­тий. Но на се­го­д­ня­ш­ний день ме­ха­низм при­ня­тия за­ко­нов та­ков, что се­рьез­ные но­во­вве­де­ния об­су­ж­да­ют­ся в ра­бо­чих груп­пах с уча­сти­ем от­рас­ле­вых ор­га­ни­за­ций. И у юве­ли­ров та­кая ор­га­ни­за­ция есть — Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии, чле­ном со­ве­та ко­то­рой я яв­ля­юсь. Го­су­дар­ство го­то­во к нам при­слу­ши­вать­ся, мы до­ка­за­ли это, до­бив­шись от­сроч­ки для вве­де­ния обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки.

К со­жа­ле­нию, не все пред­ста­ви­те­ли биз­не­са по­ни­ма­ют зна­чи­мость этой ра­бо­ты. Ес­ли бы ка­ж­дая юве­ли­р­ная ко­м­па­ния под­дер­жи­ва­ла Гиль­дию, в том чис­ле фи­нан­со­во, мы мо­г­ли бы из­бе­жать це­ло­го ря­да про­б­лем. На­при­мер, не­из­ве­ст­но, к че­му при­ве­дет вза­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм на тер­ри­то­рии ЕАЭС и смо­гут ли рос­сий­ские юве­ли­ры кон­ку­ри­ро­вать с юве­ли­ра­ми Ки­р­ги­зии или Ар­ме­нии в но­вых усло­ви­ях.

Не­из­ве­ст­но, к че­му при­ве­дет вза­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм на тер­ри­то­рии ЕАЭС и смо­гут ли рос­сий­ские юве­ли­ры кон­ку­ри­ро­вать с юве­ли­ра­ми Ки­р­ги­зии или Ар­ме­нии в но­вых усло­ви­ях

— «Юве­ли­р­т­ор­гу» в 2021 го­ду ис­пол­ня­ет­ся 85 лет. С ка­ким ба­га­жом вы по­до­шли к это­му юби­лею?

— Дей­стви­тель­но, ис­то­рия на­шей ко­м­па­нии на­с­чи­ты­ва­ет уже 85 лет. И это не на­ду­ман­ная ци­ф­ра — в на­шем ар­хи­ве хра­нят­ся тру­до­вые кни­ж­ки лю­дей, при­ня­тых на ра­бо­ту в 1936 го­ду. Пред­при­я­тие до­ста­точ­но бо­лез­нен­но про­шло пе­ри­од 1991–93 го­дов. Это и от­сут­ствие то­вар­ных фон­дов, и про­цесс при­ва­ти­за­ции. Мно­гое уда­лось пре­о­до­леть бла­го­да­ря спло­чен­но­сти кол­лек­ти­ва, его до­ве­рию то­г­да­ш­не­му ру­ко­вод­ству пред­при­я­тия. С то­го вре­ме­ни сеть зна­чи­тель­но вы­ро­сла, пе­ре­жи­ла вме­сте со стра­ной не­сколь­ко спа­дов и подъ­е­мов. По­сте­пе­н­но, шаг за ша­гом мы за­ня­ли свое ме­сто на ры­н­ке. Бренд «Юве­ли­р­т­орг» зна­ют во всех кру­п­ных го­ро­дах Се­ве­ро-За­па­д­но­го фе­де­раль­но­го окру­га.

[ plus.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->