Стремиться к совершенству

Раздел: Выставки
15 марта 2021 г.


В Му­зе­ях Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля, не­смо­т­ря на пан­де­мию, с огро­м­ным успе­хом про­ш­ла вы­став­ка «Карл Фа­бер­же и Фe­дор Рю­керт. Ше­дев­ры рус­ской эма­ли», где бы­ло пред­став­ле­но око­ло 400 про­из­ве­де­ний из дра­го­цен­но­го ме­тал­ла с эма­лью ра­бо­ты рус­ских юве­ли­р­ных фирм ру­бе­жа XIX и XX ве­ков, по­ло­т­на рус­ских жи­во­пис­цев и ше­дев­ры рус­ской на­ци­о­наль­ной со­кро­ви­щ­ни­цы (у­соль­ские эма­ли, ки­тай­ский фар­фор, зо­ло­тая утварь ХVII в.).

О рас­цве­те рус­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства и его пред­ста­ви­те­лях, а та­к­же о со­сто­я­нии юве­ли­р­ной от­рас­ли в на­сто­я­щее вре­мя с Rough&Polished бе­се­до­ва­ла ку­ра­тор вы­став­ки, ис­кус­ство­вед Та­тья­на Мун­тян.

Всe, что свя­за­но с име­нем Фа­бер­же, вы­зы­ва­ет огро­м­ный и за­слу­жен­ный ин­те­рес, по­сколь­ку это не­у­вя­да­е­мый бренд и до сих пор не­до­ся­га­е­мая вер­ши­на. По­это­му од­но­вре­мен­но вы­став­ле­ны из­де­лия Фа­бер­же в Исто­ри­че­ском му­зее, и к его му­зею в Санкт-Пе­тер­бур­ге не за­рас­та­ет на­род­ная тро­па. Чем от­ли­ча­ет­ся вы­став­ка, про­шед­шая в вы­ста­воч­ных за­лах Му­зеев Кре­м­ля? Кро­ме то­го, что вни­ма­ние уде­ле­но еще од­ной ва­ж­ной пе­р­со­не - ху­до­ж­ни­ку по эма­ли Фе­до­ру Рю­кер­ту.

На­ша вы­став­ка - «Карл Фа­бер­же и Фе­дор Рю­керт. Ше­дев­ры рус­ской эма­ли» - при­у­ро­че­на к сто­ле­тию со дня смер­ти Кар­ла Густа­во­ви­ча Фа­бер­же, но цель ее - по­ка­зать та­кой ас­пект в его твор­че­стве, как про­из­вод­ство эма­ле­вых из­де­лий в ори­ги­наль­ном рус­ском сти­ле, на­зы­ва­е­мом ра­нее та­к­же «Мос­ко­в­ским сти­лем». Это ва­ж­ное на­прав­ле­ние в его про­из­вод­стве и твор­че­стве, не при­в­ле­кав­шее ра­нь­ше боль­шо­го вни­ма­ния, - из­го­то­в­ле­ние пред­ме­тов в сти­ле на­ци­о­наль­ной ста­ри­ны, с ис­поль­зо­ва­ни­ем эма­ле­вых тех­ник раз­ных ви­дов: эмаль по ска­ни, вы­е­м­ча­тая эмаль, жи­во­пись по эма­ли и од­на из са­мых сло­ж­ных и тру­до­е­м­ких эма­лей - окон­ная, или ви­т­ра­ж­ная. Го­во­рить об этом на­прав­ле­нии в твор­че­стве Фа­бер­же не­воз­мо­ж­но без рас­ска­за о его мно­го­лет­нем пар­т­не­ре и дру­ге - Фе­до­ре Ива­но­ви­че Рю­кер­те, од­ном из са­мых вид­ных и та­лан­т­ли­вых мос­ко­в­ских жи­во­пис­цев по эма­ли. Он со­труд­ни­чал с фи­р­мой Кар­ла Фа­бер­же, по­став­ляя для его ма­га­зи­нов свои ве­ли­ко­ле­п­ные из­де­лия. И ес­ли о фи­р­ме Фа­бер­же из­ве­ст­но очень мно­гое, то о Фе­до­ре Рю­кер­те до срав­ни­тель­но не­дав­не­го вре­ме­ни зна­ли толь­ко по­свя­щен­ные лю­ди - спе­ци­а­ли­сты, кол­лек­ци­о­не­ры, ан­ти­к­вар­ные ди­ле­ры. И нам хо­те­лось эту не­с­пра­вед­ли­вость устра­нить и ока­зать Фе­до­ру Ива­но­ви­чу за­слу­жен­ное вни­ма­ние. По­это­му глав­ной на­шей за­да­чей был по­иск его на­сле­дия в го­су­дар­ствен­ных и част­ных со­бра­ни­ях. В го­су­дар­ствен­ных со­бра­ни­ях ве­щи Рю­кер­та огра­ни­че­ны, но част­ные кол­лек­ци­о­не­ры за по­след­ние го­ды со­бра­ли очень зна­чи­тель­ные кол­лек­ции его ра­бот. Но бы­ло бы то­же не­пра­виль­ным, го­во­ря о рус­ской эма­ли эпо­хи ис­то­риз­ма и мо­дер­на XIX и на­ча­ла ХХ ве­ка, не упо­мя­нуть дру­гих за­ме­ча­тель­ных рус­ских ма­сте­ров эма­ле­во­го де­ла, ра­бо­тав­ших в мос­ко­в­ских фи­р­мах По­став­щи­ков Вы­со­чай­ше­го Дво­ра П. Ов­чин­ни­ко­ва, И. Хлеб­ни­ко­ва и И. Са­зи­ко­ва. Бы­ли та­к­же за­ме­ча­тель­ная мос­ко­в­ская фи­р­ма Оре­ста Кур­лю­ко­ва, фи­р­ма Не­ми­ро­ва-Ко­лод­ки­на, По­став­щи­ка Ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­за­ве­ты Фе­до­ро­в­ны, мос­ко­в­ские ар­те­ли и дру­гие пред­при­я­тия. Так мы и со­з­да­ли та­кую мно­го­об­раз­ную, по­ли­хро­м­ную кар­ти­ну рус­ско­го эма­ле­во­го де­ла пе­ри­о­да его рас­цве­та на ру­бе­же XIX и XX ве­ков.

Мы зна­ли, что ве­щи Рю­кер­та есть в Исто­ри­че­ском му­зее, на­ши кол­ле­ги лю­без­но их пре­до­ста­ви­ли, за что мы им очень при­з­на­тель­ны. Ко­в­шик Рю­кер­та мы уви­де­ли в аль­бо­ме Ху­до­же­ствен­но­го му­зея в Му­ро­ме - по­про­си­ли у кол­лег. Фе­дор Ива­но­вич по­ме­щал на свои пред­ме­ты ми­ни­а­тюр­ные ко­пии по­ло­тен Ива­на Ку­ли­ко­ва - му­ро­м­ля­ни­на, ху­до­ж­ни­ка, чье на­сле­дие есть в Му­ро­ме. По­про­си­ли и кар­ти­ны. Ран­ний при­мер твор­че­ства Рю­кер­та был в лон­дон­ском Му­зее Ви­к­то­рии и Аль­бер­та, ко­то­рый, не­смо­т­ря на пан­де­мию и огра­ни­че­ния кон­та­к­тов, при­слал нам за­ме­ча­тель­ный ку­бок, укра­шен­ный дву­гла­вым ор­лом. Зна­чи­тель­ное со­бра­ние эма­лей Рю­кер­та и фи­р­мы Фа­бер­же в рус­ском сти­ле со­брал кол­лек­ци­о­нер Ма­к­сим Ре­вя­кин - эн­ту­зи­аст, из­дав­ший кни­гу о сво­ей за­ме­ча­тель­ной кол­лек­ции, став­шей ос­но­вой вы­став­ки. Со­би­ра­ли бук­валь­но по кру­пи­цам - у част­ных лиц, в му­зе­ях… К со­жа­ле­нию, не всe уда­лось при­вез­ти из-­за всем из­ве­ст­ных об­сто­я­тель­ств, но, не­смо­т­ря на это, в ка­та­лог во­шли ве­щи из США (со­бра­ние «Бей­лин-Ма­ко­гон») и Ве­ли­ко­бри­та­нии (со­бра­ние Ее Ве­ли­че­ства Ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты II).

Есть мне­ние - воз­вра­ща­ясь к ли­ч­но­сти Фа­бер­же, - что он был боль­ше все же ге­ни­аль­ный ад­ми­ни­стра­тор и ме­не­д­жер, чем ху­до­ж­ник. Что Вы ду­ма­е­те об этом?

Бе­з­усло­в­но, Карл Фа­бер­же был ге­ни­аль­ный управ­ле­нец. Ге­ни­аль­ный пред­при­ни­ма­тель. Но что­бы ру­ко­во­дить юве­ли­р­ным биз­не­сом, в ко­то­ром в иные го­ды на не­го ра­бо­та­ло бо­лее 500 че­ло­век, - та­ким огро­м­ным и сло­ж­ным де­лом, как юве­ли­р­ное, он сам дол­жен быть юве­ли­ром и, ко­неч­но, ху­до­ж­ни­ком. Он дол­жен был по­ни­мать весь твор­че­ский и про­из­вод­ствен­ный про­цесс. По­это­му Фа­бер­же, есте­ствен­но, вла­дел в со­вер­шен­стве аза­ми юве­ли­р­но­го ма­стер­ства. Он обу­чал­ся у дру­га от­ца, пе­тер­бур­г­ско­го юве­ли­ра Хис­ки­а­са Пен­ди­на. Карл Фа­бер­же был и ху­до­ж­ни­ком, сам ри­со­вал эс­ки­зы. Хо­тя у не­го бы­ла боль­шая груп­па ри­со­валь­щи­ков (с ним со­труд­ни­ча­ли да­же ака­де­ми­ки жи­во­пи­си, име­ни­тые ху­до­ж­ни­ки и скуль­п­то­ры), тем не ме­нее, Фа­бер­же ли­ч­но от­с­мат­ри­вал и ви­зи­ро­вал все ри­сун­ки - да­же Мос­ко­в­ской фаб­ри­ки, где был бо­лее мас­со­вый то­вар. Вкус - это во­об­ще не об­су­ж­да­ет­ся - был в ос­но­ве ли­ч­но­сти Фа­бер­же, с дет­ства вос­пи­тан его от­цом, то­же юве­ли­ром, по­ни­мав­шим не­об­хо­ди­мость об­ра­зо­ва­ния для сы­на, что­бы он мог воз­гла­вить се­мей­ное де­ло. По­это­му Фа­бер­же в мо­ло­до­сти мно­го пу­те­ше­ство­вал по Ев­ро­пе: изу­чал кол­лек­ции Дрез­де­на, Фло­рен­ции, два­ж­ды в год обя­за­тель­но ез­дил в Па­риж смо­т­реть но­вин­ки, по­се­щать му­зеи. А еще Фа­бер­же был та­лан­т­ли­вей­шим ре­став­ра­то­ром: из­ве­ст­но, что его ру­ка­ми на про­тя­же­нии не­сколь­ких лет воз­ро­ж­да­лись ан­ти­ч­ные зо­ло­тые из­де­лия из со­бра­ния Им­пе­ра­тор­ско­го Эр­ми­та­жа. Он из мно­же­ства раз­би­тых кус­ков со­став­лял един­ствен­но вер­ное це­лое и да­же спо­соб­ство­вал ра­ци­о­наль­ной ка­та­ло­ги­за­ции со­бра­ния зна­ме­ни­то­го му­зея. По­это­му со­труд­ни­ки Эр­ми­та­жа на­зы­ва­ли Фа­бер­же уче­ным и об­ра­зо­ван­ным юве­ли­ром. Так что это был че­ло­век мно­же­ства та­лан­тов - бы­ва­ют та­кие ге­нии, в ко­то­рых всe со­ш­лось. По­это­му го­во­рить, что он был толь­ко ме­не­д­же­ром, мы не мо­жем - он имен­но и стал пред­при­ни­ма­те­лем та­лан­т­ли­вым, по­то­му что он вла­дел все­ми на­прав­ле­ни­я­ми и юве­ли­р­но­го, и ху­до­же­ствен­но­го де­ла, и ре­став­ра­ци­он­но­го.

Кро­ме ли­ч­но­сти Фа­бер­же, что еще спо­соб­ство­ва­ло та­ко­му рас­цве­ту юве­ли­р­но­го ис­кус­ства в то вре­мя? За­ка­зы Цар­ско­го дво­ра, ка­ких-то бо­га­тых лю­дей, ко­то­рые хо­те­ли окру­жить се­бя кра­со­той и рос­ко­шью?

Ко­неч­но, здесь роль Ли­ч­но­сти в Исто­рии име­ла ме­сто, но бы­ли и аб­со­лют­но объ­ек­тив­ные при­чи­ны ро­ста юве­ли­р­но­го де­ла в Рос­сии. На­до ска­зать, об­ра­зо­ван­ность и ма­те­ри­аль­ное бла­го­со­сто­я­ние жи­те­лей Рос­сий­ской Им­пе­рии в XIX ве­ке по­вы­ша­лись - это был век раз­ви­тия про­мы­ш­лен­но­го ка­пи­та­лиз­ма, и за­каз­чи­ка­ми бы­ли уже не толь­ко ав­гу­стей­шие осо­бы, при­шел но­вый класс. Ку­п­цы-то бы­ли уже не пре­ж­ние ар­шин­ни­ки чу­ма­зые, ко­то­рые в са­по­гах-­бу­ты­л­ках хо­ди­ли. Ку­п­цы бы­ли об­ра­зо­ван­ные, ин­те­ре­со­ва­лись фи­ло­со­фи­ей, их же­ны ез­ди­ли на Ри­вье­ру, а де­ти учи­лись в Сор­бон­не и где угод­но - это бы­ли но­вые по­ку­па­те­ли. И по­ми­мо ав­гу­стей­ших особ, ко­то­рые все­г­да под­дер­жи­ва­ли фи­р­му сво­и­ми за­ка­за­ми, на­и­бо­лее бла­го­дар­ной и пла­те­же­с­по­соб­ной кли­ен­ту­рой бы­ла, ко­неч­но, но­вая фи­нан­со­вая и про­мы­ш­лен­ная эли­та. Рос­сий­ское пра­ви­тель­ство при­ня­ло це­лый ряд мер за­щи­ты на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки в те го­ды, в том чис­ле юве­ли­р­но­го де­ла. «Мы зре­ем не ве­ка­ми, а де­ся­ти­ле­ти­я­ми», как ска­зал Ка­ра­м­зин, и по­это­му бук­валь­но из сред­не­ве­ко­во­го со­сто­я­ния рус­ское юве­ли­р­ное де­ло в крат­чай­шие сро­ки ста­ло со­вре­мен­ным и пе­ре­до­вым. Тут мно­же­ство фа­к­то­ров: но­вые клас­сы, но­вые по­ку­па­те­ли, но­вые день­ги, - но и муд­рая по­ли­ти­ка Фа­бер­же. Ведь Фа­бер­же про­да­вал в сво­ем ма­га­зи­не в Москве ве­щи, сто­ив­шие 3 руб­ля 50 ко­пе­ек - лю­бой мог ку­пить та­кую зо­ло­тую бро­шеч­ку. То есть охват ши­ро­чай­шей ауди­то­рии, но­вая по­ли­ти­ка: сде­ла­ешь од­ну ни­т­ку за 50 ты­сяч руб­лей тех ста­рых ца­р­ских де­нег и бу­дешь ждать по­ку­па­те­ля, а фи­р­ма дол­ж­на про­да­вать, иметь по­сто­ян­ные обо­ро­ты. И Фа­бер­же все­г­да го­во­рил: мы по­став­ля­ем не толь­ко ве­щи са­мо­го изыс­кан­но­го вку­са, но и мно­го про­дук­ции для лиц не­бо­га­тых. И эти не­бо­га­тые мно­го по­ку­па­ли, фи­р­мы рос­ли, бо­га­те­ли, по­то­му что пред­ла­гал­ся со­вер­шен­но раз­ный то­вар. Но и бро­ш­ка за 3 руб­ля 50 ко­пе­ек все рав­но де­ла­лась так же тща­тель­но и проч­но, как и до­ро­гая ве­щь. И еще раз осо­бо от­ме­чу под­дер­ж­ку рос­сий­ско­го пра­ви­тель­ства на фо­не ро­ста про­мы­ш­лен­ной жиз­ни стра­ны.

Не уди­ви­тель­но ли, что лю­ди не­рус­ских кор­ней со­ста­ви­ли сла­ву рос­сий­ско­го ис­кус­ства?

Пред­ки Фа­бер­же бы­ли гу­ге­но­ты из Фран­ции, дав­но ее по­ки­нув­шие, еще во вре­мя от­ме­ны Нан­т­ско­го эди­к­та. Отец ро­ди­л­ся в Рос­сий­ской им­пе­рии - Густав, ос­но­ва­тель фи­р­мы, - в Ли­ф­лян­дии, в го­ро­де Пер­но­ве. А сам Фа­бер­же ро­ди­л­ся уже в Пе­тер­бур­ге и был вос­пи­тан в рус­ской куль­ту­ре. И не ва­ж­но, что его отец имел од­ни кор­ни, мать - швед­ские кор­ни, - де­ло не в на­ци­о­наль­но­сти, а в рус­ском ду­хе. Фе­дор Ива­но­вич Рю­керт не­по­нят­но, где ро­ди­л­ся, и был «прус­ской на­ции», как о нем пи­са­ли. Но он су­мел по­чув­ство­вать мос­ко­в­ский дух - Ус­пе­н­ско­го со­бо­ра, Моск­вы, Та­ган­ки, где его окру­жа­ла спе­ци­фи­ч­ная сре­да, еще Ост­ро­в­ским опи­сан­ная. И ра­бо­т­ни­ки его бы­ли все рус­ские: в Москве в юве­ли­р­ное де­ло ма­сте­ров-ре­мес­лен­ни­ков на­би­ра­ли из рус­ских - во­круг Моск­вы це­лые се­ла за­ни­ма­лись из­дав­на этим про­мыс­лом.

Нас­коль­ко дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни до­пол­ня­ли ху­до­же­ствен­ную сто­ро­ну этих ве­щей и по­вы­ша­ли их эс­те­ти­че­скую цен­но­сть? Что они при­в­но­си­ли?

У нас и ра­нь­ше, со­з­да­вая ве­щи в рус­ском сти­ле - ко­в­ши, бра­ти­ны и ча­ши, в сти­ле на­ци­о­наль­ной ста­ри­ны, - до­пол­ни­тель­но осы­па­ли их цвет­ны­ми ка­м­ня­ми и ка­бо­шо­на­ми. Но в дан­ных пред­ме­тах это дей­стви­тель­но лишь рос­ко­ш­ное до­пол­не­ние. Ес­ли вещь все-та­ки из эма­ли - ос­но­в­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся эма­ли, без­усло­в­но. Ес­ли это им­пе­ра­тор­ские пас­халь­ные яй­ца - их де­ла­ли в ми­р­ное вре­мя толь­ко из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Да­же ко­г­да Фа­бер­же со­з­да­вал яй­цо с сюр­при­зом в ви­де плы­ву­ще­го ле­бе­дя для им­пе­ра­три­цы Ма­рии Фе­до­ро­в­ны, то де­лал он его не из се­ре­бра, а из зо­ло­та; но свер­ху он по­се­реб­рил ле­бе­дя, что­бы он был бе­ло­с­не­ж­ным. По­то­му что это был ца­р­ский за­каз - вот это бы­ло ва­ж­но: это был ле­бедь из зо­ло­та, но по­се­реб­рен­ный.

Что ка­са­ет­ся утва­ри в сти­ле на­ци­о­наль­ной ста­ри­ны, ис­поль­зо­ва­лось, в ос­но­в­ном, се­ре­бро, то­же дра­го­цен­ный ме­талл. А ка­м­ни бы­ли в дан­ном слу­чае до­пол­не­ни­ем. Но это бы­ла рус­ская тра­ди­ция, ко­неч­но: сде­лать ковш, укра­сить эма­лью и еще осы­пать до­пол­ни­тель­но дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Но ве­щи на этой вы­став­ке, в ос­но­в­ном, из се­реб­ра с эма­лью, за ис­клю­че­ни­ем двух им­пе­ра­тор­ских яиц, где и зо­ло­то, и пла­ти­на, и чуть-­чуть ка­м­ней. Ну, и окла­ды по тра­ди­ции рос­ко­ш­но укра­ша­ли же­м­чу­гом, по­де­лоч­ны­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми - бри­л­ли­ан­та­ми, изу­мру­да­ми, са­п­фи­ра­ми, ру­би­на­ми. Но сам Фа­бер­же, ме­ж­ду про­чим, по это­му по­во­ду ска­зал очень ва­ж­ную фра­зу: «Ме­ня ма­ло ин­те­ре­су­ет ве­щь, ес­ли ее цен­ность толь­ко в том, сколь­ко на­са­же­но бри­л­ли­ан­тов и же­м­чу­гов». Он го­во­рит этим, что он не тор­го­вец, а ху­до­ж­ник, для не­го глав­ное - ди­зайн и ве­ли­ко­ле­п­ное ис­пол­не­ние. Ес­ли вещь бес­та­лан­но за­ду­ма­на, ни­ка­кие бри­л­ли­ан­ты ее не спа­сут. А у Фа­бер­же это, пре­ж­де все­го, был ост­ро­у­м­ный и ори­ги­наль­ный за­мы­сел, и ве­ли­ко­ле­п­ный ди­зайн, и, ко­неч­но, боль­шое ма­стер­ство его юве­ли­ров, эма­лье­ров. Он для сво­ей фи­р­мы от­би­рал без­усло­в­но луч­ших. Как и Фе­дор Рю­керт для сво­ей не­боль­шой ма­стер­ской.

Нас­коль­ко твор­че­ство ве­ли­ких юве­ли­ров пи­та­ет и вдох­но­в­ля­ет со­вре­мен­ных юве­ли­ров? Спо­соб­ству­ют ли та­кие вы­став­ки ро­сту ху­до­же­ствен­но­го уро­в­ня ны­не­ш­ней юве­ли­р­ной про­дук­ции, что­бы со­вре­мен­ные ма­сте­ра тя­ну­лись к вер­ши­нам и об­раз­цам со­вер­шен­ства?

Я на­де­юсь, что вы­став­ки спо­соб­ству­ют. Я на­де­юсь, что юве­ли­ры-ху­до­ж­ни­ки на­ших про­из­водств - хо­тя бы мос­ко­в­ских и близ­ле­жа­щих ре­ги­о­нов - при­ез­жа­ли на вы­став­ку. И ру­ко­вод­ство та­ких пред­при­я­тий, на­вер­ное, дол­ж­но ор­га­ни­зо­вы­вать сво­их лю­дей. По­то­му что они дол­ж­ны иметь уни­каль­ную воз­мо­ж­ность уви­деть эти ве­щи.

Нас­коль­ко тра­ди­ции Фа­бер­же жи­вы? Мо­ж­но ли ска­зать, что ны­не­ш­нее юве­ли­р­ное ис­кус­ство ша­г­ну­ло впе­ред, не­смо­т­ря на не­о­бы­к­но­вен­ные тех­но­ло­гии, сей­час воз­мо­ж­но все сде­лать из все­го - толь­ко ра­бо­тай.

Тра­ди­ции Фа­бер­же, ко­неч­но, жи­вы, и мно­гие фи­р­мы де­кла­ри­ру­ют, что они де­ла­ют ве­щи в его сти­ле. Сколь­ко я ви­де­ла со­вре­мен­ных ин­тер­пре­та­ций те­мы пас­халь­но­го яй­ца с сюр­при­зом – эта те­ма она веч­ная, и это не толь­ко Фа­бер­же, но и Кар­тье де­лал пас­халь­ное яй­цо для рус­ско­го им­пе­ра­то­ра, ка­ж­дый в сво­ем сти­ле. На­до ис­кать, ко­неч­но, соб­ствен­ное на­прав­ле­ние, опи­ра­ясь на бо­га­тей­шие тра­ди­ции. Чем силь­ны еще на­ши фи­р­мы? Ну, все-та­ки мно­гие, как мне ка­жет­ся, еще со­хра­ни­ли тра­ди­ции ру­ко­твор­но­го ма­стер­ства. У нас в Рос­сии де­ла­ют чу­дес­ную скань – это на­ша тра­ди­ци­он­ная тех­ни­ка. У нас все-та­ки жи­во ис­кус­ство жи­во­пи­си по эма­ли - и в Ро­сто­ве Ве­ли­ком, и в Яро­слав­ле уме­ют де­лать фи­нифть. У нас за­ме­ча­тель­ная чернь в Ве­ли­ком Устю­ге, и я не знаю, кто еще в Ев­ро­пе так тон­ко и изыс­кан­но ра­бо­та­ет с чер­нью.

То, что лю­ди, не­смо­т­ря ни на что, ра­бо­та­ют и со­хра­ня­ют не­ко­то­рые рус­ские тра­ди­ции – еще раз под­чер­к­ну, ру­ко­твор­ные, - это не мо­жет нас не ра­до­вать. Это не зна­чит, что не дол­ж­но быть хо­ро­шей и ка­че­ствен­ной мас­со­в­ки, ти­ра­ж­ной. Но для мас­со­в­ки дол­жен быть хо­ро­ший ди­зайн. Для это­го ну­ж­ны хо­ро­шие ху­до­ж­ни­ки - а у нас в стра­не есть сей­час учеб­ные за­ве­де­ния, где мо­ж­но об­ра­зо­вать­ся ху­до­ж­ни­ку-­ю­ве­ли­ру. Труд­но ска­зать, на­сколь­ко это шаг впе­ред по срав­не­нию с бле­стя­щей эрой Фа­бер­же, ко­неч­но. Но я счи­таю, что на­до стре­мить­ся к со­вер­шен­ству, к хо­ро­ше­му ди­зай­ну и дол­ж­но­му уро­в­ню ма­стер­ства.

С­пор­ный во­прос. Ка­ж­до­му вре­ме­ни свои ве­щи, свои про­из­ве­де­ния. Мо­жет быть, кто-то и мо­жет до­тя­нуть­ся до ве­щей Фе­до­ра Ива­но­ви­ча Рю­кер­та.

Ко­неч­но, под­дер­ж­ка - это здо­ро­во, но, как из­ве­ст­но, ху­до­ж­ник ча­сто ра­бо­та­ет не бла­го­да­ря, а во­пре­ки. И, мо­жет быть, очень ча­сто во­пре­ки со­з­да­ют­ся ше­дев­ры. Возь­мем в ка­че­стве при­ме­ров юве­ли­ров Иль­ги­за Фа­зул­зя­но­ва, Мар­ка Бал­ди­на, Сер­гея Чи­рье­ва и про­чих ху­до­ж­ни­ков - они ведь в тех же усло­ви­ях ра­бо­та­ют, что дру­гие, но это не ме­ша­ет им со­з­да­вать за­ме­ча­тель­ные про­из­ве­де­ния. Ес­ли ху­до­ж­ник име­ет твор­че­скую во­лю, то он пре­о­до­ле­ва­ет все.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->