В пандемийный год ювелирная сеть «Адамас» объявила о закрытии магазинов. Buybrand.ru выяснил, сколько точек действительно закрылись и почему, каковы планы сети на ближайший год, а главное — какая ситуация сложилась в ювелирной рознице в 2021-м. На вопросы отвечал руководитель отдела развития и франчайзинга сети Александр Петрунин.
– По итогам весны-лета 2020 года мы полностью закрыли часть магазинов, решение о закрытии этих магазинов принималось по следующим критериям: магазин в докризисный период работал на грани рентабельности, т.е. давал операционный ноль и не приносил прибыли, или арендодатель не шeл на уступки при согласовании новых арендных условий. Это позволило произвести определенную «чистку сети» и к моменту снятия ограничительных мер иметь стабильную сеть, то есть стать ещe более сильными чем раньше.
– При оценке сети и принятии решений о закрытиях мы не разделяем магазины на собственные и франчайзинговые, а действуем в единой логике, иначе это было бы не честно по отношению к партнерам.
В период пандемии ювелирные офлайн магазины не работали в принципе, выручка за 2-й квартал 2020 года, можно сказать, была равна нулю.
Магазины, которые не приносили прибыли, мы закрыли полностью, и в ближайшее время не рассматриваем открытие в этих локациях. Что касается магазинов, закрытых из-за неоправданных, по нашей оценке, арендных условий, мы готовы были закрыть полностью, но большинство арендодателей пересмотрели свои позиции и пошли на приемлемые для нас условия, что позволило возобновить деятельность таких магазинов.
В итоге из-за невозможности договориться с арендодателями мы закрыли всего 3 магазина. Также нам пришлось закрыть 2 франчайзинговые точки, но благодаря условиям нашего сотрудничества партнеры не понесли финансовых потерь, так как товарный запас был возвращен нам, а инвестиции в подготовку магазина к открытию окупились ещe в 2019 году.
Мы крайне взвешенно подходим к выбору локаций для открытия новых магазинов, и точность прогнозирования товарооборота за 2018-2019 годы превышает 80%. Это, конечно, усложняет подбор качественных локаций, но новые открывающиеся объекты ведут себя стабильно.
– Закрытие торговых точек в период пандемии повлекло за собой отложенный спрос на ювелирные украшения, поэтому восстановление шло с опережающей динамикой относительно исторически сложившегося сезонного спроса.
– Нельзя сказать, что у нас были какие-то амбициозные ожидания, скорее, мы заняли наблюдательную позицию.
Мы отслеживали развитие ситуации в динамике. Первым ключевым фактором был возврат магазина к самоокупаемости. Следующим — восстановление объемов продаж 2019 года, чего удалось достичь достаточно быстро из-за отложенного спроса. И уже после этого мы прикладывали усилия, чтобы магазины выполнили планы 2020 г., которые были установлены до пандемии.
– Нашим партнерам мы помогли согласовать приемлемые арендные условия и провести кадровую работу с персоналом, позволившую сократить основные затраты магазинов. В условиях закрытия магазинов прочих значительных операционных затрат у партнеров не было. Также, где это было возможно сделать без нарушений законодательства, франчайзинговые магазины работали в формате точек выдачи интернет-заказов.
Напомню, что ювелирный ритейлер «Адамас» успешно развивает франчайзинговую сеть и более чем 200 магазинов по всей России.
– Все зависит от того, какой период нашей экономики можно считать докризисным и что брать за показатели — деньги или штуки. Если деньги, то с учетом роста котировок на золото и курсов валют докризисные показатели вернутся достаточно скоро, во всяком случае, точно быстрее, чем показатели в штуках.
Для каких-то ювелирных сетей или магазинов докризисные показатели не вернутся никогда.
Но, если говорить серьезно, то рынок точно не будет прежним. Для каких-то ювелирных сетей или магазинов докризисные показатели не вернутся никогда, а для кого-то кризис даст возможность роста, занятия новых ниш и увеличения своей доли на профильном рынке, но происходить это будет, вероятнее всего, за счет каннибализации более слабых игроков.Доля онлайн продаж постоянно увеличивается, но на сегодняшний день нельзя назвать еe существенной. Все-таки ювелирные украшения люди пока предпочитают приобретать в формате офлайн.
Остальные возможные риски можно разделить на две категории: стандартные риски ритейла и риски, обусловленные спецификой ведения ювелирного бизнеса. Стандартные риски — это разработка бренда (как минимум названия на вывеске и рекламного оформления), правильный выбор помещения, наeм и обучение персонала и прочее. К специфичным рискам можно отнести выбор правильного торгового оборудования и освещения, разработка ассортиментной и ценовой политики, маркетинг, правильное ведение учета с соблюдением требований действующего законодательства.