При ознакомлении с проектом «Положения о федеральном государственном пробирном контроле (надзоре)», поступившим 20 февраля на оценку регулирующего воздействия, экспертов нашей Ассоциации удивила статья 26: «В случае выявления ювелирных изделий без оттисков государственного пробирного клейма и (или) маркировки, именника производителя (в случае если ювелирное изделие по документам является продукцией отечественного производства), ювелирных изделий, имеющих признаки фальшивых оттисков пробирных клейм, не считываемой маркировки как непосредственно на ювелирных изделиях и (или) на ярлыках этих изделий, ювелирных изделий, несоответствующих заявленной пробе, несоответствие характеристик вставок драгоценных камней, указанным на ярлыке (в сопроводительных документах), что является признаками административного правонарушения, предусмотренного статей 15.46 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП), уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты принимает меры по привлечению должностных лиц субъекта государственного контроля к административной ответственности в соответствии с КоАП».
Как мы знаем, если на бирку наносят штрих-код производители, то непосредственно на изделия — Федеральная пробирная палата. Считывалась ли эта маркировка у производителя после ФПП — неважно, ведь она могла оказаться загрязненной или поврежденной после галтовки или полировки. Да и без загрязнения тоже может перестать считываться — запас «прочности» микро-штрихового кода невелик.
Такая редакция предполагает наложение обязанности контрольного считывания графических кодов с изделий на всех участников рынка. Т.е. оптическими считывателями должны быть обеспечены не только производители, но и каждая розничная торговая точка, каждая ювелирная мастерская. Такого обязательного требования к участникам рынка ранее не предъявлялось. А помогут ли такие траты? Ведь при проверке хоть одна метка из всего товарного запаса, да не считается.
За то, удачно или не очень нанесли на ювелирные изделия маркировку в Федеральной пробирной палате, ответить предлагается бизнесу. И ответить за то, надежную или не очень технологию маркировки ювелирных изделий разработали Минфин и Гознак.
Странно выглядит конструкция нормы, в которой качество нанесeнного ФПП штрихового кода приравнивается к действиям с нарушением обязательных требований для участников рынка. Причeм, не требуется установления чьей либо вины в том, что штриховой код не считывается (ФПП, производителя, продавца, посредника). Выходит, что за чужие грехи 180 000 заплатит крайний? Есть в проекте серьeзная «неувязочка»: статья 26 предлагаемого к рассмотрению Положения гласит, что «уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты принимает меры по привлечению должностных лиц субъекта государственного контроля к административной ответственности в соответствии с КоАП». А cама статья 15.46 КоАП РФ не предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственность накладывается на индивидуальных предпринимателей в размере от 120 до 140 тысяч рублей, на юридических лиц — от 160 до 180 тысяч рублей.
Тем не менее, несмотря на очевидное противоречие здравому смыслу, если норма сохранится в утвержденном документе, ювелирной торговле придется закупать считыватели микро штрих-кода на металле и затрачивать время на проверку кодов изделий при их поступлении.
Производителям, конечно, тоже придется делать контрольное считывание при отгрузке.